В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

uchmet_120_61.GIF


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Городской округ « Город Якутск»











Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку

как средство осуществления компетентностного подхода в современном

образовании









Пшенникова Екатерина Дмитриевна

Учитель английского языка высшей категории

МОБУ СОШ №17 г. Якутска.





г. Якутск

Цель работы: Обобщить и распространить свой педагогический опыт по применению инновационных технологий в преподавании английского языка в общеобразовательной школе в свете требований модернизации современного школьного образования

Задачи работы: 1. Подтвердить своей практической работой, что при внедрении инновационных технологий основным элементом работы учащихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой.

2. Показать, что параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

3. Внести свой практический педагогический вклад в внедрении инновационных технологий в преподавании английского языка в школе, выполняя актуальные требования к педагогическим кадрам в период реформирования современного образования.

План

I ) Вступление Теоретическая часть.

  1. Актуальность реализации инновационных технологий в преподавании английского языка как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании.

II ) Основная часть Практическая часть.

1. Применение Интернет ресурсов к в преподавании английского языка как эффективный метод в осуществлении компетентностного подхода.

2. Проектная технология – важный метод развития творческого потенциала учащихся.

3. Система работы учителя по внедрению ИКТ, обобщению и распространению педагогического опыта по инновационным технологиям.

4. Некоторые результаты обученности моих учеников.

III ) Заключение

1.Внедрение инновационных технологий – это актуальные требования к педагогическим кадрам в период реформирования современного образования.





Великая цель образования - это не знания, а действия"

Герберт Спенсер

Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "обучение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

С другой стороны, изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, целью которого является воспитание человека, способного к деятельности в огромном потоке информации, умеющего работать с разнообразной литературой, осваивать новые технологии и перед преподавателем стоит цель развития творческих способностей детей как составной части развития их творческого мышления. Если эта цель будет достигнута, то будут решены многие задачи обучения, ученики получат прочные и осознанные знания, научаться самостоятельно их добывать и применять на практике. В связи с этим вопросы стимулирования интереса учащихся к изучению иностранных языков и определения роли творческой самостоятельной работы учащихся в их изучении находятся в центре внимания преподавателей иностранных языков в настоящее время. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Современные инновационные технологии обучения, на мой взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

В практике преподавания иностранных языков, тесно связанной с привнесением в образовательную деятельность новых методик, я активно использую:

1. информационные технологии;

2. проектные технологии;

Последние десятилетия часто называют временем «информационного взрыва» - лавинообразного нарастания количества информации самого разного рода. Из области предсказаний в область реальности перешел процесс формирования «постиндустриального», или «информационного», общества. Его главным отличительным признаком является превращение информации в один из основных производственных ресурсов.

Сегодня профессионализм определяется не объемом информации, которой располагает специалист, а умением ориентироваться в информационных потоках, находить необходимые сведения, использовать их. Это учитывается Концепцией информатизации сферы образования Российской Федерации.

«Современное общество нуждается... не столько в профессионализме..., сколько в универсализме и социальной мудрости, которая подразумевает наличие простора для действительно образованного человека, мышление которого не ограничено торной колеей профессионализма».

При информационном обществе действует новая образовательная парадигма. Основа: изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Образовательная цель: обеспечение условий для самоопределения и самореализации. Учащиеся: субъекты познавательной деятельности. Реализуется активное сотрудничество учителя и ученика, основанное на творчестве.

Основной акцент по новой парадигме сегодня переносится на развитие творческого потенциала учащихся; раскрытие их личностных качеств; формирование способности к поиску нестандартных решений возникающих профессиональных задач и жизненных ситуаций; на постоянное самообразование и овладение современными методиками поиска информации с использованием новейших технологических средств, в том числе компьютерных. Иными словами, «роль учителя изменяется от ... передачи знаний учащимся к ... организации процесса самостоятельного получения знаний учащимися из различных источников». Проблема эта решается разнопланово, с использованием различных методик и подходов, но принципиальный выход найден: учить учиться, учить мышлению, рефлексии, творчеству, учить фундаментальным обобщенным знаниям, которые позволяют в течение всей жизни быстро овладевать меняющейся конкретикой. В этих словах отражена суть концепции непрерывного образования — постоянного поиска, усвоения, интерпретации и обновления знаний на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста, кем станут наши сегодняшние ученики.

Из новой парадигмы образования вытекает необходимость реализации в обучении компетентностного подхода. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности.

Компетенция – это готовность человека эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.

Компетентности - результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Главной задачей учителя при компетентностном подходе в образовании становится мотивировать учащихся на проявление инициативы, самостоятельности и творчества. Мы должны организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы должны создавать условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний для осуществления действий в направлении поставленных целей.

1. Применение ИКТ в преподавании английского языка начала внедрять в свою практическую деятельность по данной теме и по следующему плану:

« Применение Интернет-ресурсов в обучении чтению по английскому языку»

План

I. Введение 1. Актуальность внедрения информационных технологий в практической работе учителя английского языка

II. Теоретическая часть. 1. Роль чтения в формировании коммуникативной компетенции обучающихся

2. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент

3. Интернет, содержание его англоязычных образовательных сайтов по видам речевой деятельности

III. Практическая часть. 1. Из опыта использования Интернет-ресурсов в обучении чтению.
а) преимущества использования Интернета
б) обучение школьников умению работать в Интернете с целью нахождения нужного материала
в) проблемы в систематизации этой работы
IV. Заключение. Факторы, способствующие и подтверждающие актуальность активного внедрения информационных технологий в обучении английскому языку
V. Список использованной литературы
VI. Приложение (описания открытых уроков и материалы к ним)

(данную методическую разработку с практической частью планирую разместить в следующих публикациях)

2. Проектная технология – важный метод развития творческого потенциала учащихся. Задачи проектной деятельности: развитие у учащихся познавательных интересов, умения проводить рефлексию, умения выделять главное, умения ориентироваться в информационном пространстве ,самостоятельности в приобретении знаний, умения выступать публично, умения мыслить критически.

Программа проектной деятельности

  • Формирование проектной группы и отдельного ученика, определение темы проекта и обоснование ее актуальности.

  • Определение содержания проекта, результатов его выполнения. Составление плана работы и распределение обязанностей внутри группы.

  • Защита темы проекта.

  • Работа над проектом.

  • Оформление материалов по результатам проектной деятельности. Подготовка презентации.

  • Защита проекта.

  • Лучшие проекты моих учеников:

  1. Проекты для экзамена по английскому языку за курс основной школы:

а « Уинстон Черчиль» Герасимова Кюндю 9 класс 2007 год

б. « Молодёжные субкультуры» Семёнова Настя 2009 год.

2. Тематические проекты:

а. Адамова Туяра, 10 класс «Легко ли быть юным?» 2009 год.

в. Семенова Настя, 10 класс «Проблемы подростков» 2009 год.

г. Нафанаилова Настя, 6 класс «Ранняя история Америки» 2011 год.

д. Бястинова Аюрана 8 класс « Царство вечной мерзлоты» 2013 год

е. Говоров Илья,8г класс « Месси – мой любимый спортсмен» 2014 год.

ё. Спиридонова Саина, 7 класс « Джастин Бибер» 2014год.

Творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её творческое преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков. Проекты – это самостоятельный, большой творческий труд учеников, в которых они показывают также и свой практический опыт. Реализация проекта требует от учащихся максимального развития их аналитического и критического мышления, правильного подбора содержания по теме, эстетического оформления своего материала и языкового умения на высоком, интересном уровне презентовать, защищать свою тему перед слушателями. Технология драматизации на завершающем этапе позволяет детям продемонстрировать не только свой творческий потенциал, но и уже полученные и отработанные знания, умения и навыки. Практика работы подтверждает факт эффективности использования проектной методики и технологии драматизации в деле повышения уровня мотивации и соответственно качества знаний учащихся.

При работе над проектами учащиеся стали брать краеведческие темы и я это только приветствую т. к. являюсь экскурсоводом на з-х языках 2-х туристических фирм нашего города.

Представляю систему методической работы как учителя английского языка в МОБУ СОШ №17 по внедрению ИКТ в педагогическую деятельность, обобщению и распространению педагогического опыта.

I этап. 2004-2005 Усвоение и применение программ «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint» и « Internet Explorer».

  1. Обобщение и распространение опыта на 3 городском слёте творчески работающих учителей. Свидетельство УО. Март 2004 года.

  2. Распространение опыта работы на республиканских курсах учителей английского языка. Г. Якутск. сертификат ИПКРО от 30 октября 2004 года.

  3. Распространение педагогического опыта на республиканской научно- практической конференции « Инновационные технологии обучения английскому языку» сертификат ИПКРО от 9 октября 2005 года.

2005-2006гг. Активное внедрение технологии в практической работе:

1. Открытый урок на городском семинаре учителей иностранных языков «Путешествие по Лондону. Мадам Тюссо и её музей восковых фигур» 2005г. сертификат УО

2. Открытый урок «Знаменитые люди Великобритании. Даниэль Дефо. Удивительные приключения Робинзона Крузо» на республиканском семинаре учителей иностранных языков. Урок чтения аутентичного текста из электронной библиотеки. 2006г.

3. Обобщение и распространение педагогического опыта по освоению педагогической технологии по теме « Применение Интернет ресурсов при обучении чтению по английскому языку» на городском семинаре методического объединения учителей иностранных языков. Сертификат УО 2006 год

II этап.

2007-2008гг.

1. Обобщение опыта за 2005-2007 учебные годы и распространение на республиканском уровне.

«Применение Интернет ресурсов в обучении чтению по английскому языку» Презентация опыта работы .Сертификат и диплом 1степени на республиканской Самсоновской конференции в секции «Иностранные языки» 8 февраля 2007года Хатассы.

2. Дальнейшее освоение программ «Microsoft Excel» и «Microsoft Office Publisher» и применение в ра Microsoft Office Publisher в работе учителя и заместителя директора. Сертификат 5 слёта творчески работающих педагогов

« Образование для всех» март 2008 год

3. Диплом за профессионализм, творчество, за разработку материала на городской методический конкурс « Сто друзей» УО 2008 год.

4. Применение сетевого взаимодействия в работе как ответственной по организации и проведению ЕГЭ. 2008,2009,2010 годы.

III этап. 2009-2013гг.

1. Практическое внедрение проектной технологии в электронном варианте при изучении программных тем с учащимися.2009-2014годы.

2. Распространение опыта по теме « Использование современных ИКТ в образовательном процессе» сертификат школьного педсовета СОШ 17 2009 год

3. Распространение опыта работы на уровне города, республики. Мастер-класс на городском семинаре учителей иностранных языков по теме

« Информационно- коммуникативные технологии в работе учителя иностранных языков» сертификат УО 2009 год

4. Распространение педагогического опыта на уровне республики

( аттестационное портфолио учителя английского языка высшей категории ). 2010год

5. Благодарственное письмо ГОУ ДПО РС(Я) « Институт развития образования и повышения квалификации» за активное участие в повышении квалификации учителей английского языка школ республики. Ноябрь 2012 год.

6. Диплом 2 степени за результативную творческую работу и за распространение педагогического опыта на II педагогическом форуме

« Образование столицы в рамках национальных проектов» УО 2012 год

Открытый урок « Америка. История и современность.» 6г класс. Урок проведён в рамках недели английского языка в школе. Март 2012 год

7. Распространение опыта по теме «Использование Интернет ресурсов в преподавании английского языка» Мастер-класс в МКОУ «Бетюнская СОШ им. Е. С. Сивцева- Таллан Бюрэ» Намского улуса в рамках республиканского проекта « Город – селу» Сертификат 29 апреля 2013 года

8. Открытый урок «Объединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии» 6д Урок проведён в рамках недели английского языка и для практикантов ИЗФиР. Февраль 2013 год

9. Распространение опыта по теме « Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка посредством инновационных технологий» Получила номинацию методической выставки городского семинара учителей английского языка. Сертификат УО от 5 ноября 2013 года

10. Мастер- класс по теме « Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка посредством инновационных технологий»

Диплом 1 степени на республиканской НПК « Кочневские чтения» в секции «Мастер классы».

Результатами моей каждодневной работы над совершенствованием своего методического уровня как учителя английского языка можно считать такие показатели:

2010 – 2011 уч год при 100% успеваемости 70.2% качества

2011 – 2012 уч год при 100% успеваемости 71,3% качества

2012 – 2013 уч год при 100% успеваемости 76,6 % качества

2013-2014 учебный год 100% успеваемости 76,7% качества

Сделала 2 выпуска в данной школе. Итоги сдачи ЕГЭ по английскому языку:

2009 – 2010 уч год 100% сдачи, качество 61%

2010 – 2011 уч год 100% сдачи, качество 67%

Из выпуска 2011 года 3 мои ученицы поступили Институт Зарубежной Филологии и Регионоведения Северо-восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова: Семёнова Анастасия ( прошла годичную стажировку в Японии т. к. поступила с результатами ЕГЭ по английскому на восточное отделение данного университета), Григорьева Айгылана и Шамаева Айталина.

В заключении хочется сказать, что учитель до тех пор учитель, если он(а)

не перестаёт учиться, совершенствовать своё мастерство и шагает в ногу со временем, современными требованиями. Для меня, учителя с непрерывным стажем 38 лет, Отличника образования РС(Я), Почётного работника общего образования РФ, всё равно сохраняется постоянное желание узнать инновационное в современном образовательном пространстве, изучить передовой педагогический опыт и делиться своим опытом с коллегами, особенно, молодыми.

Своим педагогическим девизом считаю крылатые слова древнегреческого философа:

« Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» Аристотель

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к нам, педагогическим кадрам. Известно, что только квалифицированный профессионал - педагог оказывает позитивное влияние на формирование творческих учеников, может добиваться результатов в своей профессиональной деятельности, постоянно обогащая свой интеллектуальный, эмоциональный, нравственный и творческий потенциал.



Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2

  2. Ворожцова И.Б. Личностно -деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удмуртский университет. 2000

  3. 3.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М: Просвещение, 1991

  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001 г.

  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.



















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос