В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения"

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Базовый учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Тема урока: "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения".

Цель урока:

Обеспечение осознания и усвоения материала о простом глагольном сказуемом и способах его выражения

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

- углубить и расширить понятие о сказуемом;

- выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении;

- уяснить виды сказуемого (простое и составное);

- закрепить умение определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

- закрепить умение согласовывать подлежащее и сказуемое;

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, выдвигать гипотезы, доказывать на примерах;

создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной, самостоятельной, фронтальной работы.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

- продолжить воспитывать уважительное отношение друг к другу через парную работу и взаимооценку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, карточка с планом урока, листы оценивания, карточка с текстом, таблица «Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим», карточка для рефлексии, «Толковый словарь», учебник, сигнальная тетрадь.

Этап урока.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

1.




























Мотивационный этап.

Организационный момент. Определение темы урока. Целеполагание.

Я рада видеть вас на уроке.

Какой раздел языкознания мы изучаем?

С какой единицей синтаксиса мы работаем на последних уроках?

На предыдущем уроке мы повторяли и закрепляли знания о главном члене предложения. О каком? Сегодня на уроке мы будем углублять и расширять знания о втором главном члене предложения.

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Определим задачи урока. (Дети называют). Я предлагаю вам следующие, прочитайте вслух:

(на слайде)

- углубить и расширить понятие о сказуемом;

- выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении;

- уяснить виды сказуемого (простое и составное);

- закрепить умение определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

- закрепить умение согласовывать подлежащее и сказуемое;

Вы с ними согласны?

Я предлагаю вам план урока (выдан на карточках):

1. Понятие о сказуемом.

2. Виды сказуемого.

3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.

4. Согласование сказуемого с подлежащим.


1.Создает доброжелательную атмосферу урока.


2. Организует работу через систему вопросов с целью формулирования темы урока.


3. С помощью системы вопросов организует фронтальную работу с целью определения основных целей урока.


1. Включаются в деловой ритм урока.


2. С помощью системы вопросов через наблюдение обучающиеся формулируют тему и цель урока.


3. С помощью системы вопросов формулируют задачи урока.





II.


1.

Операционально – деятельностный этап.


Поиск информации.

Работа по 1 пункту плана.

Что вы знаете по 1 пункту плана?

Для анализа предлагаются предложения на слайде.

Запишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, в каждом предложении подчеркните сказуемое, запишите, чем оно выражено. (все работают самостоятельно).

Проверяем: сверяем с ответами на слайде, самопроверка.

(предложения постепенно появляются на слайде со знаками препинания и подчеркнутыми сказуемыми).

В предложениях встретились не все способы выражения сказуемого. Какие я добавила на слайде?

1. Глагол

2. Существительное в И.п.

3. Местоимение в И.П.

4. Числительное.

5. Краткое или полное прилагательное.

6. Краткое причастие.

7. Наречие.

8. Категория состояния.

9. Фразеологический оборот.

Что бы вы дополнили в определение сказуемого?

- Оно еще обозначает признак и состояние.

Вывод по этапу: оцените себя по критериям «предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи» и «я могу назвать чем выражены сказуемые».

Отмечают в листах оценивания.

Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.




Работа по 2 пункту плана.

Сегодня нас интересуют сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значение выражены только глаголом в форме какого-либо наклонения. У вас есть такие предложения?

В каких предложениях именно такие сказуемые?

Такие сказуемые называются простыми глагольными. Но существуют и другие, которые мы будем изучать дальше.

Вывод: оцените себя по критерию.

Работа по 3 пункту плана.

Работа с текстом (текст выдан каждому ученику).

Прочитайте выразительно отрывок из очерка Н.Заболоцкого «Ранние годы».

Определите тему текста. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (выбирают). Определите тип текста. Для чего используются сказуемые в этом тексте?

Простое глагольное сказуемое в речи используется в повествовании для изображения динамики событий и для описания действий предмета.

В тексте найдите простые глагольные сказуемые (нужно обсудить в паре). Определите грамматическое значение сказуемого.

Вывод по этапу урока: Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений.

Физ.минутка: встаньте и найдите глазами у меня в кабинете словарь, при помощи которого я узнаю лексическое значение слова. Какой это словарь? Найдите в словаре слово панацея, которое встретилось в тексте. (находят вместе).

Работа по 4 пункту плана.

Таблица на слайде. Как можно озаглавить таблицу? В русском языке существуют и трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Встречались ли мы уже с этим материалом? Когда? Какой материал нам уже известен? Что нового мы узнали сегодня? В сигнальные тетради поместите таблицу «Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим». Упр.98 — работа со словарем иностранных слов. Каждой паре по 1 слову. Составить предложения с простыми глагольными сказуемыми в форме прошедшего времени единственного числа.

1 человек из пары представляет результат.

В чем проявляется связь подлежащего и сказуемого?

Вывод по этапу урока: Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.


Вывод по уроку: Получилось ли у нас выполнить все запланированное на уроке?




1. Организует индивидуальную и фронтальную работу с целью повторения информации о сказуемом. Дети говорят определение, вопросы, на которые отвечает сказуемое.


2. Организует работу с целью повторения знаков препинания и нахождения сказуемого в предложениях.


3. Организует проверку работы с использованием презентации.





4. Через наблюдение дети

находят недостающую информацию.


5. Организует оценивание по критериям.


































6. Учитель знакомит с теоретическим материалом.



7. Организует оценивание по критериям.



8. Организует работу с целью анализа текста и нахождения простого глагольного сказуемого в тексте






9. Организует оценивание по критериям.








10. Учитель предлагает поместить карточку в Сигнальную тетрадь.





11. Организует оценивание по критериям.




1. Дети участвуют в фронтальной беседе.






2. Все дети работают в тетрадях.





3. Дети проверяют записи в тетради, результатом работы являются правильно расставленные знаки препинания и найденные сказуемые.


4. Дети наблюдают, выдвигают предположения, делают выводы, чем может быть выражено сказуемое.

5. Самооценка с использованием листа оценивания.


































6. Дети слушают и делают записи в тетради.



7. Самооценка с использованием листа оценивания.



8. Дети анализируют текст, находят сказуемые, выписывают предложения, определяют грамматическое значение ПГС.






9. Самооценка с использованием листа оценивания.








10. Индивидуальная работа детей в сигнальной тетради, в рабочей тетради по составлению предложений и выполнению упражнения.


11. Самооценка с использованием листа оценивания.




11. Дети делают вывод по уроку.

III.

Рефлексивно – оценочный этап.

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Оценивание

Оцените себя, используя лист оценивания.


Домашнее задание.

1. Выполнить задания к тексту.

2. Составить рассказ о сказуемом по плану.


1. С помощью системы вопросов организует рефлексию.





2. Учитель оценивает работу на уроке с учетом листов оценивания.





3. Предлагает домашнее задание с целью формирования умения правильно согласовывать подлежащее и простое глагольное сказуемое.

1. Осуществляют анализ результатов деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока.




2. Дети принимают участие в обсуждении отметок. Словесно оценивают себя.




3. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос