В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования

Валентина Куклина Валентина Куклина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1452
Краткое описание
Статья представляющая подходы профессионального образовательного учреждения СПО к организации методической поддержки  профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования, на примере  СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж».  
Пожаловаться 12 сентября 2014
Файлы
Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования

Валентина Юрьевна Куклина, методист СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»


Стратегия развития системы образования «Петербургская школа 2020» провозглашает миссией Петербургской Школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга, а одной из задач, для её выполнения называет непрерывное развитие потенциала современного педагога. На уровне образовательного учреждения механизмом решения данной задачи может стать развитие системы наставничества, консультирования и научно-методической работы в целом.

Под наставничеством в методической работе мы понимаем целенаправленный процесс развития личности педагога, его профессиональных качеств и компетенций через общение с более опытным членом коллектива – наставником. Функции наставника предполагают не только помощь в адаптации новых членов коллектива. Важнейшей функцией наставника является содействие профессиональному росту новых членов коллектива, участие в оценке результатов их деятельности.

Консультирование, в нашем понимании, это – процесс, в ходе которого подготовленный специалист оказывает поддержку другому члену коллектива в индивидуальной или групповой работе.

Методическая поддержка, как термин, получил широкое распространение в конце ХХ века, во многом благодаря зарубежным публикациям о механизмах наставничества. В советской педагогике использовался термин методическая помощь, даже определение методической работы основывалось на понятии методической помощи. Педагогический словарь 1960 года издания приводит следующее определение: «Методическая работа – оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации». В чем же разница между помощью и поддержкой? Методическая поддержка позволяет педагогу увидеть свои проблемы и помогает их преодолеть за счет своих сильных сторон. Механизм поддержки: диагностика – постановка проблем – самостоятельная практическая деятельность по решению проблем – анализ.

Таким образом, методическая поддержка – это методическая деятельность, поддерживающая педагога в ситуации диагностирования им своих слабых сторон педагогической техники и помогающая ему преодолеть проблемы, опираясь на сильные стороны своих индивидуальных способностей и возможностей.

Вступая на новый этап своего развития СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» определил новую методическую проблему, позволяющую направить всю методическую работу в единое русло. Формулировка новой методической темы учреждения связана с реализацией механизма наставничества как опытного педагога над начинающим, так и педагогического работника над обучающимися в процессе овладения ими педагогическими компетенциями, предусмотренными ФГОС. Методическая тема учреждения: «Наставничество как механизм профессионального развития педагогических работников и гарант овладения профессиональными компетенциями обучающимися» согласуется и с темой Ресурсного центра, который действует на базе учреждения с сентября 2013 года (Распоряжение Комитета по образованию №1493-р от 26.06.2013 «О переводе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, в режим ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования»). Поскольку деятельность ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» направлена на разработку веера индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП), механизмом реализации которых призвано стать наставничество педагога над обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Приступая к реализации методической темы, в коллективе было проведено диагностирование на определение целевых групп, нуждающихся в наставнике. На основании проведенного входного диагностирования определились три целевые группы, которым необходим разный уровень наставничества. Первая группа – «НОВИЧКИ», педагогические работники, только что принятые в коллектив (8%). Вторая группа – «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» коллектива, работники с высокими профессиональными качествами и амбициями, те, кто могут развивать коллектив в будущем (17%). Третья группа – «РЕЗЕРВ», педагогические работники, нуждающиеся в постоянной методической поддержке (42%). Таким образом, 67% коллектива нуждаются в систематическом наставничестве. Остальные 33% – это наставники и руководители. По итогам года диагностирование показало, что группа резерва сократилась почти наполовину – до 24%, увеличив группу «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» и перейдя в категорию наставников.

Определение групп наставничества

Основу системы наставничества в педагогическом коллективе составляют методические комиссии, а функции наставника выполняют руководители комиссии. В настоящее время в учреждении действуют четыре методических комиссии:

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Станочник», «Токарь»;

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Оператор швейного оборудования», «Закройщик»;

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Парикмахер»;

  • Общеобразовательные дисциплины.

С сентября 2013 года, с момента открытия на базе СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», городского ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования», появились новые эффективные средства развития системы наставничества и подготовки педагогов-наставников. Созданные для реализации задач ресурсного центра по внедрению инклюзивного образования постоянные творческие коллективы – творческие группы, стали действенным центром развития наставничества в педагогическом коллективе. Руководители данных творческих групп являлись начинающими наставниками, но опыт по решению профессиональных педагогических задач позволил с честью справиться с функцией наставника всем коллегам, возглавившим творческие группы и получить значимый для коллектива результат (Приложение 1).

Основными направлениями в содержании методической работы стали организационно-методическая поддержка педагогов, методическое обеспечение профессионального образования, совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения. Основные формы методической работы:

  • Работа в рамках предметных Методических комиссий (МК);

  • Индивидуальные консультации;

  • Школа педагогического мастерства;

  • Инструктивно-методические совещания;

  • Методические конкурсы;

  • Открытые уроки;

  • Творческие группы (временные творческие коллективы);

  • Клуб молодого педагога и др.


Профессионально-личностное развитие педагога характеризуют педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Педагогическая компетентность – владение системой образовательных умений и навыков, позволяющих осуществлять образовательную деятельность. Совокупность умений складывается в педагогическую технику: умения владеть мимикой, настроением, процессами восприятия информации, техникой речи и умения воздействовать на личность обучаемого (организаторские, коммуникативные, диагностико-аналитические умения).

В достижении педагогического мастерства важна модель поведения. Модель адаптивного поведения проявляется в тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. В деятельности такой специалист, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, превращенными в штампы, шаблоны и стереотипы. Прогрессивной моделью является модель профессионального развития, когда педагог способен выйти за пределы текущей повседневной практики и увидеть свою работу в целом, чтобы осознавать и оценивать трудности профессионального труда и конструктивно разрешать их в соответствии с ценностными ориентациями.

Практическая инновационная деятельность особенно эффективна в профессиональном становлении педагога и на этом этапе развития, важно помнить об огромном значении мотивации в достижении компетенции, позитивного настроя и создания ситуации успеха.

По результатам проведенного диагностирования по методике А.К. Марковой «Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога» в педагогическом коллективе за первый год работы в режиме инновационной деятельности психологическая компетентность возросла на 0,55 балла, педагогическая компетентность – на 0,65 балла, методическая компетентность – на 0,75 балла.

Таким образом, действенным механизмом включения всего педагогического коллектива в реализацию миссии петербургского образования и миссии СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» стало развитие системы наставничества. Целенаправленная система развития наставничества, интегрированная в инновационную деятельность ресурсного центра, позволила получить значительный личностный и профессиональный рост педагогов творческих групп.


Используемая литература:

  1. Валынкин П.В., Шабельникова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС

  2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: 2005.

  4. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: 2006.

  5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок, М.: 2005.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.


Приложение 1

Информация о работе творческих групп в 2013/2014 учебном году

Творческая группа

Результат

Творческая группа разработки структуры и конспекта урока теоретического обучения в условиях совместного (инклюзивного) обучения (в рамках разработки индивидуального образовательного маршрута)


- 28.10.2013. Проведено 3 открытых урока теоретического обучения по профессиям: ПАРИКМАХЕР; СТАНОЧНИК; ЗАКРОЙЩИК «Психолого-педагогическое сопровождение урока в условиях инклюзивного обучения»;

- 20.03.2014 года открытый урок на применение активных методов обучения по УД «Экономические и правовые основы производственной деятельности», «Обществознание»: «Я и моё собственное дело»;

- Конспекты уроков, структура психолого-педагогического сопровождения урока в условиях инклюзивного обучения;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 4;

Творческая группа разработки сценария и проведения Конкурса профессионального мастерства среди детей с особыми образовательными потребностями по профессиям швейного производства


19.02.2014 проведен Городской Конкурс профессионального мастерства по профессиям швейного производства: 18 обучающихся (6 команд);

- Положение о Конкурсе профессионального мастерства;

- Сценарий Конкурса и сопроводительная нормативная и инструкционно-технологическая документация;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 2;

Творческая группа информационно-профориентационной деятельности, планирования, разработки и проведения Салона профессиональных секретов «Детали дела»

31.01.2014; 19.03.2014;

08.04.2014 проведены профориентационные игры для обучающихся и выпускников общеобразовательных и коррекционных школ;

- Сценарий профориентационного мероприятия Салон профессиональных секретов «Секреты дела»;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 7;

Творческая группа по разработке индивидуального образовательного маршрута:


21 марта 2014 года, 3 открытых урока по УД «Математика», «Биология», «Физика» с использованием активных методов обучения (индивидуальное проектирование);

- Конспекты уроков;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 5;

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru