В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Ирина Борисова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 6960
Краткое описание
Процесс обучения и воспитания в дошкольной организации,  в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
психолого-педагогическое сопровождение детей.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif









Борисова Ирина Сергеевна

г. Самара

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33» г.о. Самара

педагог-психолог







Психолого-педагогическое сопровождение детей

в условиях реализации ФГОС ДО.



























Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования). В связи с этим одной из основных задач Стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Процесс обучения и воспитания в дошкольной организации, в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. 
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной образовательной организации специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном бюджетном образовательном учреждении №33 городского округа Самара осуществляют воспитатели, узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), старшая медицинская сестра в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

  • принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

  • принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

  • принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.





Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.

Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка


Содержание работы


Подготовительный


Сбор первичной информации:

анкета «Особенности развития ребенка дошкольного возраста» (автор М.М. Семаго, Н.Я. Семаго): анализ ситуации социального окружения ребенка; поведение ребенка в группе; познавательное развитие, социально-бытовые навыки; темповые характеристика ребенка; речевое развитие; физическое и моторное развитие; отношение к образовательной деятельности и их успешность.


Комплексная диагностика


Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.


Разработка индивидуального образовательного маршрута


По данным заключений в результате углубленной диагностики специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.


Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.


Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.


Промежуточная диагностика.


Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.


Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.


Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.


Итоговая диагностика.


Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.




Индивидуальный образовательный маршрут.

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

Дата заполнения________________________________________________________________

Анамнез________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ПМПк:___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Направления работы специалистов:

Специалист

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Задачи коррекционно-развивающей работы


Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы


Используемые программы и технологии











(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПк ДОУ)

Взаимодействие с семьей:

Форма взаимодействия

Содержание работы

Ответственный педагог/специалист








Взаимодействие с социальными партнерами:

Организация

Форма совместной деятельности





(заполняется только – по решению ПМПк ДОУ)

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.











Литература:

  1. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование : право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009.

  2. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2010.

  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005

  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.

  5. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учеб. методич. пос. – М., 2006.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос