В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Численность населения России

Татьяна Васильева Татьяна Васильева
Тип материала: Урок
просмотров: 1625    комментариев: 4
Краткое описание
Разработка включает в себя подробный конспект урока и учебную презентацию. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 21 июля 2014
Файлы
ВасильеваТС.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Интегрированный урок (география/информатика) для 8 класса по теме «Численность населения России»


Разработчики урока: Васильева Татьяна Сергеевна, учитель географии,

Агафонова Ирина Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель географии, Родионова Елена Петровна, учитель информатики

Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №268


Аннотация

Интегрированный урок по предметам география/информатика предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. У учащихся на уроке формируются универсальные учебные навыки, включая использование информационных технологий.

На уроке используются следующие виды деятельности учащихся:

- работа с учебником,

- тестирование,

- заполнение таблицы,

- построение и анализ графика (в тетради с помощью электронных таблиц).

На уроке используется авторская презентация (см. Приложение 1).


Цели: формирование универсальных учебных навыков; создание условий для формирования системных знаний о численности населении России через развитие самостоятельного творческого мышления, при работе с различными источниками знаний

Образовательные задачи урока:

  • а) формирование метапредметных компетенций: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение самостоятельно оценивать правильность решения задачи, умение преобразовывать информацию для решения учебной задачи, смысловое чтение, развитие умений работать с тестом, классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

  • б) формирование предметных знаний по теме урока: понятия демографический кризис, демографические потери, «демографическое эхо войны»;

  • в) формирование личностных компетенций: формирование ценностного отношения к себе и другим участникам учебного процесса, к самообразованию, развитие навыков самостоятельной работы, адекватной самооценки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная установка, авторская презентация «Численность населения России».

Источники информации на уроке: учебник «География России. 8 класс» под ред. А.И. Алексеева и Ю.Н. Гладкого; авторская презентация «Численность населения России»,

статистические таблицы.


Описание урока


Организационные моменты, запись темы урока, актуализация знаний по теме «Численность населения», полученных в 7 классе.


Прочитав текст на стр. 31 – 32 (до раздела «Шаг за шагом»), ответьте на вопросы теста: (вопросы теста предлагаются на слайдах 2-7)


  1. Для определения численности населения страны используют:

  • а) опрос,

  • б) анкетирование,

  • в) перепись,

  • г) социологическое исследование


  1. Первая перепись населения была проведена:

  • а) в конце 18 века,

  • б) в начале 19 века,

  • в) в конце 19 века,

  • г) в начале 20 века


  1. Научное руководство первой переписью в России обеспечивал:

  • а) В.В. Докучаев,

  • б) В.И. Вернадский,

  • в) П.П. Семёнов-Тян-Шанский,

  • г) Н.Н. Миклухо-Маклай


  1. Резкое уменьшение численности населения называется:

  • а) демографический спад,

  • б) демографическая убыль,

  • в) демографический кризис,

  • г) смертность


  1. На протяжении прошлого века в России наблюдалось:

  • а) один демографический кризис,

  • б) два демографических кризиса,

  • в) три демографических кризиса,

  • г) четыре демографических кризиса


Взаимопроверка выполнения теста в парах при помощи слайдов 8-13.


После проверки теста выполнить в тетрадях следующее задание:


  1. Выписать определение понятия «Демографический кризис»,

  2. Заполнить таблицу


Демографические кризисы 20 века


п/п

Годы

Причины

Дем. потери
(млн. человек)

1914-1922

Первая мировая война, революция и гражданская война

12-18

1933-1934

Коллективизация и засуха

5-6

1941-1945

Великая отечественная война

21-27

1990-е гг.

Снижение рождаемости и рост смертности вследствие экономического кризиса

4
(в учебнике
этой цифры нет)


Самопроверка заполнения таблицы, правильный вариант которой предъявляется на слайде 14.


Изучив текст на стр. 32-33 «Каковы демографические потери России в XX веке», подготовьте ответ на вопрос: что такое «демографическое эхо войны»,


Работая с текстом на стр. 32 «Анализируем график», составьте план анализа графика. Оформление работы на доске и тетрадях.



План анализа графика:


  1. Определить значение осей графика,

  2. Определить единицы измерения по каждой из осей,

  3. Определить цену деления каждой из осей,

  4. Определить, в какие периоды график возрастает, объяснить, что это значит,

  5. Определить, в какие периоды график падает, объяснить, что это значит.


Чтение графика на стр. 29:

  1. Какова была численность россиян в

  • 1700 году,

  • 1800 году,

  • 1900 году,

  • 2000 году:

  1. На сколько человек увеличилась численность населения России с 1700 по 2000 год,

  2. На сколько процентов возросла численность населения России за этот период.


Самостоятельная работа.

Класс делится на две группы: одна работает за столами, а другая - на компьютерах.

Задание: используя инструкцию на стр. 32 и данные таблицы, - в тетради или с помощью электронных таблиц Excel постройте график изменения численности населения России в период с 1990 по 2010 год (демонстрация таблицы на слайде 15):


Изменение численности населения России в период с 1990 по 2010 год



1990

1995

2000

2005

2010

Численность населения, млн чел. (на конец года)

148,2

147,6

144,8

142,8

141,8


Проверка выполнения работы с помощью сравнения полученных графиков между группами и со слайдом 16.


Выставление оценок за работу на уроке.

Выдача домашнего задания:

тем, кто работал за компьютером, сделать график в тетради, а другим – построить график в Excel. Сделать анализ построенного графика в соответствии с планом, составленным на уроке.

Рефлексия учащихся (что узнали сегодня на уроке, чему научились, что больше всего понравилось на уроке, что вызвало наибольший интерес и какие были затруднения).


Васильева Т.С..zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    25 августа 201418:34
    Сергей Колодин

    В тексте конспекта урока отсутствуют ссылки на использованную литературу. На слайдах презентации имеются орфографические ошибки, отсутствует список ссылок на использованную графику.

    • Татьяна Васильева
      25 августа 201422:27
      Татьяна Васильева

      Здравствуйте! Урок составлен полностью по материалу параграфа и статистическим данным, приведённым в нём же, что и указано в разработке, никаких других источников информации не использовалось. Именно поэтому ссылки и отсутствуют. Что касается обнаруженных Вами орфографических ошибок, то очень удивлены, так как тщательно перепроверяли каждый слайд...
      С уважением, Васильева Т.С.

      • Сергей Колодин
        26 августа 201410:00
        Сергей Колодин

        Здравствуйте, Татьяна Сергеевна!

        Вы пишете:

        Урок составлен полностью по материалу параграфа и статистическим данным, приведённым в нём же, что и указано в разработке, никаких других источников информации не использовалось. Именно поэтому ссылки и отсутствуют.
        В списке использованных при подготовке урока материалов необходимо указывать выходные данные учебного пособия, которым Вы пользовались. Если использовался дополнительный материал, взятый из Интернета, то нужно обязательно указывать ссылки на те ресурсы, откуда Вы его копировали.

        Что касается обнаруженных Вами орфографических ошибок, то очень удивлены, так как тщательно перепроверяли каждый слайд...
        Прошу Вас обратить внимание на текст 13 слайда. Словосочетание "Великая Отечественная" пишется с заглавных букв.

        С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru