В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Бабочки

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Бабочки

Галина Шаруха
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 8607 комментариев: 1
Краткое описание
Тип урока: изучение  и первичное закрепление знаний.
Цель: Выявить особенности животных  отряда бабочки, отличающие их от насекомых других отрядов.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок по теме Бабочки.doc Скачать

Учитель биологии Шаруха Галина Николаевна


Урок по предмету: биология животные 7 класс

УМК В. В. Латюшин, В. А. Шапкин


Тема урока «Тип: Членистоногие. Класс: Насекомые.

Отряд: Бабочки».


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.


Цель: Выявить особенности животных отряда бабочки, отличающие их от насекомых других отрядов.


Задачи:

Образовательные:

изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек;

рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека.


Развивающие:

продолжить развитие логического и образно-чуствительного мышления, творческих способностей учащихся.


Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, потребности охраны животного мира.


Оборудование:

Таблицы: «Капустница», «Тутовый шелкопряд», «Отряд насекомых».

Плакаты и рисунки с изображением бабочек.

Карточки задания для групповой работы, карточки для ответов.

Выставка книг «Бабочки».

Коллекция «Вредители важнейших сельскохозяйственных культур».

Компьютер, проектор, экран.

Видеоролики: самые красивые бабочки планеты;

Удивительное превращение;


Ход урока.


  1. Систематизация знаний учащихся.


Ответы учащихся на вопросы учителя:


1. Какой тип животных мы изучаем?

2. Почему тип Членистоногие получил такое название?

3. Какие классы объединяет тип Членистоногие?

4. Животных, какого класса мы с вами изучаем?

5. Назовите признак, который дал название данному классу.


Итак, подводим итоги сказанному: (чтение стихотворения):


У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить, способен от всяческих врагов.

Всё это характерные особенности многих животных,

Относящихся к типу членистоногие.


Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,

Всё это насекомые, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но всё-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трёх отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.


А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди, внимательнее посмотри

Три пары ног ещё у них отходят от груди,

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.

Вот что ещё хотел бы я сказать в заключение-

Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.


  1. Вводная часть.


Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творение живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:


« Долина вся в цветах,

Над этими цветами –

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучих рой!».

http://www.zooeco.com


http://www.youtube.com/watch?v=YCNmbUQBqDU


Видеоролик: самые красивые бабочки планеты


Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки. С этими животными мы и будем знакомиться на уроке.

На уроке мы постараемся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветов, оторвавшихся от растений; познакомимся с разнообразием бабочек; узнаем об особенностях этих животных, размножении, значении.


Тема урока: Бабочки, или Чешуекрылые.


Классификация бабочек:

Царство – животные.

Тип – Членистоногие.

Класс – насекомые

Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.


Исследователи насекомых насчитывают около 110 тыс. различных бабочек.

Наука, изучающая бабочек – лепидоптерология.

Размеры бабочек разнообразны. Самая большая бабочка на Земле – совка ночница, из Южной Америки! Размах её крыльев достигает 32 см. Самая маленькая бабочка – карликовый мотылёк. Размах её крыльев составляет только 22 мм.

Можно сказать , что величина гусеницы зависит от величины бабочки. Длина самых больших гусениц – 15 см.

Выясним характерные особенности животных отряда Бабочек, или Чешуекрылые.


Первый признак отряда: Их характерное отличие – крылья, покрытые плоскими чешуйками.

Две пары крыльев бабочки пронизаны, как у всех крылатых насекомых, сетью жилок. Жилки представляют собой хитиновые трубочки, придающие крылу необходимую прочность. Внутри жилок проходят трахеи и нервы.

Крылья покрыты слоем цветных чешуек, совокупность которых создаёт яркую окраску. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми.

Если неосторожно коснуться пальцем крыла бабочки, то окраска побледнеет или вовсе исчезнет и в этом месте крыло станет прозрачным. Чешуйки, покрывающие крыло разноцветные с фигурными вырезами. На крыле они расположены в строгом порядке и рядами, причём каждый ряд чуть прикрывает нижний, как чешуя рыб (рис. 62 и 63 учебника).

Температура влияет на окраску бабочки (табл.IV из книги А.А.Яхонтова «Зоология для учителя» т.1).

У большинства видов дневных бабочек окраска имеет покровительственное значение. Благодаря такой окраске бабочки становятся малозаметными на лугу и на пестрых цветах. Яркая окраска бабочек может быть и предупреждающей, как бы говорящей врагам, что насекомое опасно или несъедобно, а также мимикрия, например бабочка стеклянница и шершень имеют сходство в окраске. Чешуйки отсутствуют лишь у очень немногих бабочек.


Второй признак отряда: Тело всех без исключений бабочек покрыто чешуйками.


Третий признак отряда: Ротовой аппарат.


У большинства чешуекрылых ротовой аппарат – хоботок. Он приспособлен для высасывания нектара из цветов, в покое свернут спиралью. Хоботок образован вытянутыми нижними челюстями.


Какой тип развития бабочек?

- развитие с полным превращением.

Какие стадии проходят насекомые с таким типом развития?

- 4 стадии. Это яйцо --- личинка --- куколка --- взрослое насекомое.

Как называется личинка бабочки?

- личинка бабочки называется гусеница.


Я вам сейчас прочитаю стихотворение Э.Успенского, а вы найдите ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.


Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон,

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка,

Под весенним ярким солнышком!

Гусеницы не до сна

Стала бабочкой она!


Ответ учащихся. В коконе должна была находиться не гусеница, а куколка, так как у бабочки развитие происходит с полным превращением.

Одни бабочка зимуют в стадии яйца, другие – в стадии куколки, а третьи – во взрослом состоянии.

http://www.zooeco.com



http://www.youtube.com/watch?v=qp5Pc3wav2Q



Видеоролик «Удивительное превращение» 5:24



У Л. Стекольникова есть стихотворение.


Скупое солнце улыбнулось,

И, земля белым - бела,

Уже крапивница проснулась

И вылетела из дупла.


Блестит над гривою бурьяна

Комочком рыжего огня.

Гляжу – и радостно, и странно

На сердце стало у меня.


Повсюду снег, тяжелый, плотный,

В ушах звенит от тишины,

А бабочка в простор холодный

Летит разведчицей весны …


Во взрослом состоянии зимуют: крапивница, лимонница, адмирал, дневной павлиний глаз.


Бабочки ещё интересны тем, что они способны совершать путешествия.


Сообщение учащихся.


Я расскажу о бабочках - путешественницах.

Давно люди замечали, что бабочки временами собираются большими стаями и улетают из страны. В одной средневековой летописи сообщается о том перелёте, который смертельно напугал жителей французского города Дижон. Не птицы, не азиатская саранча, а обыкновенные бабочки, миллионы бабочек летели над городом. Черной тучей они закрыли все небо, солнце померкло над головами людей.

В 1745 году на немецкую деревню Харра опустилась такая огромная стая бабочек – капустниц, что жителям показалось, будто среди жаркого лета внезапно разбушевалась снежная метель.

Массовые перелёты бабочек наблюдались и в другие годы. На морских побережьях находили многокилометровые белоснежные поля из полуживых капустниц. Они перелетали через море против ветра и, как только достигали берега, в изнеможении падали на прибрежный песок.

Как же можно изучать перелёты бабочек? Чтобы пометить птицу, ей надевают на лапку металлическое кольцо. Кольцевание птиц помогло учёным выяснить много вопросов, связанных с перелётами. Но на бабочку кольцо не наденешь, даже самоё маленькое и легкое. Поэтому учёные помечают её особой безвредной и стойкой краской – наносят кисточкой несколько полосок снизу на крыло. В Германии всех бабочек помечают зелёными красками, в Швейцарии – красными, в Австрии – жёлтыми.

Таким образом узнали, что при перелётах бабочки строго придерживаются избранного направления и не отклоняются далеко в сторону. Если на их пути попадаются высокие горы, то бабочки предпочитают перелетать их, а не огибать. Однажды наблюдали стаю бабочек на высоте – 2 000 м. над землей! Скорость их полёта хорошо изучена на капустнице. В безветренную погоду и против ветра силой до четырёх баллов капустница летит со скоростью от двух до четырёх метров в секунду. Это значит, что в час бабочка пролетает 36 километров!

Известны и другие бабочки путешественницы: репейник, совка – гамма, луговая желтушка, адмирал, вьюнковый бражник. (Т.И.Жукова «Часы занимательной биологии» стр. 60-61).

Тем, кто хочет узнать побольше о перелётах бабочек, надо прочитать книгу М.Акимушкина «Куда? И как?» («Мысль»,1965 г.), «Миграция животных» Дж.Клаудсли.Томпсон стр. 70-74, «Тайны живой природы» стр. 120-121.


http://www.zooeco.com

Видеоролик


http://www.youtube.com/watch?v=v6HhwTna014


«Миллионы бабочек заполнили небо Индии» (1:13)



А теперь поговорим о значении бабочек. Для этого вы будете должны выполнить задания, выполнив задания, мы познакомимся с некоторым значением бабочек.


Задание для первой группы:

«Собрать народные приметы»

Соедините предлагаемые ниже начало и конец фраз так, чтобы можно было

прочитать пять народных примет. Сделайте вывод.


1. Ночные бабочки в дом влетают…

2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте…

3. Аполлон летит и нектар собирает…

4. Ночные бабочки в дождь летают …

5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда …


А)… быть буре

Б)… сильный ветер предвещают.

В)… быть солнечной погоде

Г) … быть грозе.

Д) … тепло предвещают.


Правильные ответы: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-А.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.


Задание для второй группы:

«Установите соответствие»

Поместите бабочку рядом с её гусеницей. Сделайте вывод.


1.Гусеница, поедающая мех.

2.Гусеница, поедающая листья капусты.

3.Гусеница, поедающая хвою.

4.Гусеница, поедающая мякоть яблок.

5.Гусеница, поедающая всходы озимых.

6.Гусеница, поедающая семена пшеницы.


А) …зерновая совка;

Б) …шелкопряд – монашенка;

В) …шубная моль;

Г) …яблонная плодожорка;

Д) … озимая совка;

Е) … капустная белянка.

Правильные ответы: 1-В, 2-Е, 3-Б, 4-Г, 5-Д, 6-А.

Вывод: гусеницы многих бабочек наносят серьёзный ущерб хозяйственной деятельности человека.



Задание для третьей группы.

«Составьте стихотворение»

Из разных строчек (они записаны ниже) составьте стихотворение, чтобы строчки подходили друг к другу по смыслу и рифмовались. Прочитайте данное стихотворение.

(строчки переставлены в пределах четверостишия).


Пищей они служат птицам и зверькам,

Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Для чего в природе бабочки нужны?

Мы сейчас об этом вам сказать должны.


Чтоб потом образовались из цветов плоды,

Также могут бабочки опылять цветы,

Шелковые нити поставляет шелкопряд.

А для человечества много лет подряд.


В них любовь и сказки, счастье и мечта.

Бабочки – природы нашей красота,

Пусть живут и радуют бабочки наш взор,

Пусть наполниться их светом весь земной простор.


А теперь ответим на вопрос: что можно сказать о сходстве бабочек и цветов?

Ответ учащихся: И бабочки и цветы являются украшением нашей природы.


А сейчас Вам 3 минуты для ответа на тесты.

Ответы вносите в таблицу ответов.



Номер вопроса



1


2


3


4


5


6



7


8


9


10

Буква правильного ответа













Тест – опросник


На каждый вопрос найдите правильный ответ. Запишите его буквенное обозначение (А.Б.В и тд.) в таблицу.


1.Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?

А. Наличие размножения

Б. Ограниченный рост.

В. Способность к фотосинтезу.


2.Какой общий признак характеризует тип Членистоногие?

А. Членистые конечности.

Б. Мешковидно тело.

В. Две пары усиков.


3. У большинства насекомых:

А. Три пары ног.

Б. Четыре пары ног.

В. Пять и более пар ног.


4. К насекомым относится:

А. Тарантул.

Б. Беззубка.

В. Комар.


5. Характерный признак отряда Бабочки:

А. Передние крылья превращены в твердые надкрылья

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Задние крылья превращены в жужжальца.


6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки?

А. Отдельными скоплениями.

Б. Черепицеобразно налегают друг на друга.

В. Беспорядочно.


7. Суперособенность, характерная для всех бабочек без исключения:

А. Шесть ног.

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Тело покрыто чешуйками.


8. Подражательное сходство бабочки стеклянницы и шершня называется:

А. Мимикрия.

Б. Покровительственная окраска.

В. Меняющаяся окраска.


9. На какой стадии развития бабочка питается листьями растений?

А. На стадии гусеницы.

Б. На стадии куколки.

В. Во взрослом состоянии.


10. В чём, по вашему мнению, заключается сходство бабочек с цветами?

А. Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.

Б. Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.

В. Бабочки и цветы одинаково размножаются.


Задание на дом: параграф 18, отряд Бабочки.

Выполнять задания (по выбору): составить ребус; кроссворд; приготовить презентацию; составить мультфильм «Развитие бабочки».

10


Обсуждение материала
Сергей Колодин
25.08.2014 19:00
Отсутствует список использованной при подготовке занятия литературы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос