В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе

Людмила Ефименко Людмила Ефименко
Тип материала: другое
просмотров: 1137
Краткое описание
Статья для психологов, учителей, родителей "Формирование психологической готовности слабовидящих детей
к обучению  в школе"
Пожаловаться 12 октября 2014
Файлы
статья Ефименко Л. М..docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Учитель высшей категории

Ефименко Л. М.

МАОУ СОШ №15

г. Златоуста

Челябинской области


Формирование психологической готовности слабовидящих детей

к обучению в школе

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. В школах России в связи с модернизацией образования за последнее время произошли серьёзные преобразования: введены новые программы, стандарты, изменилась структура школы. В современных условиях образование выдвигает приоритетную задачу по сохранению, укреплению, развитию здоровья, требует обязательного учёта психологических и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания условий для полноценного развития.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. Несмотря на усиление и модернизацию медицинской науки, практического здравоохранения и образования, лидирующее место занимают болезни органов зрения (60-70%) от общей заболеваемости детей.[3, с.3] По итогам 2012 года в России из тысячи детей 560 имеют заболевания зрительного аппарата.

Зрительные расстройства связаны не только с нагрузкой на органы зрения, но и с социальными и бытовыми условиями. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.

Всё более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс, уровню сформированности их психологической готовности к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[2, с. 17]

В структуре психологической готовности обычно выделяют следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.

Проблема психологической готовности детей к школе достаточно хорошо освещена в научном мире, но проблема психологической готовности слабовидящих детей к школе раскрыта недостаточно. Известным отечественным психологом Л. С. Выготским было установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка.

Зрение является доминирующим информационным каналом в жизни человека, и на психическое развитие оно имеет огромное влияние.

И.М.Сеченов считал, что визуальная ориентация занимает ведущее место. Зрение работает на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление).

Слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.

Формирование всех компонентов психологической готовности к началу школьного обучения является чрезвычайно острой проблемой для дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Исследования тифлопсихологов и тифлопедагогов Л..И.Солнцевой, Т.П.Свиридюк, М.И.Земцовой, Н.Г.Морозовой, З.А.Грачевой показали, что у детей с нарушениями зрительных функций наблюдается отставание в физическом развитии, в умственной готовности, отмечается низкий уровень волевой, мотивационной и эмоциональной готовности к школьной жизни.[5]

Наши исследования были посвящены изучению психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» г. Златоуста Челябинской области.

В подготовительной группе МАОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» 12 воспитанников. Из них 7 мальчиков и 5 девочек. Дети разного возраста: 3 человека – 2006 г. р., 6 человек – 2007 г. р., 3 человека – 2008 г. р.

Все 12 детей группы с ослабленным здоровьем, с нарушением зрения. Им поставлены следующие диагнозы: амблиопия, расходящееся косоглазие, сходящееся косоглазие, смешанный астигматизм, врождённая миопия, гиперметропия, спазм аккомодации. Все дети занимаются в специальной физкультурной группе, им проводится аппаратное лечение.

В основном дети хорошо взаимодействуют между собой в группе, умеют играть вместе. Но есть дети, испытывающие трудности в общении, недостаточно хорошо сформировано произвольное поведение у 20% детей. Познавательный интерес сформирован у большинства детей. У 20% воспитанников слабо развиты психические процессы: внимание, память, словесно - логическое мышление, мелкая моторика.

Тестирование было проведено в 2 этапа по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.[6]

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности:

Задание №1. «Продолжи узор».

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни».

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур.

Задание № 3. «Слова».

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала.

Задание № 4. «Шифровка».

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Задание № 5. «Рисунок человека».

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, соблюдение пропорций фигуры человека, общего уровня развития.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы, его эмоциональные затраты. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.

По результатам констатирующей дагностики можно сказать, что 60% детей готовы к регулярному обучению в школе. Эти дети не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития.



Рис.1 Итоги фронтальной оценки уровня готовности слабовидящих детей к обучению в школе.


30% детей условно готовы к обучению в школе. Можно прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения, но есть попадание в группу риска школьной дезадаптации.

10% детей не готовы к обучению в школе. Они нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, тифлопедагога) Они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.

На основе полученных данных была предложена Коррекционная программа психологической помощи детям 6 – 7 лет с нарушением зрения по формированию готовности к школе из 13 психологических занятий для детей, задачи которой: в первую очередь формирование положительной мотивационной готовности к школе; развитие произвольности и познавательных способностей, развитие мелкой моторики рук.

В системе разнообразных занятий с детьми осуществлялось комплексное многостороннее воздействие педагога-психолога, тифлопедагога, учителя логопеда и воспитателя. Огромное значение придавалось развитию сохранных анализаторов речи, как мощному компенсаторному средству, а так же развитию всех психических процессов и тонкой моторики.

Система коррекционной работы способствовала сохранению, укреплению и коррекции психофизического здоровья детей, развитию их творческого потенциала, подготовке детей к школе и интеграции в обществе. Главная задача – доведение психического развития ребенка до уровня готовности к школе

При повторном обследовании получили следующие результаты:

% готовности детей к регулярному обучению к школе увеличился на 10% .

% условной готовности детей к школе уменьшилась на 10%

Неизменной осталась неготовность детей к школе – 10%.

У детей уменьшилось количество показателей негативных поведенческих особенностей, полагаем, за счёт проведения коррекционных занятий на развитие произвольности, развитие коммуникативных навыков.

Улучшились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики, удержание простой моторной программы в графической деятельности и качество графической деятельности в свободном рисунке, показатели когнитивной сферы.



Рис.2 Сравнительные итоги фронтальной оценки уровня психической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.


Подводя итоги, отметим, что больший процент не готовности к школе выражается в недостаточной школьной мотивации, эмоционально - волевой сфере.

У детей с нарушением зрения отмечаются фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм, ограниченность образов предметов. Перечисленные нарушения снижают уровень зрительного восприятия, развитие наглядно-образного мышления, что требует особой организации учебной деятельности слабовидящих детей.

Педагоги и психолог, совместно с родителями, должны организовывать наиболее рациональный режим дня, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивать профилактику нарушения зрения и осанки, вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.

Поэтому представляется актуальным изучение и коррекция подготовки детей предшкольного и младшего школьного возраста на этапе адаптации к учебным нагрузкам. При помощи системы коррекционной работы и взаимодействия специалистов формирование психологической готовности детей с нарушением зрения будет эффективней.



Список используемой литературы


1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие / Н. И. Гуткина. - М.: МГУ, 1996. – 64с.

2. Дабылова, Б.К.Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам. Исследования под руководством А.Л. Венгера [Текст]: Новые исследования в психологии / Б. К. Дабылова. – М., 2006.

3. Малёва, З. П. Психолого - педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования: Проблемы и перспективы развития специального (коррекционного) [Текст]: образования сборник научных работ / З. П. Малёва. – Челябинск, 2002. - 170с.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения [Текст]: практическое руководство / Л. И. Плаксина.- М.: ГороД, 1998. - 262с.

5. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе [Текст]: практическое пособие НИИ педагогики УССР. / Т. П. Свиридюк. - К.: Рад. школа, 1984.

6. СемагоН. Я. , Семаго, М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения[Текст]: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.:

7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства [Текст]: учебное пособие / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.


Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru