В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Технология создания художественно значимых текстов

Таисия Ртищева Таисия Ртищева
Тип материала: другое
просмотров: 395
Краткое описание
Программа элективного курса "Технология создания художественно значимых текстов"   предназначена для учащихся 8-9 классов.Целью программы является подготовка к восприятию, анализу и созданию выводов и умозаключений по существу проблемы курса. Одна из главнейших целей программы - помочь учащимся поверить в собственные силы  ощутить себя создателем текстов, имеющих вполне определённую художественную ценность.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 09 октября 2014
Файлы
элективный курс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif









Программа элективного курса.

Технология создания художественно значимых текстов.

для учащихся 8-9 классов (16 часов)











Программа разработана

Ртищевой Т. В., учителем русского языка

и литературы филиала

МБОУ «Первомайская сош» в п. Хоботово

Первомайского района Тамбовской области



Пояснительная записка

«… это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать,

не зная, нельзя полюбить».

Д. Н. Кайгородов

«… каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берётся одна из того сцепления, в котором она находится».

Л. Н. Толстой. Из письма к Н. Н. Страхову в апреле 1876 года.

Программа элективного курса «Технология создания художественно значимых текстов» предназначена для учащихся 8-9 классов, рассчитана на 16 часов. Программа предусматривает не только теоретическую часть (8 часов), но и практические занятия (8 часов). Успешное усвоение программы зависит от наличия в школе библиотечного фонда художественной и справочной литературы, первоначальной компьютерной грамотности учителя и учащихся, успешность зависит и от предварительного изучения интересов школьников. Необходимо обнаружить учащихся, которые проявляют интерес к произведениям искусства (в широком смысле слова), и пытаются создавать какие-то произведения сами, имеют некоторый опыт творческой деятельности: пробовали сочинять рассказы, сказки, придумывали загадки, собирали редкие слова, создавали тексты для художественной самодеятельности.

Курс направлен на раскрытие общих законов существования художественно значимых текстов и на исследование или ознакомление с некоторыми технологическими процессами создания текстов.

Мне представляется серьёзной мысль о том, что школьное образование, достигнув критического уровня литературоцентричности, не сможет и не должно уходить от выполнения задач по вооружению учащихся правильными методами распознавания совершенных и несовершенных произведений (в данном случае на материале искусства слова)

Актуальность введения данного курса основывается на общеизвестных фактах: школьники стали потребителями не всегда безопасной, а часто деструктивной продукции, которую очень часто очень условно можно назвать беллетристикой. Эстетическая дезориентированность современных школьников придаёт особую актуальность знаниям, которыми должна вооружить школа на базовом уровне.

Ученик должен уяснить для себя, как рождаются стихотворения и рассказы, почему они так воздействуют на наше эмоциональное состояние, как можно усилить, ослабить, или нейтрализовать это воздействие. Как сделать слово послушным, почему бережно нужно относиться к языку, к речи? Какая сила заложена в слове?

Занятия по программе элективного курса помогут учащимся составить правильное представление о сложности создания художественно значимых текстов, воспитают в них понимание значимости труда писателей и поэтов, учащиеся могут осмыслить феномен языка как хранилища исторической памяти народа.

Содержанию языковедческого и литературного образования в школе отводится в настоящее время всё меньшее и меньшее количество часов. С этим можно и соглашаться, с этим можно и спорить; современное общество на пороге каких-то новых знаний, само содержание термина «знание» становится всё более расплывчатым, это касается и т.н. компетенций в области языка, речи, в области литературы как искусства слова.

Предложенный курс поможет детям ощутить себя носителем родного языка, пережить минуты поиска нужного слова, изведать муки творчества, когда есть что сказать, но нет умения воплотить это в какой-либо форме, в каком-либо жанре, нет необходимых знаний в выборе стилистических средств выразительности.

Программа построена по принципу углубления базовых знаний по истории и теории литературы, по речеведческим и языковедческим аспектам филологического образования в школе. Курс имеет практическую направленность, что отражено уже в названии самой программы. В деятельность педагога, осуществляющего занятия по данной программе, должны быть заложены личностно-ориентированные подходы к ученикам и осознанное создание максимально адаптированной к личности ребёнка среды.

Актуальность данного курса подкрепляется тем, что в последнее время оказались востребованными профессии, предполагающие умение работника обращаться со словом, умение создавать тексты различного назначения: сотрудники рекламных агентств, пресс-секретари, референты, спичрайтеры, журналисты. Это создаёт мотивацию для посещения занятий по программе элективного курса.

Курс «Технология создания художественно значимых текстов» может быть интересен всем тем учащимся, которые планируют в старшем звене учиться в специализированных классах, в классах гуманитарного профиля.

Знания и практические навыки, полученные по программе курса, могут быть впоследствии использованы учащимися в различных сферах повседневной деятельности.

Содержание программы построено на основе учёта возрастных особенностей школьников, практические работы составлены в соответствии с материалом лекционного курса, задачей их является применение знаний в практической деятельности творческого характера.

Данный курс позволяет корректировать коммуникативную грамотность учащихся во время бесед, диалогов, учит делать выводы, правильно строить систему аргументации, работать на аудиторию, не бояться её. Развитие самостоятельности и возможности для самореализации личности ребёнка также предусматриваются в данной программе.

Целью программы является подготовка к восприятию, анализу и созданию собственных выводов и умозаключений по существу проблемы курса. Одна из главнейших целей программы – помочь учащимся поверить в собственные силы и ощутить себя создателем текстов, имеющих вполне определённую художественную ценность. Помочь учащимся осознать важность искусства слова в жизни общества, попробовать себя не только в качестве потребителя литературной продукции.

Основными задачами данного элективного курса являются:

-углубление знаний о процессах творчества;

-выявление закономерностей в развитии языка и литературы;

-подготовка учащихся к практической деятельности;

-воспитание эстетического чувства, чувства любви к родному языку, понимание сущности произведения, созданного на родном языке;

-пробуждение интереса к гуманитарным знаниям;

-ориентирование на сознательный выбор профиля обучения в старших классах.

В программе предусмотрено использование обширного материала по литературному краеведению. В школьной библиотеке есть необходимые книги, есть возможность размножить необходимые текст, при необходимости можно воспользоваться ресурсами Интернета.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, комбинированные уроки, беседы, «сократовские лекции», семинары, экскурсии, практикумы, конференции. Для выявления отношений учащихся к курсу проводится анкетирование с целью выяснить, что показалось учащимся интересным, что вызвало недоумение или затруднение.

В процессе реализации программы данного курса рекомендуется шире применять исследовательский, проблемный или частично – поисковый методы обучения, словесные и наглядные методы преподавания. Необходимо всемерно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, развивать имеющийся у учащихся творческий потенциал.

Возможны следующие виды деятельности учащихся: например, сообщения – «Эпитеты и их роль в стихотворениях В. Дорожкиной», «Какую рифму любил В. Кубанёв». Практикум на тему «Как рождаются стихи». Конференция – «Тамбовщина – страна литературная».

Учащиеся по итогам освоения курса смогут самостоятельно выбрать форму отчётности из предложенного перечня: собственное стихотворение или рассказ, доклад или авторский выпуск стенгазеты, коллективный сборник или альманах, предполагается использование различных источников информации.

В ходе реализации программы учащиеся познакомятся:

-с основами стихосложения;

-с принципами сюжетосложения;

- с некоторыми страницами литературного краеведения;

-с навыками лингвистического, стилистического и общеэстетического анализа художественного произведения

Учащиеся овладеют умениями:

-рифмовать стихотворные строчки;

-понимать случаи отступления от рифмы;

-проверять свои стихотворения на выдержанность размера стихотворной стопы;

-анализировать формообразующие элементы художественного произведения.

Каждое занятие строится по оригинальному плану педагога, но обязательно включает в себя элементы повторения, контроля над усвоением нового и прочитанного прежде. В непосредственном контакте с учащимися при обсуждении работ творческого характера педагог имеет большие возможности узнать стремление ученика, может помочь ему раскрыть заложенные от природы способности.

Способы проверки ожидаемого результата.

Рецензии педагога.

Анонимные отзывы учащихся.

Презентация творческих проектов.

Подведение итогов

Письменный отзыв – характеристика педагога об индивидуальных достижениях учащегося, которые помещаются в портфолио ученика.







Учебно - тематический план



N п/п

Наименование

Количество часов

Из них

Теоретические

Практические



1

Присутствие автора в художественном тексте

1

0,5

0,5

2

Лирический герой произведения и автор

2

1

1

3

Форма и содержание художественных произведений

2

0,5

1,5

4

Арсенал художественных средств писателя и поэта

5

1

4

5

Консультирование, рецензирование, коррекция

6

1

5







16 4 12

























Содержание

Тема 1. Присутствие автора в художественном произведении.

Лекция (0,5) Практикум (0,5)

На материале произведений разных жанров (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша») показать различные способы выражения авторского присутствия в тексте.

Тема 2. Лирический герой произведения и личность автора (1+1)

Указать на случаи несовпадения автора и повествователя, личности автора и личности лирического героя.

( «Одиночество» Н. Вирта)

Тема 3. Форма и содержание художественного произведения (0,5 +1,5)

На материале произведений разных авторов объяснить компоненты формы и содержания, их целостность и взаимную необходимость.

( Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь Званская»).

Тема 4. Арсенал художественных средств писателя и поэта (1+4)

Данная тема предполагает анализ произведений из списка литературы по внеклассному чтению.

Тема 5. Консультирование, рецензирование, коррекция текстов, созданных учащимися (1+5)

















Список литературы

  1. Завадская Т. Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростков. - М.: Просвещение, 1998

  2. Кожинов В. Как пишут стихи. – М.,1988

  3. Мадлер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М.,1993

  4. Наровчатов С.Необычное литературоведение. – М.: Детская литература», 1981

  5. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Первое сентября,2002



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru