В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Внеклассное мероприятие "Чудо Земли - хлеб"

Внеклассное мероприятие "Чудо Земли - хлеб"

Екатерина Левенцова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123 голосов:1просмотров: 5289
Краткое описание
Внеклассное мероприятие составлено  для учащихся начальной школы с  целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Чудо Земли _хлеб.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Соболевская средняя общеобразовательная школа »

Первомайский район

Оренбургская область






Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»

3 класс










Учитель начальных классов: Левенцова Екатерина Анатольевна











село Соболево

Первомайский район

Оренбургская область


Пояснительная записка


Внеклассное мероприятие составлено для учащихся начальной школы с целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе.


В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:

  • приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

  • расширять кругозор;

  • развивать речь учащихся.


.Подготовительная работа:

-Экскурсия на мехток;

-конкурс рисунков на тему «Хлеб - всему голова»;

-беседа на уроке рисования по тематической выставке репродукций картин;

-сбор пословиц, поговорок, народных примет по теме праздника.


Продолжительность мероприятия:45 минут.


Составитель: Левенцова Екатерина Анатольевна

Оренбургская область

Первомайский район

село Соболево

МБОУ «Соболевская СОШ»


Начальные классы

Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»

3 класс



Литература.

1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.

2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г

3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.









Внеклассное мероприятие «Чудо Земли – хлеб»


Цели:

- расширить и углубить представление детей о хлебе – его ценности для жизни человека, воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду земледельцев, выращивающих хлеб, самое главное богатство страны;

-познакомить с русскими народными обрядами, связанными с уборкой урожая.



Оформление и оборудование:

-класс празднично украшен, подготовлена выставка хлебобулочных изделий;

-колосья хлеба, сноп;

-выставка рисунков учащихся на тему «Хлеб – всему голова»;

- репродукции картин И .Шишкина « Рожь»,Т.Н. Яблонской «Хлеб».


Ход праздника.


1. Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле» (слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля).

( В руках у девочки, одетой в русский народный костюм, хлеб- соль)


Девочка:

Слава миру на Земле!

Мальчик:

Слава хлебу на столе!

Девочка:

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем,

С белоснежным рушником.



Мальчик:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

( Вручает хлеб – соль гостям праздника)


Чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченый

шел к тебе издалека.


Чтец:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.


Чтец:

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!


Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы пригласили вас на наш праздник « Чудо земли - хлеб».

Праздник хлеба всегда на Руси был самым главным в году. Праздновали его в старину 29 августа. Старинное название августа - жнивень или серпень, так как убирают в августе хлеба- жнут. А жали их серпами. Вот и месяц назвали серпень или жнивень.


Девочка:

А чтобы вырос хороший урожай хлеба, нужно вложить много труда.

Сначала надо сохранить и прорастить зерно, починить соху и борону;

каждое утро до восхода солнца выезжать в поле – готовить землю, пахать и бороновать. И только потом можно уже было сеять.

Когда зерно посеяно, за ним нужно ухаживать: пропалывать, поливать, удобрять. Поля большие – глазом не окинуть, а труд земледельца был ручной, потому и очень тяжелый.

Вот почему так радовались люди хлебу. И ни одно значительное событие не обходилось у народа без песен, припевок, закличек.



Дети поют заклички:

1.Нива золотая,

Добра медовая.

Принеси нам хлеба,

Стебелек до неба!


2. Нивка, нивка, яровая жничка,

Уроди пшеничку, горох и чечевичку

На поле снопами, в доме пирогами.


Ведущая:

1.Лежало на свету,

Просилось в темноту,

Как бы выбраться на свет. ( Зерно).


2.Широко, а не море,

Золото, а не деньги. ( Пшеница).


3.Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)


4.Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб).

5.Маленький, горбатенький,

Все поле избегал,

Домой прибежал, всю зиму пролежал. (Серп)


6.Жзлезный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.(Плуг, соха)


7 .Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? ( Блины)


8 . Маленький Афанасий травкой подпоясан. ( Сноп)


Ведущая:

И вот наступила жатва - время уборки хлеба.

2 августа - начало жатвы- зажинки.

Весной пахали землю и сеяли хлеб мужчины, а уборка хлеба была целиком на плечах женщин. Женщины, которые жали хлеб, называли жницами.


Девочка, одетая в старинный русский костюм, имитирует движения и говорит:

-Жатва, как сев, святое дело. Поэтому начать её в старину поручали самой уважаемой и опытной жнице. Она брала с собой черный хлеб с солью и завязывала его в чистое полотенце вместе с иконкой. Быстро шла в поле и начинала жать(срезать) колосья вот таким серпом.


Ведущая:

Жатва- время для земледельца нелегкое, тут не до игр, не до забав. Надо ловить каждый погожий час, напрягать все силы, чтобы собрать хлеб без потерь.


Дети поют заклички:

1. Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы.


2.Уйди,туча грозовая,

У нас нива трудовая,

Ей зеленою быть,

Нам с серпами ходить.

Жито, рожь пожать

И в снопы вязать.


Выходят девочки- жнеи, имитируют жатву.


3.Уж вы жнеи, вы жнеи,

Мои молодые!

Жнеи молодые,

Серпы золотые.

Уж вы жните, жните,

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!


4.Уж мы песни поем,

Хлебу честь воздаем!

Жницы наши не стареют,

Золотые серпы не ржавеют.


Ведущая:

А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об уборке хлеба и о труде.


Поговорки:

1. Не тот урожай , что в поле, а тот ,что в амбаре.

2. Горька работа - да хлеб сладок.

3 .На полатях лежать – куска хлеба не видать.

4. Не от росы урожай, а от поту.

5.Пшеничка тучная, так и жатва не скучная.

6. Зерно в колосу- торопись сжать полосу.

7. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

8. Чисто жнеи жнут, богато на стол подадут.

9. Земелька черная, а хлеб белый родит.

10. Большое несчастье, если в жатву ненастье.


Ведущая:

28 августа заканчивалась жатва - дожинки. В этот день на Руси совершались обряды, посвященные последнему снопу.


Чтец:

Последний сноп- именинник.

Наряжали его в ленты, бусы, даже в сарафан. Называли крестьяне свой последний сноп «борода козла» (козел – символ плодородия и богатства). Земледельцы завивали колоски. переплетая их лентами.

Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.


Дети украшают сноп и приговаривают.


-Лежит козел на меже,

Дивуется бороде.

-Ай, чья-то борода,

А вся медом улита,

а вся шелком увита.

-Уж мы вьем, вьем бороду

У Василия на поле.

-Завиваем бороду

У Ивановича нашего,

На ниве великой,

На полосе широкой.


-Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек наполняйся,

Хлеба прибавляйся.


Ведущая:

Последний сноп заносили в дом и ставили в «красный угол» комнаты и приговаривали: «Сжали нивку до конца, до последнего венца».


Чтец:

И вот наступил 29 августа - праздник 3-й Спас Хлебный. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.

Пришел Спас - веселью час.



Девочки поют частушки.


1. Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки,

начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.


2. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуём,

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.


3. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы ее сразу их съедим,

А сначала поглядим.


4. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


5. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.


6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!


Чтец:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: « За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора!»

« Дадим!- отвечают в цехах металлисты,-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно!»

«Дадим!- отвечают немедля мартены.

-Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог, для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!



Ведущая (учитель):

Есть хлеб - будет и песня.


Дети исполняют песню «Урожайная» (слова и музыка Пеньковой Л. Е., учителя музыки МБОУ «Соболевская СОШ».)


Чтец:

Корочка хлеба,

Хлебная крошка,

Что это много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Когда он лежит в придорожной пыли.


Сказительница входит и кланяется:


-Верно, милый, верно!

Ох, как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.


Жила была девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она в грязь хлеб и наступила на него, чтобы быстрее перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб стремительно стал погружаться в болото. И Инге оказалась в подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре все узнали историю о девочке ,которая наступила на хлеб.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная,бедная Инге!- заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья, и ей позволили вернуться домой». Эти слова дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

И в тот же миг луч света проник в подземелье, и Инге вылетела маленькой птичкой на волю. Она вернулась в родительской дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.


Ведущая:

Ребята, как же надо относиться к хлебу?


Ответы детей:

1. Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!


2. Хлеб- драгоценность,

Им не сори,

Хлеба к обеду

В меру бери!


3. Кто труд уважает,

Тот хлеб не бросает.


Ведущая:

Святое дело - вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!

Наш директор школы Черников Виктор Николаевич с 1975 по 1977 г. работал комбайнёром в колхозе « Родина».


Выступление Черникова В.Н.


Ведущая:

Нет для человека запаха более привлекательного, чем запах свежего хлеба, булочек, плюшек.

Слово предоставляется ещё одной нашей гостье - заведующей кулинарным цехом Бочаровой Н. И.


Учитель:

Когда за столом вы сидите, ребята,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.


Чтец:

Напекли мы для гостей много разных сладостей,

булки, бублики, ватрушки!

Тары- бары растабары!

Выпьем чай из самовара!


Девочка исполняет песню «Пряники русские».


Чаепитие.

Игра «Колоски». Кто больше и быстрее соберет колоски с завязанными глазами.



Литература.

1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.

2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г

3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров