В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

Наталья Абаева
Тип материала: Урок
просмотров: 8337
Краткое описание
Данная работа представляет собой урок с учеником 1 класса. На примере детских пьес проводится работа над характером и образом произведений. В процессе урока применяются здоровьесберегающие методики, компьютерные технологии. Урок построен на основе педагогики сотрудничества.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ»





Конспект урока по фортепиано

1 класс



Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

(Авторская разработка)







подготовила

преподаватель фортепиано

Абаева Наталья Эггертовна













п.Дорохово 2014г





Цель урока:

Знакомство с понятиями образность и характер музыкальных произведений на начальном периоде обучения. Приобретение навыков выразительной игры.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство ученика с разными приемами звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры, чтение нот с листа. Формирование компонентов музыкальной компетентности.

Воспитательные: пробуждать интерес к различным музыкальным произведениям; умение слушать произведения, самостоятельно использовать компьютерные технологии для прослушивания нужного музыкального материала, воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе дома; дисциплинированность, собранность.

Развивающие: развивать музыкальную память, ритм, слух; ассоциативное и образное мышление.

Методы: беседа, повторение, работа с нотным материалом, работа с компьютером, создание творческого поиска, метод эмоционального стимулирования, поощрение, контроль.



Оборудование: инструмент, нотная литература, иллюстрации, ИКТ.



Ход урока



1. Организационный этап:

Учитель: - Здравствуй Даня.

Даня: - Здравствуйте.

Учитель: - Какое у тебя сегодня настроение, ты не устал после школы, успел отдохнуть?

Даня: - Да. Я отдохнул и даже успел повторить задание.

Учитель: - Ну, молодец. Давай настроимся сегодня на веселый и интересный урок.

Но, сначала надо прийти в хорошую физическую форму. Ты не против?

Даня: - Давайте, а что мы будем делать.

Учитель:- Несколько простых упражнений. И вот вопрос – зачем нам это надо – мы же не на физкультуре?

Даня: - Я не знаю?

Учитель: - Урок наш продолжается 45 минут, и все это время мы сидим и работаем за фортепиано. У тебя может устать спина, руки, плечи, шея. И тогда ты начнешь напрягаться, зажиматься. А это совершенно противопоказано.

Чтоб начать занятие в хорошей форме мы сделаем под музыку несколько упражнений для рук, плечевого пояса, спины. Поможет нам в этом Веселый Панда.

Включается ролик с мультипликационными упражнениями. (запись, фрагмент)

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

2. Этап всесторонней проверки знаний и усвоения новых знаний и навыков:

Учитель: - Ну, вот, думаю, ты теперь в энергичной рабочей форме. А теперь давай и для пальцев сделаем разминку. Сыграем наше упражнение №1 Ш. Ганона

Даня играет в медленном темпе, активными пальцами .

Учитель:- А можешь сыграть это упражнение быстрее, но с хорошим качеством.

Даня играет и у него не очень хорошо получается.

Учитель: - Что же может нам помочь, сделать наши пальцы активнее и цепче? Давай поиграем наше упражнение разными способами.

Дальше ученик играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, не теряя интереса, пробуя играть кусочками, с разной интонацией ученик играет упражнение в быстром темпе .

Учитель: Ну, Даня, по-моему, получается уже лучше. Скажи, как же тебе это упражнение надо играть дома, чтобы к следующему уроку все получилось в подвижном темпе?

Даня : - Я попробую играть, так как мы играли в классе.

Учитель: - Да Даня, а для того, чтоб я была уверена, что ты все правильно запомнил, давай представим, что меня здесь нет – ты дома занимаешься один – как ты будешь учить это упражнение?

Даня играет разными способами. Учитель после 2-3 минут прослушивания делает уточняющие замечания.

Учитель: - Ну вот, теперь ты запомнил, как надо, и вот твое первое задание на дом.

Теперь давай перейдем к этюдам.

Даня играет этюд К.Черни на длинное арпеджио с использованием педали.

Учитель: - Хорошо, Ты правильно сыграл все нотки. Но скажи, а какой характер у этого этюда.

Даня: - А у этюда может быть характер?

Учитель:- Конечно! Просто пока ты в первом классе и играешь этюды, которые называются инструктивными. Они полезные для развития техники. Этот твой этюд на длинные арпеджио и музыка похожа на игру на каком – то инструменте. Послушай и посмотри:

Видеоролик – игра арфистки.

http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g

Даня: - Да я знаю – это арфа.

Учитель: - Ну вот, видишь – ты должен играть как на арфе. Сейчас мы сыграем с педалью, очень плавно и передавая арпеджио из одной руки в другую. Вот так.

Учитель показывает, как играется этот этюд.

Ученик повторяет, учитель корректирует игру.

Учитель:- Уже лучше. А теперь сыграй мне этот этюд на стаккато.

А теперь собери наши арпеджио в аккорды. Учитель показывает . Ученик повторяет.

Учитель: - Вот тебе задание по этому этюду. Послушай дома, как звучит арфа (папа поможет тебе найти ролик в Интернете). Сыграй этюд связно, легато без педали, потом с педалью. Чтоб не стало скучно возьми и сыграй этюд на стаккато – чтоб твои пальцы не теряли активность и цепкость. А потом сыграй этюд аккордами, так ты лучше сможешь его запомнить наизусть.

Помнишь, я сказала, что пока ты играешь инструктивные этюды, но ведь многие из великих композиторов писали и пишут этюды, и такие этюды называются «художественными». Посмотри – вот этюды Фредерика Шопена – послушай, какие они.

Преподаватель показывает ученику ноты этюдов Ф.Шопена, С.Рахманинова, Ф. Листа, играет отрывки из Этюдов Ф. Шопена ор.10№4,8,12 . Показывает ролики из Интернета с исполнением этюдов этих композиторов (отрывки).

http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY

Даня: - Нууу, они очень трудные…

Учитель: - Но ведь какие они красивые, ты бы хотел их сыграть, когда вырастешь?

Даня:- Да.

Учитель: Даня, вот еще тебе задание – пусть папа тебе поможет и найдет Этюды, например, Шопена в Интернете, послушай их и расскажи мне, каковы твои впечатления.

3. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний на примере разнохарактерных пьес:

Учитель: - Ну, вот, Даня, упражнение и Этюд мы сыграли – остались пьесы. Какие пьесы ты сегодня хочешь сыграть?

Даня: - «Ёжика» и «Сурка»

Учитель: - Хорошо, только давай вспомним, кто написал эти пьесы.

Даня: «Ёжика» написал Д. Кабалевский, а «Сурка» Л. Бетховен.

Учитель : - Молодец! А теперь я хочу, чтобы ты сыграл эти пьесы подряд. И подумал, и представил сначала «про себя», как должна прозвучать каждая пьеса.

Мне ничего не говори, я все услышу в твоей игре. Представил?

Даня: - Да.

Учитель:- Тогда я тебя слушаю и не прерываю. А после мы обсудим твою игру.

Даня играет сначала «Ёжика», а потом «Сурка» (с преподавателем).

Учитель:- Спасибо, Даня, ты сыграл неплохо. Все нотки на месте, ошибок нет, но как ты думаешь, мне интересно было слушать твою игру?

Даня: - Ну, я не знаю…, наверное - да?

Учитель: - А тебе самому интересно было играть?

Даня пожимает плечами.

Учитель: - Даня давай сначала представим – вот пьеса «Ёжик». Ты играешь её каким штрихом?

Даня: - Стаккато.

Учитель: - А почему не легато или нон легато.

Даня: - Но ведь Ёжик колючий и стаккато колючее.

Учитель:- Ты совершенно прав! И ведь у ежика все-все колючки острые, и все наши нотки тоже должны быть остренькие. А у тебя они не все такие, есть вдруг и «тупые» колючки, как будто твой ежик такой старенький и ходит медленно и колючки свои теряет. Давай сыграем еще раз «Ёжика» только веселого с острыми колючками, и бежит он по лесу живенько, носиком сопит, бежит, наверное, в свою норку к ежатам.

Даня играет еще раз, старается, и у него получается лучше, в характере.

Учитель:- Вот теперь молодец! Мне намного интереснее слушать твой рассказ о Ёжике.

Даня:- А разве я рассказывал? Я ведь играл.

Учитель: - Да, Даня, мы языком музыки тоже можем о многом рассказать. И рассказ о ёжике, и много других историй. А какой еще рассказ у нас остался, про кого?

Даня: - Я еще «Сурка» играл с вами.

Учитель: - Ну, здесь у нас совсем другая история, правда. Тем более что это песня и нам помогают слова понять её характер.

Даня: - Она какая-то не веселая.

Учитель:- Я нашла эту песню, и мы можем её послушать.

Звучит ролик с песней и видеорядом.

http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU

Учитель: - Да, видишь, это история о бродячем музыканте, он беден, много ему пришлось испытать, но всегда рядом с ним был верный друг, сурок, с которым он делился последним куском хлеба. И, наверное, этот человек был одиноким, поэтому песня такая грустная.

Давай её сыграем, и будем слушать каждую нотку, играть надо легато плотно в инструмент.

Даня и учитель играют пьесу.

Учитель: - Да, ты сейчас понял, какой разный характер у этих двух пьес. И ты должен, как настоящий артист, уметь рассказать своим слушателям эти две разные истории. И конечно, ты должен хорошо выучить наизусть нотный текст, чтоб эти пьесы стали твоими. Как будто ты сам их придумал и теперь рассказываешь нам.

Задание тебе на дом – играть свою партию и петь. Надо выучить слова. На следующем уроке мы с тобой сыграем и споем эту пьесу.

4. Этап закрепления новых знаний:

Перед следующим этапом урока проводим физкульт – минутку. Опять под ролик с Веселым Пандой.

Учитель: Даня, мы с тобой проучили три произведения. Этюд и две пьесы. Я надеюсь, что ты запомнил, о чем мы говорили и как мы работали на уроке. Сыграй мне, пожалуйста, эти три произведения, и, постарайся выполнить все мои замечания. Но, главное – сыграй их интересно, в характере и с настроением.

Скажи: какие штрихи и приемы мы используем в каждом произведении?

Даня: - В этюде легато и педаль, а еще надо играть как на арфе.

«Ёжик» острый и колючий – везде стаккато, а «Сурок» печальный и певучий, это песня.

Даня играет, учитель его не прерывает.

Учитель:- Как твое впечатление. Все получилось?

Даня:- Ну, не совсем.

Учитель: - Даня, конечно, сразу ничего не получается, но все произведения звучат уже лучше. Ты еще поработаешь над ними дома, а потом мы на уроке поищем еще разные методы, которые нам помогут выучить эти произведения как следует и хорошо выступить на академическом концерте.

Итог урока:

Задание записывается в дневник, выставляются оценки по результатам работы над каждым произведением, отмечаются все положительные результаты и то, над чем надо усиленно поработать. За работу на уроке ставится «пятерка». В беседе с родителями преподаватель дает рекомендации по режиму домашних занятий, учитывая психолого - физические особенности ученика. Рекомендуется заниматься короткими эпизодами по 20 минут, чтобы достигать лучшей концентрации. Прорабатывать одно-два произведения, стараться не играть впустую и небрежно. Делать по два – три подхода к инструменту.

На уроке использовались следующие методики:

-Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина

-Информационно-коммуникативные технологии

(Д.Селф)

-Игровые технологии

(Б.П.Никитин)

-Технология дифференцированного обучения

(В.В.Фирсов)






Список использованной литературы.

  1. Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. – М.: 1986-1997.

  2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.

  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.

  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989.

  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.

  6. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.

  7. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.

  8. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.

  9. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992



Использованные материалы и Интернет-ресурсы



http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g

http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY

http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU









Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос