В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения"


План урока.


1. Понятие о сказуемом.

2. Виды сказуемого.

3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.

4. Согласование сказуемого с подлежащим.


Отрывок из очерка Н.Заболоцкого «Ранние годы»


...У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполне...ый книгами. С 1900 года отец выписывал «Ниву», и (по)немногу из приложений к этому журналу (у) него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал... Этот отцовский шкаф с ра...его детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стекля...ой его дверцей, наклее...ое на картонку, виднелось наставление, выреза...ое отцом из календаря. Я сотни раз читал его, и теперь, сорок пять лет спустя, дословно помню его (не)мудреное содержание. Наставление гласило: «Милый, друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу (не)легко. Для многих книги — всё равно, что хлеб»...

Детская душа восприняла календарную премудрость со всей пылкостью и непосредственностью детства. К тому же каждая книга, прочита...ая мной, убеждала меня в правильности этого наставления. Здесь, около книжного шкафа с его календарной панацеей, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам ещё не вполне понимая смысл этого большого для меня события.


1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Библиотека моего отца состояла из приложений к журналу «Нива».

Б) Из календаря отец вырезал и наклеил на картонку мудрое наставление, которое я выучил наизусть.

В) Смысл этого наставления в детстве я понять не смог.

Г) Желание стать писателем появилось у меня уже в детстве.


2. В тексте найдите предложения с простым глагольным сказуемым, подчеркните его, определите его грамматическое значение.

3. К словосочетанию стеклянная дверца подберите синонимичное словосочетание.

_____________________________________


4. Сколько грамматических основ во 2 предложении?



5. Какое сочетание слов из 2 предложения не является грамматической основой предложения?

А) которое переплетал

Б) наставление гласило

В)душа восприняла

Г) я стал писателем


6. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте?

А) эпитеты

Б) сравнение

В) метафоры

Г) олицетворение

Д) гипербола

Е) цитирование


7. Вставьте в тексте пропущенные буквы.

8. Найдите в тексте предложение с причастным оборотом, выделите его графически.
































Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.




Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.






«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял




«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял



«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


«Для меня сегодняшний урок…»



Урок

Я на уроке

Итог



1. интересно

1. работал

1. понял материал



2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал



3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


Подлежащее

Сказуемое

Примеры

Мало, много, большинство, множество + существительное в Р.п.

Сказуемое чаще употребляется в единственном числе, если подлежащееназвание неодушевленных предметов или отвлеченных понятий. Сказуемое во множественном числе допускается при подлежащем — названии живых существ.

Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Большинство ребят согласилось со мной.


Большинство ребят хорошо отвечали на экзамене.

Два, три, четыре, пять и т.д + существительное в Р.п.

Обычно во множественном числе.


Глагол БЫЛО употребляется в единственном числе.

Глаголы, обозначающие наличие, присутствие, могут употребляться в единственном числе.

Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали.

У него было три сына.


Сто делегатов уже зарегистрировалось.

Слова около, всего, только, лищь перед подлежащим, выраженным числительным +существительное в Р.п.

Сказуемое в единственном числе.

Около пятнадцати учеников получило пятерки.

Двое, трое, четверо, пятеро

Сказуемое во множественном числе

Трое мужчин поднимались по лестнице.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос