В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обучение и воспитание детей различных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды.

Татьяна Калинина Татьяна Калинина
Тип материала: Справочная информация
просмотров: 1317
Краткое описание
Обучение и воспитание детей различных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды.
Пожаловаться 14 декабря 2014
Файлы
Документ Microsoft Office Word (2).docx
HTML Войдите для скачивания файлов


«Обучение и воспитание детей различных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды»

Современные глобальные проблемы человечества – это вызов сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных долговременных запросов и человека, и общества. Стратегия образования будущего – это распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного образовательного пространства. Совершенно очевидно, что образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности и индивидуальные духовные запросы личности.

Цели и ценности поликультурного образования декларированы в основных документах РФ, касающихся образования. Государственный заказ на формирование личности, способной решать проблемные ситуации через диалог, критически мыслить, признавать равные шансы на развитие для всех, сформулирован в основополагающих законодательных актах: Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования и т.д.

В этих документах фиксируются принципы, которыми педагогический коллектив намерен руководствоваться в реализации концепции поликультурного образования:

  1. принцип гуманизма, в соответствии с которым декларируется принцип равенства всех людей и незыблемости их человеческого достоинства;

  2. принцип культуросообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями;

  3. принцип единства образовательного процесса, в соответствии с которыми образование осуществляется в основном на русском языке, ориентируется на формирование патриотизма и становление общероссийской гражданской идентичности на основе сохранения и развития многонациональности (полиэтничности) российской школы.

Цели поликультурного образования достигаются через признание общечеловеческой, гражданской и этнической культур как факторов развития образования и необходимости его осуществления в контексте их диалога. Прогностическая модель школы поликультурного образования устремлена в будущее, она отражает перспективы развития личности в поликультурном обществе путем ее интеграции в мировую и национальную культуру.

Функции образовательного пространства отражают современные мировые и региональные тенденции построения системы поликультурного образования.

Поликультурное образовательное пространство школы отражают комплекс межличностных отношений:

  • к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

  • к педагогу как посреднику между человеком и традициями национальных культур, способному оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

  • к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

  • к школе, учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются национальные культурные ценности и образцы совместной жизни людей из разных стран, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры;

  • к стране, России.

В микрорайоне школы компактно проживает большое количество семей вынужденных переселенцев из республик ближнего зарубежья. Данный факт не мог не сказаться на контингенте учеников. Примерно 49 % таких учащихся составляют дети, приехавшие с родителями, плохо владеющими русским языком, отчего сами дети зачастую не разговаривают по-русски и не понимают русскую речь.

Также следует сказать о проблемах и затруднениях, как педагогов, так и учащихся. Как правило, дети, приехавшие в Россию, имеют очень низкие показатели успеваемости. Это связано с незнанием языка, грамматики, а иногда и просто речи. Кроме того дома ребенок продолжает общаться, читать и писать на своем родном языке, игнорируя русский. Для того чтобы усвоить и принять новый язык необходимо постоянное «живое» общение на этом языке, чтение, а так же письмо.

Оторвавшись от родной земли, от национальной школы, эти дети не изучают культуру, литературу своего народа, и в то же время для них недоступно понимание русской национальной культуры, в силу несформированности лексической, грамматической сторон языка.

В данном случае сталкиваются не только различные культуры, но и быт, воспитание, вероисповедание, которые должны адаптироваться в чужой стране. И эта страна для них должна стать вторым домом, где можно будет учиться и в дальнейшем трудиться.

Неприятие, отторжение иной культуры в современном обществе встречается не редко. Конфликты, спровоцированные одной из сторон, приводят к печальным последствиям. Необходимо предупредить и предотвратить все возможные столкновения по расовому, культурному, конфессионному признаку. Дети разных национальностей должны не просто взаимодействовать, но и сотрудничать, уважая друг друга.

Поэтому особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступят:

  • сотрудничество, диалог;

  • адаптация иноязычных детей в условиях русскоязычной школы;

  • направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека;

  • разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в модели «Школа поликультурного образования» возможно реализовать:

  • ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, культурную идентификацию каждой личности;

  • приобщение личности к межнациональной культуре посредством образования.

Инновационную работу педагогического коллектива школы по построению и реализации программы развития определяет миссия школы, которая заключается в обеспечении качественным образованием каждого ученика школы.

Определяя «миссию» нашей школы мы исходили из позиции необходимости модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов, а также той социальной среды, в которой находится наша школа.

Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего «лица». Превращение школы в поликультурную — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Необходимо создать условия для развития потребности личности к самореализации и саморазвитии на основе учета ее индивидуально – психологических, социально – психологических и культурных особенностей, учебных возможностей.

Одна из задач поликультурной школы – создание определенной образовательной среды, помогающей ребенку любой национальности быть личностью, обеспечивающей саморазвитие каждого ребенка, учитывать индивидуальные потребности ребенка, его интеллектуальные, психофизиологические и социокультурные особенности.

Поликультурная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей, где учатся как одаренные, так и обычные дети.

Стратегическая цель программы:

Реализация модели школы с поликультурным компонентом как образовательного учреждения, обеспечивающего эффективное включение ребенка в общероссийскую культуру, тем самым способствуя гармоничному развитию его личности.

Конкретная цель программы:

Создание единого образовательного пространства для интеграции детей различных национальностей в российский социум.

Основные задачи программы:

  • создать модель поликультурной школы;

  • создать систему оценки качества деятельности субъектов образовательного процесса и критериев эффективности реализации модели школы поликультурного образования;

  • разработать адаптационно – образовательную программу по русскому языку для иноязычных детей;

  • подготовка учителей, ориентированных на работу с иноязычными детьми.

В качестве основного ожидаемого результата предполагается «модель выпускника», достигшего современного качества образования, включающего пять аспектов:

  • содержательный (качественное усвоение учебного материала, умение систематизировать полученные знания на основе выстраивания межпредметных связей, способность к целостному мировосприятию);

  • управленческий (эффективное управление собственной деятельностью и деятельностью группы на основе приобретаемых опыта и знаний);

  • коммуникативный (освоение навыков эффективного общения и коллективного взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры межнационального общения);

  • психологический (развитие позитивной социальной, познавательной и творческой мотивации, настроенность на совместную деятельность и достижение значимых результатов);

  • социокультурный (освоение системы нравственных ценностей и социокультурного опыта, развитие способности использовать полученные знания во благо развития общества).










Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru