В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Татьяна Полякова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3271 комментариев: 1
Краткое описание
Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих  образовательных технологий  обучения

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья.doc Скачать



Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.


«Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

В. И. Дубровский



Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка, поэтому, если мы научим их ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Исследования последних лет показывает, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения состоянии здоровья. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность (интеллектуальны аспект); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Поэтому сейчас и возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий в работе ГПД должна стать приоритетным направлением. В связи с этим в своей работе воспитатель должен применять разные методы и приёмы здоровьесберегающего обучения.

Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.





Дидактический Демонстрация Практический Соревнования

рассказ

Беседа Иллюстрация Познавательная

Игра

Лекция Видеометод Метод программирован-

ного обучения

Дискуссия Упражнения


Наглядность


В структуре метода выделяются приёмы, как составная часть в реализации метода.





Воспитатель обязан отдельные подходы объединить в единое целое, только тогда можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий в работе ГПД – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период воспитания и обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

Регулировать двигательную деятельность надо с учётом возрастных особенностей детей и динамики физической подготовленности школьника. Установлено, что построение продлённого дня без учёта возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работе приводит к выраженному утомлению учащихся в течении учебного дня, недели , года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем. Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в группе и строгую регламентацию разных видов деятельности:

  • Двигательная активность (тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных движениях и развитие осанки ребёнка).

  • Соблюдение правил личной гигиены (воспитатель устанавливает последовательный контроль за чистотой и опрятностью учащихся; правилами умывания и уходом за телом, простейшими приёмами самостоятельного ухода за одеждой и обувью).

  • Дыхательные упражнения и разучивание скороговорок. Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга и вызывает головную боль.

  • Закаливание (эффективное средство при профилактике простудных заболеваний).

  • Психофизическая тренировка (Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление помогают детям отдохнуть, успокоиться и сосредоточиться.)

Идеи педагогики оздоровления подводят воспитателя к использованию в своей работе нестандартных занятий в группе продлённого дня:

  • занятия-игры

  • занятия творчества

  • театрализованные занятия

  • занятия-аукционы

  • занятия-соревнования

  • занятия взаимообщения учащихся

  • занятия- концерты

  • занятия-экскурсии

И в заключении можно с уверенностью утверждать, что именно педагог должен сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Педагог обязан работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.

Почаще предлагайте учащимся показать радость и удовольствие и усталости как не бывало.



Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся в ГПД

Данные состояния здоровья обучающихся младших классов

Уч.

год

Группы здоровья

1

Динамика

2

Динамика

3

Динамика

4

Динамика

05-06

30%


66%


4%


0,001%


06-07

32%

+2%

63%

-3%

5%

+1%

0,004%

+0,003%

07-08

35%

+3%

58%

-5%

6%

+1%

0,005%

+0,001%


Уч.

год

Группы по физкультуре

Осн.

Динамика

Под

Динамика

Спец

Динамика

Освоб

Динамика

05-06

74%


23%


0,007%


2%


06-07

72%

-2%

23%

=

2%

+1,993%

3%

+1%

07-08

74%

+2%

21%

-2%

2%

=

3%

=


Уч.

год

Физическое развитие

Выс.

Динамика

В.ср

Динамика

Ср

Динамика

Н.ср

Динамика

Низ

Динамика

05-06

9%


19%


64%


6%


2%


06-07

9%

=

19%

=

64%

=

6%

=

2%

=

07-08

11%

+2%

7%

-12%

74%

+10%

6%

=

2%

=


Статистика типов заболеваний

Типы

заболеваний

2005-2006 уч. год

2005-2006 уч.год

2007-2008 уч.год


Показатели

Динамика


Показатели

Динамика


Показатели

Динамика

Тубинфицированные

13,3%


13,9%

+0,6%

13,9%

=

Нервные заболевания

6,1%


8,3%

+2,2%

5,2%

-3,1%

Сердечно-сосудистые заболевания

3,8%


4,5%

+0,7%

4,5%

=

Заболевания пищеварительной системы

2,8%


4,4%

+1,6%

3,6%

-0,8%

Заболевания опорно-двигательной системы

25%


27,7%

+2,7%

32%

+4,3%

Заболевания органов дыхания

5,5%


7%

+1,5%

5,8%

-1,2%

Другие заболевания

15,3%


18%

+2,7%

18,7%

+0,7%



Используемая литература:

Павлова М. А. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».

Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии»

Антропова М. В. «Физическое развитие ребенка»

Антропова М. В. «Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников».

Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении».

5


Обсуждение материала
Ивлева Юлия
21.09.2014 18:14
Уважаемый автор, пожалуйста  добавьте правильно оформленный титульный лист к Вашей статье и снова перезагрузите работу.:)
С ув. модератор Ивлева Юлия
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос