В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Светлана Суслова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 3852
Краткое описание
научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь  на конце существительных после шипящих и работать по нему;
повторить признаки склонений существительного;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
воспитание положительной мотивации к учению
Описание
Оборудование: письмо с заданиями, таблица – алгоритм, маркер; сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ход урока. Ι. Организационный момент. — Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия. СЛАЙД №1 II. Повторение изученного. — Что такое «склонение»? — Сколько склонений в русском языке? — Признаки существительных 1 (2, 3) склонения? — Как определить склонение существительного? III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2 шшш жжж ччч щщщ — Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки). — Запишите слова в тетрадь: Карандаш, луч, нож. Ночь, помощь, рожь. — Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую) — Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь; 2-я группа – слова ж.р. с Ь). — Запомните, это нам пригодится. IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3 На доске записаны слова:
1. лепесток 2. процесс 3. сочнение 4. ришение 5. палатка 6. традиция 7. падеш 8. клас 9. забота 10. лапата
   
— Выпишите номера слов, записанных правильно. 1 2 5 6 9 — Подставьте под цифрой 9 – букву Ш под цифрой 5 – букву М под цифрой 2 – букву А под цифрой 6 – букву Ы под цифрой 1 – букву К -Какое слово получилось? (КАМЫШ). — Что знаете об этом растении? — Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная. — Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом. Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений). V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока. СЛАЙД №4 На доске: Дич., полноч., дрож., плач., ключ., муж. . — Как писать существительные? Где нужен Ь, а где – нет? Сформулируйте тему урока. — Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. – нет). — Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5 1. Прочитай существительное. 2. проверь, есть ли шипящая на конце. 3. Определи род. 4. В ж.р. – пишем Ь, в м.р. – не пишем Ь. — Мы составили план действий, т. е. алгоритм. Прочитайте правило в учебнике. ФИЗМИНУТКА
VI. Работа по закреплению. — У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце. СЛАЙД №6   Работа в группах. — Заполните блок-схемы карандашом. Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7 VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке. — Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием). — Придумайте свои примеры на это правило. Чтение вывода в учебнике (с. 36). VIII.Самостоятельная работа с учебником. 1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36). 2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36). 3. Определите склонение существительных.
— Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.
— Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8 — Какую роль выполняет Ь в этих словах?
IX. Итог урока. СЛАЙД №9 — Что создали на уроке? — Чему научились? — Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих? — Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного? X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.  
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока.docx Скачать

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Миасского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 9»









Конспект

урока русского языка

в 4 классе

Правописание мягкого знака после шипящих

на конце существительных.


(учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)






составила

Суслова С. В.

учитель начальных классов







Миасс

2013



Цели: научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь

на конце существительных после шипящих и работать по нему;

повторить признаки склонений существительного;

развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;

воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: письмо с заданиями, таблица – алгоритм, маркер;

сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.

СЛАЙД №1

II. Повторение изученного.

- Что такое «склонение»?

- Сколько склонений в русском языке?

- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?

- Как определить склонение существительного?

III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2

шшш жжж ччч щщщ

- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).

- Запишите слова в тетрадь:

Карандаш, луч, нож.

Ночь, помощь, рожь.

- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)

- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь;

2-я группа – слова ж.р. с Ь).

- Запомните, это нам пригодится.

IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3

На доске записаны слова:

  1. лепесток

  2. процесс

  3. сочнение

  4. ришение

  5. палатка

  1. традиция

  2. падеш

  3. клас

  4. забота

  5. лапата



- Выпишите номера слов, записанных правильно.

1 2 5 6 9

- Подставьте под цифрой 9 – букву Ш

под цифрой 5 – букву М

под цифрой 2 – букву А

под цифрой 6 – букву Ы

под цифрой 1 – букву К

-Какое слово получилось? (КАМЫШ).

- Что знаете об этом растении?

- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.

- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.

Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).

V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока. СЛАЙД №4

На доске:

Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . .

- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где – нет?

Сформулируйте тему урока.

- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. – нет).

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5

1. Прочитай существительное.

2. проверь, есть ли шипящая на конце.

3. Определи род.

4. В ж.р. – пишем Ь, в м.р. – не пишем Ь.

- Мы составили план действий, т. е. алгоритм.

Прочитайте правило в учебнике.

ФИЗМИНУТКА

VI. Работа по закреплению.

- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.

СЛАЙД №6


Работа в группах.

- Заполните блок-схемы карандашом.

Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7

VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.

- Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).

- Придумайте свои примеры на это правило.

- Чтение вывода в учебнике (с. 36).

VIII. Самостоятельная работа с учебником.

1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36).

2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).

3. Определите склонение существительных.

- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.

Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.

- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8

- Какую роль выполняет Ь в этих словах?

IX. Итог урока. СЛАЙД №9

- Что создали на уроке?

- Чему научились?

- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?

- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?

X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.


Пояснительная записка.docx Скачать

Пояснительная записка.

Авторы разработки:

Суслова Светлана Владимировна, учитель начальных классов


Учреждение:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



Название разработки:

конспект урока русского языка в 4 классе

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».


Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:

Вашему вниманию представлена разработка урока русского языка в 4 классе. Урок проводится по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс. В уроке составляется алгоритм правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных».


Перечень дополнительных материалов:


        1. Презентация к уроку


Список используемых ресурсов.docx Скачать

Список используемых ресурсов:


  1. Презентация к уроку русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»



  1. Литература:


  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык (в 2-х частях). – М.: Дрофа, 2012.

  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Фотографии птиц и животных из сети Интернет.



Титульный лист.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Миасса, Челябинской области










Конспект урока русского языка

в 4 классе

Правописание мягкого знака после шипящих

на конце существительных.


(учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)






Составила учитель: Суслова

Светлана Владимировна

Квалификационная категория: первая








г. Миасс, Челябинская область,

2014 год



Урок русского языка в 4 классе.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос