В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

Светлана Брагина
Тип материала: Урок
просмотров: 4200
Краткое описание
Цели:
1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;
2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;
3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Действительные и страдательные причасти1.doc Скачать

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

Конспект урока

Цели:

1) образовательная: на основе текста обобщить изученный материал о причастии как части речи, о причастном обороте;

2) развивающая: развивать интерес к предмету, познавательную деятельность, речевые навыки учащихся; умение анализировать текст;

3) воспитательная: формировать навыки сотрудничества для достижения общей цели.

Задачи:

- повторить сведения о тексте;

- обобщить материал о причастии как части речи и об образовании причастий;

- определить их роль в тексте;

- закрепить умение грамотно писать гласные в суффиксах причастий и перед ними;

- находить в предложениях причастные обороты и выделять их на письме запятыми.

Ход урока:

I. Постановка целей и задач:

- Над изучением какой части речи мы сейчас работаем?

-Что мы уже знаем о причастии? Готовы ли мы обобщить изученное?

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и задачи урока.

А решать их нам поможет текст.

II. Анализ текста (Е. К. Францман «Сборник диктантов по русскому языку» (5-9 классы).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом ( слайд № 5).

(1) Воздух был наполн...н мига…щими синеватыми искрами. (2) Это были светляки перелетавш... с одного места на другое. (3) Свет испуска…мый ими появлялся каждый раз не более как на секунду.

(4) Путешественник вид…щий впервые пляш…щие искорки застывает в немом изумлении. (5) Перед ним сотни тысяч, миллионы светляков мелька…щих в траве и в кустах лета…щих над деревьями а на небе тысячи мерца…щих звезд.

(6) Вдруг вспыхивает яркая молния озаря…щая всё вокруг. (7) По небу проносится огромный метеор. (8) Светящиеся насекомые исчезают, но ненадолго: через две- три минуты в воздухе снова кружатся искры.


1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению (обдумайте, на какие слова будет падать логическое ударение, где сделать паузы, темп речи).

2.. Выразительно прочитайте текст.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите тему текста. (Светляки) (Слайд № 1)

5.Лексическая работа

А) Назовите лексическое значение слова «светляки», сравните с определением, данным в словаре С.И. Ожегова. (Светляк, светлячок- жучок (а также его личинки и яйца), светящийся в темноте.) (Слайд № 2).

Б) Знаете ли вы, что такое метеор? (Метеор-1.Вспышка небольшого небесного тела, влетающего в верхнюю атмосферу из космоса.) (Слайд № 3).

В) Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «искра»? (Искра- 4 лексических значения. 2.Светящаяся, сверкающая частица, отблеск.) (Слайд № 4). -Индивидуальная работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

4.Кружатся, кружишь (обсудить варианты постановки ударения).

5. Сформулируйте позицию автора. (Светящиеся насекомые вызывают чувство изумления у человека. Чудо природы.)

6.Озаглавьте текст. Что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль? Какое более удачно? Запишите понравившееся. (Светляки. Светящиеся насекомые. Пляшущие искорки. Чудо природы.)

7.Какой может быть грамматическая связь между предложениями? (Цепная, параллельная). Определите, как связаны предложения в 1 абзаце. (3 ученика по очереди читают предложения, находят средства связи: мигающие синеватые искры - это были светляки – свет - ими). Берутся за руки - связь цепная.

8.Определите тип речи. (Повествование с элементами описания)

9.Определите стиль текста. (Художественный). Докажите своё мнение.

III. Обобщение сведений о причастии как части речи и образовании причастий.

1.Что вы знаете о причастии? (Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

2. Найдите в тексте причастия. Какова их функция? (Помогают представить светляков, их поведение).

3.Расскажите об образовании причастий (Наглядное пособие).

4.Распределите найденные в тексте причастия по группам, объясните выбор гласных в суффиксах (Несколько человек по очереди работают у доски).

ДПНВ: мигающими <= мигают (1 спр.), видящий <= видят (2 спр.), пляшущие <= пляшут (1 спр.) и др.

ДППВ: перелетавшие <= перелетать

СПНВ: испускаемый <= испускаем (1 спр.)

СППВ: наполнен, наполненный <= наполнить

5.Почему больше действительных причастий? Чем краткая форма отличается от полной? Назовите грамматическую основу 1 предложения, определите морфологические признаки причастия. (Воздух был наполнен. Прош. время, сов. вид, в ед. ч., в м. р.)

IV. Обобщение сведений о причастном обороте.

1.Есть ли в тексте причастные обороты? Что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? В каком случае выделяется запятыми?

2.Самостоятельная работа: вставьте пропущенные буквы, обозначьте причастные обороты вместе с определяемыми словами, расставьте недостающие знаки препинания.

Образец: ученик выполняет задание у доски (предложение 2).


Это были светляки, |перелетавшие с одного места на другое|.

3.Сколько всего причастных оборотов? (6) . В каком предложении 2 причастных оборота? (5)

4.Взаимопроверка и взаимооценка работы учащимися. (Слайд № 6).

5.Перестройте 3 предложение так, чтобы оно соответствовало схеме: | п.о. | х.

V. Дополнительное задание:

Синтаксический разбор предложения 6 (Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая всё вокруг. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом)

VI. Подведение итогов:

-Подведите итоги урока, ответив на вопросы:

Что повторили? Какие умения закрепили? Есть ли ещё трудности?

VII. Список литературы:

  1. Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс [Текст]: учеб. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы [Текст]: книга для учителя / Е. К. Францман. – М.:Просвещение, 1994. – 239 с.

  3. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе [Текст]: книга для учителя / М.В. Фёдорова.- М.: Просвещение, 1999. ( План анализа текста).

  4. Стационарное наглядное пособие. Русский язык. Причастие и деепричастие. Альбом учебный из 12 листов (Лист 3.Действительные и страдательные причастия)- Экзамен, 2005.


Текстовый файл с методическими рекомендациями по использованию презентации.docx Скачать


Методические рекомендации по использованию презентации:

- 6 слайдов

- Microsoft Power Point

- позволяет успешно провести лексическую работу (слайды № 1- № 4), знакомит с текстом, на основе которого проводится обобщение материала ( слайд № 5), используется обучающимися для взаимопроверки( слайд № 6).


Титульный лист.doc Скачать

Брагина Светлана Николаевна

1 квалификационная категория

село Ровдино Шенкурского района Архангельской области

МБОУ «Ровдинская СОШ»

русский язык

Русский язык.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский).-32-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

Урок

Действительные и страдательные причастия (обобщение материала на основе анализа текста)

7 класс

45 минут

Презентация к уроку

Приложение.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос