В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Ирина Борисова Ирина Борисова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 4400
Краткое описание
Процесс обучения и воспитания в дошкольной организации,  в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Пожаловаться 17 декабря 2014
Файлы
психолого-педагогическое сопровождение детей.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif









Борисова Ирина Сергеевна

г. Самара

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33» г.о. Самара

педагог-психолог







Психолого-педагогическое сопровождение детей

в условиях реализации ФГОС ДО.



























Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования). В связи с этим одной из основных задач Стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Процесс обучения и воспитания в дошкольной организации, в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. 
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной образовательной организации специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном бюджетном образовательном учреждении №33 городского округа Самара осуществляют воспитатели, узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), старшая медицинская сестра в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

  • принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

  • принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

  • принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.





Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.

Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка


Содержание работы


Подготовительный


Сбор первичной информации:

анкета «Особенности развития ребенка дошкольного возраста» (автор М.М. Семаго, Н.Я. Семаго): анализ ситуации социального окружения ребенка; поведение ребенка в группе; познавательное развитие, социально-бытовые навыки; темповые характеристика ребенка; речевое развитие; физическое и моторное развитие; отношение к образовательной деятельности и их успешность.


Комплексная диагностика


Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.


Разработка индивидуального образовательного маршрута


По данным заключений в результате углубленной диагностики специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.


Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.


Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.


Промежуточная диагностика.


Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.


Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.


Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.


Итоговая диагностика.


Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.




Индивидуальный образовательный маршрут.

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

Дата заполнения________________________________________________________________

Анамнез________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ПМПк:___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Направления работы специалистов:

Специалист

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Задачи коррекционно-развивающей работы


Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы


Используемые программы и технологии











(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПк ДОУ)

Взаимодействие с семьей:

Форма взаимодействия

Содержание работы

Ответственный педагог/специалист








Взаимодействие с социальными партнерами:

Организация

Форма совместной деятельности





(заполняется только – по решению ПМПк ДОУ)

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.











Литература:

  1. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование : право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009.

  2. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2010.

  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005

  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.

  5. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учеб. методич. пос. – М., 2006.



Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru