В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и,е,ё, ю,я на произношение согласных звуков"

Галина Николаева Галина Николаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 1373
Краткое описание
Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и, е,ё, ю, я на произношение согласных звуков". УМК "Школа России". Данный урок систематизирует у учащихся знания об обозначении мягкости согласных на письме.
Пожаловаться 12 октября 2014
Файлы
Конспект урока по русскому языку.Автор Николаева Г.Г..docx
HTML Войдите для скачивания файлов







Урок русского языка



Тема: «Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков»







Николаева Галина Геннадьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №13

г. Балаково













Тема. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков.

Цель: систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных букв на письме.

Задачи:

1.Формировать у учащихся чёткое представление о том, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, внимание, мышление.

3. Воспитывать доброе отношение к природе, аккуратности письма, интерес к предмету.


Оборудование: мультимедиа проектор, экран, доска, аудиозапись песни «Голубой вагон».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

- Прозвенел звонок на урок . Добрый день, дети. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.


II. Чистописание

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте правильно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.

- Посмотрите на доску, в каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

М . Ч , Р.Д, В.З, Д.Д. , Н.Н., М. МЛ.

- Какая это буква?

( В данных словах пропущена буква Я )

- Что мы знаем о букве Я?

(Йотированная , обозначает 2 звука, смягчает согласные звуки)

- Что обозначает слово «вяз»?

(Вяз – это большое дерево с крепкой древесиной)

- Кого называют мямлей?

(Вялого , нерешительного человека)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:

Яяб Яяв Яяг Яяд Яя... Яя..

(Заглавная Я, строчная я чередуются по алфавиту)

- Запишите эти буквы, продолжая данную запись, ориентируясь на алфавит.


III. Постановка темы урока.


- Ребята, сегодня почтальон к нам приходил, письмо принёс. Я его сейчас вам прочитаю.

« Здравствуйте , ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите зверятам ответить на вопрос: «Как определить в слове какие звуки мягкие , а какие твёрдые?»

С уважением…….»

- В конверте был ещё рисунок. К сожалению, рисунок автор нечаянно порвал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

Учитель читает вопросы:

  1. Как превратить МЕЛ в мелкое место на реке?(мель)

  2. Как угол превратить в топливо?(уголь)

  3. Как сделать , чтобы шест стал числом? (шесть)

  4. Как из банки сделать баньку?

  5. Как из полки сделать танец?(полька)

- Сложили кусочки и получился медвежонок.

Мишка косолапый

В школу к нам пришёл

Объяснить зверятам тему

Просит он!

- Что ж отправляемся в «Лесную школу»( Звучит мелодия «Голубой вагон»)

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Медведь – учитель очень строг.


IV. Словарно-орфографическая работа.


- Ребята, отгадайте-ка учеников «Лесной школы». Я читаю загадку, а вы называете отгадку название животного - ученика школы.

1.Летом шубку серую,

А зимою белую

Носит попрыгайчик-

Боязливый….

2.Хвост мой длинный и пушистый,

Рыжий, красный, золотистый.

Очень людям хвост мой люб,

Но это мне не нравится,

Хотя мой хвост и славится.

3. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

- Вспомните, как пишутся эти слова. Там где «опасные места» , выросли грибочки, запишите слова.

- Назовите слово, в котором букв больше чем звуков, звуков больше чем букв.

- Выполним письменно фонетический разбор слова «заяц»

( Один ребенок работает у доски, после работы дети проводят проверку)

V. Работа по теме урока.


На доске написаны пары слов:

роет – реет лук - люк

нос – нёс пальцы - пяльцы

выл- вил

- Прочитайте написанные на доске пары слов. Значение каких слов вам непонятно? Что объединяет все написанные слова?

(Все слова начинаются с согласных букв.)

- Произнесите и сравните выделенные согласные звуки в каждой паре слов. - Чем они отличаются?

(В левом столбике твёрдые согласные, в правом - мягкие.)

- От чего зависит мягкость и твёрдость согласных?

( Мягкость и твердость согласных зависит от следующих за ними букв.)

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

(Мягкость согласных звуков обозначают буквы и, е, ё, ю , я, ь)

- Давайте сделаем вывод об обозначении мягкости согласных.

(Согласные бывают мягкими и твёрдыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы и , ё, е, ю, я , ь если они стоят после них.)

VI. Физкультминутка


-Ребята, встаньте, пожалуйста.

-Внимательно слушайте слова, которые я буду произносить. Если я скажу слово, в котором есть мягкий согласный звук, вы поворачиваетесь друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками , если в словах нет мягкого согласного- приседаете.

Мир, сок, пел, жар, мел, суп, свет, луг, лес, флот, нёс, мышь, мял, дом, чай, стол, пил.


VII. Продолжение работы


1.- Прочитайте записанные на доске слова. Распределите слова в два столбика: первый столбик слова с твердыми согласными звуками, второй столбик слова с мягкими согласными звуками. Напишите их. Подчеркните буквы , которые обозначают мягкость согласных.

Бор, лес, юла, плот, мёд, нос, рёв, ров, дело, сила, игра.

- Прочитайте слова первого столбика , затем слова второго столбика. Какие гласные буквы вы подчеркнули?

2.- Прочитайте отрывок из стихотворения, постарайтесь его запомнить.

- Какие орфограммы есть в словах этого стихотворения?

- Напишите отрывок по памяти , найдите слова , в которых есть мягкие согласные, подчеркните их.

3. Игра «Поймай мягкий согласный»

Дети хлопают в ладоши, если в слове есть мягкий согласный звук [в].

Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.

4. - А сейчас, ребята, мы поработаем по учебнику, выполним упражнение №84. Прочитайте задание.

(ученик читает стишок)

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень,

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

-Выделите в слове «тюлень» согласные звуки. Мягкие они или твёрдые?

- Как обозначена на письме мягкость согласных в этом слове?

- Мы вспомнили, что ещё мягкий знак обозначает мягкость согласных.

- А какую ещё функцию выполняет мягкий знак в словах?( разделительный)

- Запишите это слово. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

- Скажите, сколько в этом слове букв и сколько звуков?

-Почему звуков меньше?

-Ребята , давайте попробуем составить устный рассказ- описание о тюлене по картинке.

-Запишем одно из составленных предложений и найдём в нем грамматическую основу.

(Дети записывают лучшее предложение о тюлене и подчёркивают главные члены предложения, один ребенок работает у доски)

  1. - А сейчас, ребята, мы запишем в строчку слова второго столбика, которых нет в первом столбике. Будьте внимательны.

зверёк клюква

сын ясный

роза уголёк

стебелёк лето

балкон туфля

батон стебелёк

письмо свёкла

горка зверёк

( Дети пишут комментируя, объясняя все известные орфограммы.)

- Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

- Какое слово в полученной цепочке является лишним? Почему?


VII. Итог урока


- Ребята, какие же гласные буквы влияют на мягкость согласных при произношении?

- Вот и подходит к концу наше пребывание в «Лесной школе».

-Я придумала стишок про наш итог.

Буквы и, е, ё, ю, я- их запомните, друзья!

К ним добавим мягкий знак,

Без него нельзя никак.

И зарубите на носу, что они смягчают звук!

-Ребята, а сейчас домашнее задание : придумайте и запишите 10 слов,

в которых есть мягкие согласные звуки.

- Ребята, вы все молодцы, очень хорошо работали на уроке, теперь и ученики «Лесной школы» будут так работать на уроках. Они благодарны вам за помощь и всех угощают лесными яблочками.

Урок окончен.








Использованная литература:


1.Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс. Москва «Владос»2001.

2.Н.М. Бетенькова. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва «Дрофа» 2004.

3.О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Москва «ВАКО» 2006.

4. М.В. Соловейчик. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Издательство «Первое сентября» 2000.











Урок русского языка во 2 классе. Автор Николаева Г.Г.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru