В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение опыта на тему: "Гражданско- патриотическое воспитание"

Татьяна Серова Татьяна Серова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1426
Краткое описание
Концептуальность педагогического опыта состоит в использовании  подходов и методов в процессе обучения учащихся, которые заключаются в применении на уроках истории и обществознания наглядного материала: карт, презентаций, фрагментов видеофильмов по заданной теме.
Пожаловаться 08 января 2015
Файлы
опыт.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



  • Серова Татьяна Александровна

  • с.Горенка, Зубово-Полянский район РМ

  • МБОУ «Горенская ООШ»

  • история;

  • «Обобщение опыта» Гражданско- патриотическое воспитание

  • класс 5-9;











































1.Актуальность и перспективность опыта

История и обшествознание — особые предметы, преподавание которых требует от учителя творческого подхода, с помощью которого ученики смогут с легкостью и интересом воспринимать учебный материал.

Изменения, непрерывно происходящие в обществе, требуют формирования гражданско-компетентной личности, которая выступает в качестве главного условия для успешного развития Российского общества и государства

Потребности современного российского общества, обусловленные процессом глобализации, предусматривающим всемирную политическую, экономическую, культурную интеграцию, вызывают необходимость использования эффективных методов воспитания подрастающего поколения, главной составляющих которых должны стать ценности патриотизма и гражданственности. Именно чувства патриотизма и гражданственности являются основой личности, способной сохранить в условиях мировой глобализации, уникальность, традиции своего государства. Данные обстоятельства обуславливают актуальность принципов гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.

Уровень гражданского образования и патриотического воспитания определяет становление гражданского общества и правового государства в нашей стране. В настоящее время происходят коренное изменение отношения гражданина России с государством и обществом. Каждый гражданин имеет больше возможностей реализовать себя как самостоятельную личность в различных сфера жизнедеятельности, при данном условии увеличивается его отсевность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего общества в целом.

Таким образом, патриотизм представляет собой важнейшую ценность, которая объединяет социальную, духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы жизни общества.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к новым идеям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести история и обществознание.

2 Концептуальность (своеобразие)

Концептуальность педагогического опыта состоит в использовании подходов и методов в процессе обучения учащихся, которые заключаются в применении на уроках истории и обществознания наглядного материала: карт, презентаций, фрагментов видеофильмов по заданной теме.

В настоящее время в качестве основной задачи учителя истории и обществознания выступает создание условий для воспитания чувства патриотизма и гражданственности учеников. Сочетание традиционных и новых методов способствуют достижению целей и задач, определенных образовательными стандартами основного общего образования по истории и обществознанию. Целесообразным является использование во время урока личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированое обучение предполагает индивидуальный подход в процессе обучения к каждому ученику с учетом его способностей. Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса. Основополагающими принципами данного опыта являются: принцип партнерства и признания уникальности каждого человека; взаимодействие учеников на основе гуманных отношений; сопоставление личной и коллективно создаваемой образовательной продукции учеников с культурно-историческими достижениями; оценка образовательных результатов, получаемых учеником по отношению к индивидуально формируемым целям ученика

Большую часть в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителей с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории в целом и об отдельных его этапах. Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме того, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности. Исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой является организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, что позволяет им создавать собственную версию истории и развития гражданского общества. Важное место в процессе социализации личности предоставлено обществознанию, которое является необходимым условием оптимальной социализации личности, содействует вхождению личности в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открывает и утверждает уникальное неповторимое собственное «я» человека.

3. Теоретическая база опыта

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;

Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Личностно-ориентированный подход предоставляет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать  разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения.

5. Оптимальность и эффективность средств

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания в образовательно-воспитательном процессе осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Условия, способствующие эффективному осуществлению процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся:

1. Интегративный подход: межпредметная интеграция, интеграция учебного и воспитательного процесса.

2. Взаимосвязанность и взаимодополнение традиционных и нетрадиционных форм работы.

Основными направлениями деятельности учителя истории и обществознания в гражданско-патриотическом воспитании являются: урочная деятельность, внеурочная деятельность, работа с родителями.

Для урочной деятельности характерными моментами являются следующие: Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная..Взаимодействие педагога с учениками во время урочной, внеурочной деятельности осуществляется в форме диалога, в ходе которого приветствуется активная позиция ученика. В деятельности учителя истории и обществознания применяются различные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод создания воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов.

Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.

В урочной деятельности основными направлениями гражданско-патриотического воспитания являются: изучение истории и традиций Отечества, изучение истории семьи, изучение истории и традиций Республики Мордовии.

Краеведение является средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства ответственности за судьбу своей родины, своего родного края.

6. Результативность опыта

Результаты работы в направлении гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.

Результативность опыта выражается в формировании активной гражданской позиции учащихся.

В процессе работы с учащимися осуществляется посещение библиотек, органов местного самоуправления, проведение опросов жителей села, проведение мероприятий, направленных на оказание помощи одиноким пожилым людям, проживающим на территории села, в ходе которых учащиеся не только помогают пенсионерам, но и получают сведения об истории наших мест.

Достижения учащихся:

Ежегодное участие в районной предметной олимпиаде по истории и обществознанию;

2014 год:

участие в Международном дистанционном конкурсе по истории «Новый урок» - Утимишева Диляра Рафиковна 7 класс;

участие в Международном дистанционном конкурсе по истории «Новый урок» - Утимишева Динар Алиевич 7 класс;

участие в Международном дистанционном конкурсе по истории «Новый урок» - Канчеров Данис 7 класс;

3-е место в Международном дистанционном конкурсе по истории «Новый урок» - Ромайкина Ксения Евгеньевна 8 класс.

Используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты при условиях интересной формы работы, деятельностном подходе, при использовании современных развивающих технологий.

Данный опыт является составной частью воспитательной работы школы и должен помочь учащимся в процессе творческо-поискового познания и активного использования полученных знаний на практике.

7.Возможность тиражирования опыта

Передача опыта работы коллегам осуществляется на семинарах учителей истории и обществознания, на педагогическом совете. С публикациями о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя -



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru