В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Биография Анны Ахматовой

Ирина Журавлёва Ирина Журавлёва
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 2400
Краткое описание
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее определить основные черты личности А. А. Ахматовой, этапы её жизненного пути, пробудить интерес к творчеству поэтессы.

Описание
Текст презентации
Семья. Детство.

Анна Андреевна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А.Горенко. Её предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним).
Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском Селе – городке юного Пушкина. Здесь Ахматова застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зелёное, сырое великолепие парков.
Детство осталось в её памяти царскосельским великолепием и черноморским привольем (каждое лето она проводила под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка»).

Помнила она и Петербург 19 века – «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
Учёба

В Царском Селе Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, где училась с 1900 по 1905 год.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулёзом дочерей в Евпаторию. И здесь «дикая девочка» столкнулась с бытом «чужих, грубых и грязных городов», пережила любовную драму, пыталась покончить с собой.
Гумилёв

В детстве (в 1903 г.), когда жила в Царском Селе, Ахматова познакомилась с Николаем Степановичем Гумилёвым и стала постоянным адресатом его стихотворений.
В 1905 году Николай Гумилёв отправил первый экземпляр своего поэтического сборника «Путь конквистадоров» в Евпаторию. Несколько стихов из этого сборника Николай Гумилёв посвятил своей возлюбленной Анне Горенко.
В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).
Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилёва. 25 апреля «за Днепром в деревенской церкви» они обвенчались.
Этот союз не был счастливым. По словам одной из подруг Ахматовой, у поэтессы была своя сложная жизнь сердца, в которой мужу отводилось более чем скромное место. Впрочем, и Гумилёв не отличался супружеской верностью.
Ахматова о своём муже:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.
9 ноября 1910, Киев
В 1910-1916 гг. Ахматова жила у Гумилёва в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилёвых Слепнёво в Тверской губернии (здесь жили Гумилёв и Ахматова с 1911 по 1917 годы), в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911).
Первые публикации Анны Ахматовой.

Сочинять стихи Ахматова начала с 11 лет, печататься — с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилёвым в Париже журнале «Сириус», 1907). 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вяч. Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал её стихи. Заключение „мэтра“ было равнодушно-ироничным: »Какой густой романтизм..." Печататься Анна Горенко стала под псевдонимом Анна Ахматова. Подписываться собственной фамилией ей запретил отец, Андрей Антонович (1848 – 1915), морской инженер, который попросил дочь «не срамить его честное имя», а Ахматова – фамилия прабабушки Анны, татарской княжны. Так Анна Горенко, которую считали украинкой, стала русским поэтом с татарской фамилией.

Николай Гумилёв ввёл Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой её имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и её облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания.

В молодости её называли «ассирийской принцессой» и «египтянкой». И не зря. Анна Ахматова обладала не только гениальным поэтическим даром и колдовской красотой: среди друзей она слыла ведуньей, ею восхищались, её побаивались…Поговаривали, будто в Ахматовой воскресла душа некой владычицы Древнего Востока.
Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А.Модильяни, Н. Альтмана, К.Петрова-Водкина, З.Серебрякову, А. Данько, Н.Тырсу, А.Тышлера, Ольгу Делла-Вос Кардовскую и др.

В 1910 году, проводя медовый месяц с Гумилёвым в Париже, молодая красавица Ахматова познакомилась с художником Амедео Модильяни.
Анна Ахматова обладала своего рода даром предвидения. Её награждали эпитетом «ведьма». Первый муж, поэт Николай Гумилёв, в сердцах писал:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью…

Амедео Модильяни восхищали и удивляли не только литературный талант и необычная красота Анны, но и удивительная способность читать мысли других людей, видеть чужие сны и прочие «ахматовские потусторонние штучки», к которым близкие ей люди давно привыкли.

Отношения Ахматовой и Модильяни завораживают хотя бы потому, что они были краткими, как эпизод, но яркими, как история.
Анна Ахматова и Амедео Модильяни.
Она — петербургская, он — монпарнасский.
Она великая при жизни, он — посмертно.
Такие далёкие и близкие, похожие и разные. Их пути пересеклись в бурлящем Париже начала прошлого столетия на углу бульвара Распай, улицы Вавэн и бульвара Монпарнас в «Ротонде».

Оба были невероятно талантливы — и это притягивало их друг к другу. В первый свой приезд в Париж весной 1910 года Анна Андреевна и Модильяни виделись редко. В 1911 году Ахматова, пренебрегая мнением мужа, отправилась в Париж одна. Это было началом краха их с Гумилёвым брака. Это был апогей их с Модильяни любви. Из писем Модильяни:
«Вы во мне наваждение».
«Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью».

 «Анна и Амедео» — это не столько история любви, сколько лишь эпизод из жизни двух людей, обугленных дыханием искусства. Позже Ахматова отметила, что ей удалось понять одну существенную вещь: "… Всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной».
«Любовь — это история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины», — обмолвился один известный француз.
Леди Серебряного века, «не то монахиня, не то блудница», никогда не писала о счастливой любви. Ахматова была поэтессой любви-излома. Наверно, поэтому однажды Модильяни нарисовал её портрет ломаными линиями… Этот портрет точнее всех предыдущих передавал ни на что не похожую красоту Ахматовой, отражал её переменчивую душу.
Имелся у Анны Андреевны и ещё один дар. Она всегда ощущала трагическую связь своей судьбы с судьбой России… Её стихи являли собой нечто большее, чем просто талантливая поэзия. Сколько ни пыталась Ахматова отделить в сознании свою лирическую героиню от себя самой, каждое стихотворение непостижимым образом отражалось на её собственной участи…
После женитьбы Гумилёв отправился в путешествие по Африке.

По возвращении Гумилёва из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему всё сочинённое за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором.
После возвращения из Африки Гумилёв посещает имение матери, где обнаруживает двух хорошеньких кузин, одна из которых, Машенька Кузьмина-Караваева, совершенно очаровала своего молодого дядю. Убедившись в том, что душевного единства, без которого настоящая семья невозможна, с Ахматовой ему достичь не суждено, Гумилёв находит родственную душу в Машеньке. В её лице он обрел свой детский рай и свой юношеский идеал. Новое чувство вспыхивает быстро и сильно, захватывая поэта целиком.
Ахматова впервые почувствовала настоящую женскую ревность к мужу, свою власть над которым считала безграничной. В вышеописанной ситуации она повела себя, как обычная женщина: чувствуя, что теряет мужа и ощутив значимость этой потери, она пытается привязать его к себе ребёнком, она рожает ему сына. А что ещё может сделать женщина, когда убеждается в бессилии своих женских чар? Рождение сына не принесло ожидаемого мира, а лишь открыло новый этап войны …
Ахматова была несправедлива к сопернице: Маша осталась чиста перед ней. Гумилёв испытывал к Машеньке удивительно чистое, почти благоговейное чувство.
Но у неё был туберкулёз лёгких. Она ответила ему, что не вправе кого-либо любить и связать, так как давно больна и чувствует, что ей недолго осталось жить. Так и случилось. Это тяжело подействовало на поэта. Позже Ахматова и Гумилёв вроде бы простили друг другу: он ей – Модильяни и увеселительную прогулку в Париж, она ему – Машеньку и Африку.
У израильского поэтаМоше Дора есть стихотворение «Думая о Гумилёве», где он пишет:
Вот он в далёкую Африку отплывает в начале столетия,
Которое от избытка сил столь праздно-пышно бурлило, -
Чтоб написать о жирафах, о капитанах ли и вернуться
в страну огромную, где мрачно, нечисто, стыло, -

 Чтоб жениться вскоре на грядущей Ахматовой,
Став королём сероглазым, и чтобы потом — порывая
С Анной, — до безумья влюбиться в простую Машеньку
И бродить на путях заблудившегося трамвая…

1912 год

1912год, начавшийся совместным путешествием в Италию и кончившийся рождением сына (друзья тут же перекрестили его в «гумильвёнка»), был последним годом относительно надёжного семейного союза двух поэтов.
Первые сборники. Успех

В 1912 выходит первый сборник Ахматовой «Вечер» и обретает весьма скорый успех.
В этом же 1912 году участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарём) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма: Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам, С. Городецкий.

Годы вступления Ахматовой в литературу – время кризиса символизма. «Я стала акмеисткой. Наш бунт против символизма вполне правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в предыдущем», – писала Ахматова. Выбор Ахматовой в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счёте, более человечного мироощущения.
1913 год

Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: Анна выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, её портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты…
1914 год

В 1914 выходит второй сборник Анны Ахматовой — «Чётки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки».
Первая мировая война.

В начале Первой мировой войны Н. Гумилёв уходит на фронт. Анна Ахматова уезжает в имение Гумилёвых Слепнёво в Тверской губернии. Первый год войны сблизил супругов Гумилёвых. Анна Андреевна писала мужу на фронт ласковые письма, обещая: «Будем вместе, милый, вместе. Знают все, что мы родные…» Она резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулёза, болезни, долго не отпускавшей её.
1915 год

Ахматова свято верила в судьбу, в свое предназначение. Так, 1914 — 15 годы отмечены пророческими стихотворениями:
«Июль 1914»
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

«Молитва»

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,


И таинственный песенный дар…

Её ожидали и «долгие годы недуга», и «бессонница», и «жар»… И «ребёнка отымали» советские тюрьмы и лагеря… И близких людей целую вереницу сгубили: Гумилёв, Пильняк, Лившиц, Пунин, Мандельштам…
1917 год

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своём краю глухом и грешном». Углублённое чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на её поэтической манере: стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в её сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум).
1918 год

Брак Ахматовой и Гумилёва фактически распался в 1914 г., в 1918 г. они разведутся и Ахматова выйдет замуж за поэта Владимира Казимировича Шилейко.
3 августа 1921 года35-летний бывший прапорщик и Георгиевский кавалер Николай Гумилёв был арестован, а 25 августа 1921 года расстрелян по обвинению в причастности к контрреволюционному
«Таганцевскому» заговору, который, как теперь стало известно, был сфабрикован. Место расстрела и захоронения неизвестно. Лишь в 1992 году Гумилёв был реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
16 августа 1921 в вагоне поезда, будто предчувствуя то, что случится с Гумилёвым, Ахматова написала стихотворение:
Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Николай Гумилёвстал первым, с кого начался счёт поэтов, убитых советской властью. За ним следуют тени Осипа Мандельштама, Павла Васильева, Тициана Табидзе, Даниила Андреева, Бориса КорниловаИ кто знает, может быть, страна наша до сих пор расплачивается за этот грех, за уничтожение интеллигенции, духовного генофонда нации, и все наши несчастья, может быть, — это возмездие за убиенных.
Ахматова отреклась от живого Гумилёва, но мёртвому осталась верна до конца: хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии.
Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилёва она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два её сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI».
1922 год

В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
1924 год

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на её имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина.
1935 год

В 1935 арестованы её сын Л. Гумилёв и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения её в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой.
Годы молчания. «Реквием»

Облечённые в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Анне Ахматовой ряд публикаций.
А. Ахматова

РЕКВИЕМ

Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Выходит её сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет плакатные стихотворения ( впоследствии «Клятва»,1941, и «Мужество», 1942, стали всенародно известными). По распоряжению властей её эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65)…
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-46 Анна Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлёвские  власти делают Ахматову наряду с
М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введённой в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны.
В 1949 вновь арестовали Льва Гумилёва, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилёв был реабилитирован по причине отсутствия состава преступления и вышел на свободу только в 1956.
К началу 1960-х сложился «волшебный хор» учеников Ахматовой, сделавший её последние годы счастливыми: вокруг неё читали новые стихи, говорили о поэзии. В круг учеников Ахматовой входили Е.Рейн, А.Найман, Д.Бобышев, И.Бродский. Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию. В 1964 в Италии ей вручили литературную премию «Этна-Таормина», а полгода спустя в Лондоне – мантию почётного доктора Оксфордского университета. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского.
Последние годы. «Бег времени»

В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени – его движения, бега. «Куда девается время?» – вопрос, по-особому звучавший для поэта, пережившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век. «У нас отняли пространство и время», – говорила она Н.Струве в 1965.
Что войны, что чума? – конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесён.

Но кто нас защитит от ужаса, который

Был бегом времени когда-то наречён? – писала Ахматова.
Не «старческой примирённостью» навеяны последние стихи Ахматовой – отчётливей проступило то, что было свойственно её поэзии всегда: тайнознание, вера в приоритет неведомых сил над материальной видимостью мира, открытие небесного в земном.
Иногда Ахматовой казалось, что она могла когда-то давно выбрать между своим поэтическим даром и спокойной счастливой жизнью. Но, даже настрадавшись, понимала, что, повторись всё опять, снова поступит точно так же.
Ахматова прожила 77 лет. Пережила она немало кровавых событий и личных драм: нищету, расстрел Гумилёва, хлопоты перед Сталиным за подрасстрельного сына, которого ей удалось спасти, публичное шельмование Жданова, обозвавшего великую поэтессу «полумонахиней, полублудницей». Одна беда её обошла — ей удалось войти в историю не только как автору почти ненавистных ей собственных строчек: «А за окном шелестят тополя: „Нет на земле твоего короля...“
Сам факт существования Анны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а её смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
Анна Андреевна Ахматова скончаласьпосле четвёртого инфаркта 5 марта 1966 года, в Домодедово, под Москвой. Похоронена в Комарово, под Ленинградом.
 «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку», – откликнулся на её уход из жизни Н.Струве.
Список использованной литературы. 1.Биографии известных людей. Ахматова (Горенко) Анна Андреевна http://biographer.ru/biographies/103.html

2. Биография А. А. Ахматовой (Горенко) http://biography.5litra.ru/110-axmatova-anna-andreevna-ii-variant.html
3. Ахматова Анна Андреевна http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=831
Пожаловаться 07 июля 2014
Файлы
Рекомендации по использованию Документ Microsoft Office Word.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Текст презентации Документ Microsoft Office Word.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Биография Ахматовой.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru