В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

Светлана Брагина Светлана Брагина
Тип материала: Урок
просмотров: 1673
Краткое описание
Цели:
1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;
2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;
3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.
Пожаловаться 09 августа 2014
Файлы
Действительные и страдательные причасти1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

Конспект урока

Цели:

1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;

2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;

3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.

Задачи:

- повторить сведения о тексте;

- обобщить материал о причастии как части речи и об образовании причастий;

- определить их роль в тексте;

- закрепить умение грамотно писать гласные в суффиксах причастий и перед ними;

- находить в предложениях причастные обороты и выделять их на письме запятыми.

Ход урока:

I. Постановка целей и задач:

- Над изучением какой части речи мы сейчас работаем?

-Что мы уже знаем о причастии? Готовы ли мы обобщить изученное?

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и задачи урока.

А решать их нам поможет текст.

II. Анализ текста (Е. К. Францман «Сборник диктантов по русскому языку» (5-9 классы).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом ( слайд № 5).

(1) Воздух был наполн...н мига…щими синеватыми искрами. (2) Это были светляки перелетавш... с одного места на другое. (3) Свет испуска…мый ими появлялся каждый раз не более как на секунду.

(4) Путешественник вид…щий впервые пляш…щие искорки застывает в немом изумлении. (5) Перед ним сотни тысяч, миллионы светляков мелька…щих в траве и в кустах лета…щих над деревьями а на небе тысячи мерца…щих звезд.

(6) Вдруг вспыхивает яркая молния озаря…щая всё вокруг. (7) По небу проносится огромный метеор. (8) Светящиеся насекомые исчезают, но ненадолго: через две- три минуты в воздухе снова кружатся искры.


1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению (обдумайте, на какие слова будет падать логическое ударение, где сделать паузы, темп речи).

2.. Выразительно прочитайте текст.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите тему текста. (Светляки) (Слайд № 1)

5.Лексическая работа

А) Назовите лексическое значение слова «светляки», сравните с определением, данным в словаре С.И. Ожегова. (Светляк, светлячок- жучок (а также его личинки и яйца), светящийся в темноте.) (Слайд № 2).

Б) Знаете ли вы, что такое метеор? (Метеор-1.Вспышка небольшого небесного тела, влетающего в верхнюю атмосферу из космоса.) (Слайд № 3).

В) Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «искра»? (Искра- 4 лексических значения. 2.Светящаяся, сверкающая частица, отблеск.) (Слайд № 4). -Индивидуальная работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

4.Кружатся, кружишь (обсудить варианты постановки ударения).

5. Сформулируйте позицию автора. (Светящиеся насекомые вызывают чувство изумления у человека. Чудо природы.)

6.Озаглавьте текст. Что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль? Какое более удачно? Запишите понравившееся. (Светляки. Светящиеся насекомые. Пляшущие искорки. Чудо природы.)

7.Какой может быть грамматическая связь между предложениями? (Цепная, параллельная). Определите, как связаны предложения в 1 абзаце. (3 ученика по очереди читают предложения, находят средства связи: мигающие синеватые искры - это были светляки – свет - ими). Берутся за руки - связь цепная.

8.Определите тип речи. (Повествование с элементами описания)

9.Определите стиль текста. (Художественный). Докажите своё мнение.

III. Обобщение сведений о причастии как части речи и образовании причастий.

1.Что вы знаете о причастии? (Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

2. Найдите в тексте причастия. Какова их функция? (Помогают представить светляков, их поведение).

3.Расскажите об образовании причастий (Наглядное пособие).

4.Распределите найденные в тексте причастия по группам, объясните выбор гласных в суффиксах (Несколько человек по очереди работают у доски).

ДПНВ: мигающими <= мигают (1 спр.), видящий <= видят (2 спр.), пляшущие <= пляшут (1 спр.) и др.

ДППВ: перелетавшие <= перелетать

СПНВ: испускаемый <= испускаем (1 спр.)

СППВ: наполнен, наполненный <= наполнить

5.Почему больше действительных причастий? Чем краткая форма отличается от полной? Назовите грамматическую основу 1 предложения, определите морфологические признаки причастия. (Воздух был наполнен. Прош. время, сов. вид, в ед. ч., в м. р.)

IV. Обобщение сведений о причастном обороте.

1.Есть ли в тексте причастные обороты? Что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? В каком случае выделяется запятыми?

2.Самостоятельная работа: вставьте пропущенные буквы, обозначьте причастные обороты вместе с определяемыми словами, расставьте недостающие знаки препинания.

Образец: ученик выполняет задание у доски (предложение 2).


Это были светляки, |перелетавшие с одного места на другое|.

3.Сколько всего причастных оборотов? (6) . В каком предложении 2 причастных оборота? (5)

4.Взаимопроверка и взаимооценка работы учащимися. (Слайд № 6).

5.Перестройте 3 предложение так, чтобы оно соответствовало схеме: | п.о. | х.

V. Дополнительное задание:

Синтаксический разбор предложения 6 (Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая всё вокруг. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом)

VI. Подведение итогов:

-Подведите итоги урока, ответив на вопросы:

Что повторили? Какие умения закрепили? Есть ли ещё трудности?

VII. Список литературы:

  1. Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс [Текст]: учеб. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы [Текст]: книга для учителя / Е. К. Францман. – М.:Просвещение, 1994. – 239 с.

  3. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе [Текст]: книга для учителя / М.В. Фёдорова.- М.: Просвещение, 1999. ( План анализа текста).

  4. Стационарное наглядное пособие. Русский язык. Причастие и деепричастие. Альбом учебный из 12 листов (Лист 3.Действительные и страдательные причастия)- Экзамен, 2005.


Текстовый файл с методическими рекомендациями по использованию презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


Методические рекомендации по использованию презентации:

- 6 слайдов

- Microsoft Power Point

- позволяет успешно провести лексическую работу (слайды № 1- № 4), знакомит с текстом, на основе которого проводится обобщение материала ( слайд № 5), используется обучающимися для взаимопроверки( слайд № 6).


Титульный лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Брагина Светлана Николаевна

1 квалификационная категория

село Ровдино Шенкурского района Архангельской области

МБОУ «Ровдинская СОШ»

русский язык

Русский язык.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

Урок

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

7 класс

45 минут

Презентация к уроку

Приложение.pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru