В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

:"Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»

Наталья  Пивоварова Наталья Пивоварова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 4024
Краткое описание
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  создании необходимых условий, содействующих  гармоничному развитию младших школьников в процессе обучения и формированию культуры  здорового образа жизни посредством здоровьесберегающего подхода.

Описание
###### ««Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум»
Геродот

Слайд Актуальность Эти слова актуальны и в настоящее время. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников активности, инициативы, мобильности, предприимчивости, самостоятельности и просто энергии для того, чтобы трудиться. В этом возрасте дети неспособны должным образом заботиться о своем здоровье. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение). Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят, не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения — они совсем не задают вопросов. На фоне всех этих факторов возникает ухудшение здоровья обучающихся, а так же развитие различных соматических заболеваний. Важную роль играет создание педагогических условий для формирования здорового образа жизни у учащихся.
Указанные обстоятельства позволяют утверждать, что проблема формирования здорового образа жизни как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда школьника как основа профилактики хронических заболеваний является важнейшей педагогической проблемой.

СлайдУсловия возникновения опыта Одной из главных задач школы является не только обучить ребенка, наделив его необходимым запасом общеучебных умений и навыков, но не менее важно – научить его культуре здоровья.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики исходного уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни.
Диагностика показала следующие результаты: высокий уровень имеют только 10% младших школьников, средний – 43 %, низкий — 47%. (Приложение № 1). Анализ полученных результатов говорит о том, что младшие школьники понимают важность ведения здорового образа жизни, опасность вредных привычек, но не всегда имеют четкое представление о том, от чего зависит здоровье человека. Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, учащиеся не видят связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем. Основную информацию о здоровье и факторах, его определяющих, получают в школе, роль же родителей в информировании и формировании установок на ведение здорового образа жизни недостаточна. В связи с этим, как никогда актуальным, становится вопрос разработки здоровьеформирующего подхода в процессе школьного обучения.
Слайд Таким образом, обнаруживаются противоречия: — между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по формированию у младших школьников поведения, основывающегося на представлениях о здоровом образе жизни, и отсутствием системной работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни; — между необходимостью повышения эффективности процесса приобщения младших школьников к здоровому образу жизни и недостаточностью научно-методических разработок по формированию у них ценностной ориентации
Слайд Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих гармоничному развитию младших школьников в процессе обучения и формированию культуры здорового образа жизни посредством здоровьесберегающего подхода.

Владимир Филиппович Базарный
Русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке -здоровьеразвивающей педагогики  


Слайд Работа над опытом охватывает период с 2011по 2014 годы.

СлайдТеоретическая база опыта представлена трудами
врачей, социологов, педагогов, Базарного, Брехмана,
Басовой, Головинойи других ученых. В результате изучения методической и психолого-педагогической литературы был сделан вывод: «От здоровьесберегающего кздоровьеформирующему образованию», которое дает возможность осознать здравость отношения к себе, определяет ответственность перед своим здоровьем не тогда, когда оно утеряно, а когда надо принять решение, чтобы ему не навредить.
Слайд Представленный опыт работы является единой системой уроков и внеурочной деятельности и может быть предложен к использованию всем учителям начальной школы, а также педагогам других предметов.
Слайд Исходя из актуальности, была поставлена цель: создание специальных педагогических условий для формирования культуры здорового образа жизни младших школьников посредством здоровьеформирующего подхода.


Слайд Для достижения цели мною были определены следующие задачи: обеспечить условия для расширения знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, качеств и свойств личности;
— разработать и апробировать систему работы по формированию культуры здорового образа жизни в классном коллективе; — показать эффективность внедрения в работу учителя начальных классов рекомендаций, приемов, технологий, связанных со здоровьесберегающей педагогикой;
— способствовать созданию здоровьесберегающей среды и повышению социальной комфортности субъектов образовательного процесса в пространстве школы; — проанализировать эффективность используемых приёмов и методов по формированию культуры здорового образа жизни.
Слайд В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. 2. Развитие двигательной активности. 3. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.


Слайд
В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника я использую различные приёмы и методы, и в построении учебно-воспитательного процесса: теоретические и практические занятия; консультации с психологом, врачом; лекции и беседы по проблеме формирования здорового образа жизни; ролевые игры; тесты, опросники; конкурсы, викторины, просмотр видеофильмов; экскурсии. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
— игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
-драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
-подвижными играми на переменах;
-наглядности;
-занимательных упражнений;
-фантазирования;
-творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Все применяемые методы и приемы оздоровления проверены на практике и осуществляются не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Слайд В образовательные технологии включены здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.

Система обучения академика Владимира Базарного предполагает:
1. Использование для письма перьевых ручек и чернил.
2. Использование конторок наряду с партами.
3. Применение массажных ковриков для стоп.
4. Частую смену поз на уроке.
5. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке.
6. Применение офтальмологических тренажеров.
7. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой.
8. Подачу информации в контексте чувств и эмоций.
9. Физминутки для предупреждения различных заболеваний.
10. Занятия физкультурой почти каждый день.
11. Гендерное обучение.
Слайд
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности классного руководителя является работа по формированию здорового образа жизни учащихся во внеклассной работе
При проведении классных часов использую следующие основополагающие ориентиры:
- владение информацией по тематике; - умение эффективно доносить информацию; - относиться внимательно и уважительно к мнению окружающих (это служит стимулом к самораскрытию и самовыражению учащихся); - умение внимательно слушать и понимать ученика, заинтересовать весь класс во время дискуссии, спорных обсуждений; - умение наблюдать за каждым учеником и классом в целом;  
 
Слайд
Проектная деятельность детей. Для обучающихся младшего школьного возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья».
В течение года учащиеся работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют уголок здоровья на соответствующие темы. Итогом работы становятся уроки, которые проводятся с использованием компьютерных презентаций. Полученные знания о здоровом образе жизни дети применяют на практике. Об этом свидетельствует самостоятельное составление детьми творческих проектов на тему: «Чистые руки», «Здоровые зубы». Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий. В этих условиях я использую Дневник здоровья.
Дневник здоровья позволяет развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.
 
СЛАЙД
Основные направления воспитательной работы с родителями по вопросам формирования культуры здорового образа жизни:
-пропаганда здорового образа жизни (формирование культуры здоровья родителей, выявление объективных данных о физическом воспитании детей дома); — создание условий для эффективного взаимодействия родителей и их детей; -обучение бесконфликтному общению родителей и детей; -организация совместного культурного отдыха с детьми, совместные творческие дела; -тематические родительские собрания, касающиеся формирования здорового образа жизни


Слайд Апробация и распространение опыта
Формирование и апробация опыта проходило на базе Викторопольской средней школы в начальных классах. За время работы по данной проблеме мы приняли участие в районном семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по проблеме: «», который проходил на базе нашей школы, участвовали в представлении школы на конкурсе " Школа года 2013", заняли первое место в школьном туристическом конкурсе. Слайд РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни считаю:
1.Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2.Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3.Сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4.Стремление учащихся к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме.
5.Проявление потребности в выполнении санитарно — гигиенических норм.

Слайд Мониторинг уровня знаний о здоровом образе жизни проводился в январе 2014 года с помощью анкеты и теста. Результат можно увидеть в представленных диаграммах
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности здорового образа жизни и строении человеческого организма путем использования не только здоровьесберегающих технологий, а также здоровьеформирующего подхода.
Слайд Своё выступление я хочу завершить словами СОКРАТА ЗДОРОВЬЕ НЕ ВСЁ, НО ВСЁ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ – НИЧТО
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении Жан Жак Руссо
Слайд Спасибо за внимание.
ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!!!!!!!!!
Новизна опыта заключается в создании системы организационно- педагогических мероприятий, ориентированных на формирование у младших школьников культуры здорового образа жизни.
Пожаловаться 06 июля 2014
Файлы
АПО Пивоварова Н.В..doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Пивоварова Н.В. Мы за электробезопасность.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru