В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тема мероприятия: « Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»

ОКСАНА КИРЕЕВА ОКСАНА КИРЕЕВА
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123  голосов:10    просмотров: 1723
Краткое описание
Тип материала: мероприятие.
Форма: групповая.
Цель:  поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.
Задачи:
Коррекционно-обучающая:  
  -расширять знания детей о русско-народных праздниках  и обычаях.
Коррекционно -развивающая:  
-развивать  познавательный  кругозор детей, активизировать словарный запас.
Коррекционно -воспитательная:
-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.
Пожаловаться 22 июля 2014
Файлы
Владимирской области.docx
HTML Войдите для скачивания файлов





D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif



Владимирской области.


ГК СОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида г. Ковров»


Тема мероприятия:

« Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»


Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начального звена коррекционной школы.

3 класс




Автор - составитель: Киреева Оксана Геннадьевна

Воспитатель: первой категории.




Мероприятие: нетрадиционное содержит разнообразные виды деятельности: костюмированные выступления детей, подвижные игры,хороводные,загадки,прибаутки. Продолжительность 20-25 минут.


Тип материала: мероприятие.


Форма: групповая.



















D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

Пояснительная записка.

Коляда (с лат.) - первый день месяца. Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству, также назывались и все святки от Рождества до Крещения

Главной частью колядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Коляды, а затем Христа). Колядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под Новый год. Оно включало в себя пение песен (колядок), основной темой которых была тема поисков Коляды. При колядовании участники обряда обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

После их исполнения они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда те отказывались слушать колядовщиков, их порицали за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить.























D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Сценарий мероприятия: «Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»


Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

-расширять знания детей о русско-народных праздниках и обычаях.

Коррекционно -развивающая:

-развивать познавательный кругозор детей, активизировать словарный запас.

Коррекционно -воспитательная:

-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.


Оборудование:

  1. Класс оформлен под русско-народную избу.

  2. Стол со скатертью.

  3. Свечи,сарафаны,косоворотки,шумовые инсрументы,бусы,колечки.

  4. Звезда Вифлеемская.

  5. Рисунки детские о зиме.





















D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Ход занятия.


Звучит русская-народная музыка.

Входит Хозяйка в сарафане, (воспитатель в роли Хозяйки)

-Здравствуйте гости званые, гости желанные.

Добро пожаловать к нам на наши посиделки.

Наступили долгие зимние дни с разными забавами, играми.

1. ребенок: Зима - трех месяцев владыка.

2. ребенок: Декабрь начинает стужу, холодную зиму.

3. ребенок: Все ниже ходит солнце, все короче дни.

4. ребенок: Славится зима гуляньями и забавами. И веселыми и светлыми зимними праздниками.

Хозяйка: -А Какими праздниками славится зима? (ответы детей)

Рассказ хозяйки о Святочных праздниках:

«Давным-давно старые люди бабушки и дедушки называли эти праздники – Святками.

Длятся они две недели. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были обряды, гадания, приметы.

В святочный период проходил Коляда,. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи,

чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась.. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев угощенья. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Колядки – это песни, в которых славили хозяев, желали им богатства, хорошего урожая, благополучия.

Девочка поёт колядку:

«Пришла Коляда

Накануне Рождества»

«Наделил бы вас Господь

И житьем и бытием и богатством

И создай вам, господи

Еще лучше того!»


D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Хозяйка: колядки исполнялись молодыми людьми, которые несли на шесте восьмиконечную звезду.

- Как эта звезда называется? (ответы детей)

Добрые хозяева одаривали колядовщиков пирогами, конфетами. А если хозяева жадничали, то колядовщики пели озорные песенки с шуточными угрозами:

«Тешен – потешен

Хозяин повешен»

Обычно все дары хозяйские колядовщики собирали в один большой мешок, а потом устраивали коллективные застолья, праздничества или просто все делили поровну.

Сценка «Встреча с гостями.»

Хозяюшка : -Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. (входят ряженые одетые в сарафаны,рубахи-косоворотки,шумовые инструменты в руке, поют шуточные колядки)

1 ребенок:

Не дашь пирога

Мы корову за рога

Не дашь блинка –

Мы хозяев в пинка!

Подавайте, не ломайте

Всем ребятам раздавайте

2 ребенок:

Сто бы вам коров

Полтораста быков

По ведру бы вам доили

Все сметаною!

3 ребенок:

Дайте блин да кишку,

Да свиную ножку

Всем понемножку

4 ребенок:

Будете нас дарить –

Будем вас хвалить

А не будете дарить

Будем вас корить!

Хозяюшка: - Не надо нас корить мы вас будем дарить ,располагайтесь гости дорогие. -И начинались посиделки с веселыми шутками, прибаутками.

Игра-прибаутка: «Правда, Ли это?»

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

По поднебесью, братцы, медведь летал

Медведь летал, хвостом вилял.

Свинья на ели гнездо свила.

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек - поросяточек.

Поросяточки по сучкам сидят,

По сучкам висят, полетать хотят. (Ответы детей)

Хозяйка: - Давайте играть, веселиться, плясать.

Проводится игра.«Колечко, колечко ,выйди на крылечко.»

(Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:

Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: Колечко-колечко, выйди на крылечко!

- и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.)

Хозяюшка: - В крещенские дни, чтобы узнать свою судьбу, узнать какой будет следующий год, люди гадали, девушки гадали, на своих суженых – ряженых.

«Обряд гадания» (выход девочек.)

Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба. При первом исполнении содержание этих песен может показаться странным: в них поётся о курочке, о воробье, о золоте. То, о чём поётся, не называется прямо.

Проводится русско- народная хороводная игра;

Игра «Дударь, дударь, дударище …»

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

Хозяюшка (загадывает загадки)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке — щетинка.

(поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

( петух).

По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)

Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)

Плачет, плачет рёвушка,

Бедная головушка.

Плачет летом и весной,

А осеннею порой

Так рыдает, так рыдает,

Что почти не высыхает! (дождь)

Белая овечка,

Золочёны рожки.

Днём ей не пасётся,

По ночам не спится! (месяц)

Чудной Сашка –

Зелёная рубашка:

Летом оделся,

К зиме разделся! (дерево)

Хозяюшка; -Вижу все устали, так давайте поиграем.

Проводится игра «Зима-зимушка, зима.»

(Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется: )

Хозяюшка: Вот и повеселились, а чтобы конфетки получить надо хозяйку поблагодарить.

Дети прославляют хозяев.

1 ребенок:

У доброго мужика

Уродись рожь густа

Колоском хороша

А соломкой-то пуста!

2 ребенок:

С Новым годом всех поздравляем

Двор хозяйский житом осыпаем

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

3 ребенок:

Чтобы курочки водились

Чтобы свинки поросились

4 ребенок:

Чтоб коровушки телились

А кобылки жеребились!

5 ребенок:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год

Хозяюшка: -Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Такими были на Руси святки - с ряженьем, гаданием, праздничным гулянием. Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!





Список литературы:

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Детство-Пресс, 1998 г.

  2. Музыкальный руководитель № 6, 2005 г. Приложение 7.

  3. Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.

  4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: Академия развития, 2001 г.











































Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru