В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Гражданское общество и государство

Людмила Кошман Людмила Кошман
Тип материала: Урок
просмотров: 1015    комментариев: 1
Краткое описание
Формирование представлений о признаках и структуре гражданского общества и его взаимодействии с государством

Описание
Сценарий урока по учебной дисциплине «Обществознание» для 11 класса   Тема: Гражданское общество и государство Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на
примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование
представлений о признаках и структурах гражданского общества.
Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-
ческих позиций.
Обучающиеся в результате должны уметь:
— указывать признаки гражданского общества;
— характеризовать признаки общественных организаций, объединений,
действующих в гражданском обществе;
— понимать значение гражданского общества в решении актуальных
проблем социума;
— получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),
анализа источников.
 
Педагогические технологии:
1) технология коллективных способов обучения (работа в парах);
2) технология личностно-ориентированного обучения;
3) информационно-коммуникационные технологии обучения;
4) технология развивающего обучения;
5) коммуникационно — диалоговая технология;
6) дифференцированная технология;
7) сравнительно-проблемная технология;
8) технология анализа источников;
9) технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).

План занятия   1. Вводное слово преподавателя.
2. Что мы знаем о гражданском обществе.
3. Организация гражданского общества.
4. Взаимодействие гражданского общества и государства.
5. Подведение итогов занятия.
1. Введение преподавателя.
 
От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.
Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?
с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель вводит слово «позиция»). 3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу, своей роли). Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре). Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков? с группой: (пожарный, спасатель, медик …). 2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую заняли жители, — ответственности, порядочности, неравно- душия, милосердия). Жители своими действиями показали пример гражданского поведения. 2. Работа в парахс выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества». «Функции государства и гражданского общества»  
Вопросы для сравнения Государство Гражданское общество
Главные цели (функции) Решение важнейших общих дел общества и государства Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти
Кто реализует Органы государственной власти Граждане, общественные организации
  Затем преподаватель предлагает студентам, что они знают о понятии «гражданское общество», выбирая предлагаемые ответы и сигнализируя карточками соответствующего цвета.

А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».
Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.
В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.
Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества
в России.

Учащиеся выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:
1) Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?
2) Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).

Затем предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:

1) сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;
2) прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.

Проблемные вопросы группе:

1) Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?
2) Кто действует в гражданском обществе?

3й вопрос. Организация гражданского общества.
 
Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Учащиеся работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:

1) Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?
2) О каких общественных объединениях вы знаете?
3) Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?
4) Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?

Предлагается проблемный вопрос.
Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?

4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.
 
Учащимся предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).

1. Вывоз мусора.

Учащиеся отвечают на вопросы:
а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?
б) Какие шаги они могут предпринять?
в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?
г) При каких условиях проблема может решаться?
д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и
насколько это важно?

2. Установление дорожных знаков.
 
«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».

Затем дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.

(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека). Закрепление материала: 1) Что такое гражданское общество? 2) Кто действует в гражданском обществе? 3) Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это? В заключение предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор): Я узнал… У меня есть вопросы… Я испытывал чувства, эмоции… У меня появились идеи и предложения… Сегодня на уроке я задумался… Глоссарийосновных понятий «гражданское общество» : Гражданское общество– это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. Гражданское общество– вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Гражданское общество– самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов. Гражданское общество– общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.
Пожаловаться 22 июня 2014
Файлы
Сценарий урока по теме ''Гражданское общество и государство''.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Сценарий урока по учебной дисциплине

«Обществознание» для групп 1-го курса


Тема: Гражданское общество и государство


Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения


Цели урока: Установление взаимосвязи между понятиями «роль и «позиция» на

примере изучения понятия «гражданское общество»; формирование

представлений о признаках и структурах гражданского общества.

Осмысление студентами собственного социального опыта с теорети-

ческих позиций.

Обучающиеся в результате должны уметь:

- указывать признаки гражданского общества;

- характеризовать признаки общественных организаций, объединений,

действующих в гражданском обществе;

- понимать значение гражданского общества в решении актуальных

проблем социума;

- получить новые навыки работы в группах; со схемами (моделями),

анализа источников.


Педагогические технологии:

  1. технология коллективных способов обучения (работа в парах);

  2. технология личностно-ориентированного обучения;

  3. информационно-коммуникационные технологии обучения;

  4. технология развивающего обучения;

  5. коммуникационно - диалоговая технология;

  6. дифференцированная технология;

  7. сравнительно-проблемная технология;

  8. технология анализа источников;

  9. технология синергетического подхода (метода системного анализа понятия «гражданского общества»).


План занятия


  1. Вводное слово преподавателя.

  2. Что мы знаем о гражданском обществе.

  3. Организация гражданского общества.

  4. Взаимодействие гражданского общества и государства.

  5. Подведение итогов занятия.






  1. Введение преподавателя.


От человека, занимающего определенное положение, окружающие ждут всегда соответствующего поведения, которое социологи называют социальной ролью.

Диалог 1) Какие роли Вы выполняете?

с группой: 2) От чего зависит, как мы выполняем свои роли? (преподаватель

вводит слово «позиция»).

3) А что такое позиция? (Отношение человека к своему делу,

своей роли).

Преподаватель напоминает о событиях лета 2010 года (о жаре).


Диалог 1) Какие роли пришлось выполнять жителям поселков?

с группой: (пожарный, спасатель, медик …).

2) От чего зависел успех выполнения тех ролей, которые

пришлось взять на себя жителям? (о той позиции, которую

заняли жители, - ответственности, порядочности, неравно-

душия, милосердия).

Жители своими действиями показали пример гражданского

поведения.


  1. Работа в парах с выполнением задания: заполните вторую графу (третья графа заполняется в течение урока) таблицы «Функции государства и гражданского общества».


«Функции государства и гражданского общества»


Вопросы

для сравнения

Государство


Гражданское

общество

Главные цели (функции)

Решение важнейших общих дел общества и государства

Выявление и отстаивание прав и интересов граждан, развитие их инициативно- сти

Кто реализует

Органы государственной власти

Граждане, общественные организации


Затем преподаватель предлагает студентам, что они знают о понятии «гражданское общество», выбирая предлагаемые ответы и сигнализируя карточками соответствующего цвета.


А. Я никогда не слышал о понятии «гражданское общество».

Б. Я слышал, но не знаю, что это такое.

В. Я могу дать определение, выделив основные признаки.

Д. Я могу назвать основные направления по развитию гражданского общества

в России.


Студенты выполняют задания: проанализировать результаты социологического опроса (слайд «Что россияне знают о гражданском обществе») и отвечают на вопросы:

  1. Какие основные выводы можно сделать на основе представленной информации?

  2. Какие проблемы, связанные с понятием «гражданское общество», выявляет опрос? (россияне имеют слабое представление о гражданском обществе и не могут с уверенностью ответить на вопрос, сложилось ли оно в России).


Затем студентам предлагаются два вида заданий – для тех, кто уже знаком с этим понятием, и для тех, кто недостаточно знаком:


  1. сформулировать понятие «гражданское общество» и перечислить его признаки;

  2. прочитать определение понятия «гражданское общество» в учебнике; подчеркнуть слова – признаки, черты «гражданского общества» (самостоятельность, независимость, защита прав и интересов, объединения граждан) и записать их на доске и в тетради.


Проблемные вопросы группе:


  1. Где пересекаются, а где расходятся сферы деятельности государства и гражданского общества?

  2. Кто действует в гражданском обществе?


3й вопрос. Организация гражданского общества.


Главное действующее лицо гражданского общества – общественные организации, объединения граждан. Студенты работают со слайдом «Виды общественных организаций». Затем отвечают на вопросы:


  1. Чьи интересы и права защищают общественные организации, перечисленные на слайде?

  2. О каких общественных объединениях вы знаете?

  3. Участвуете ли вы сами в работе общественных объединений?

  4. Какие роли выполняют участники данной организации? Что вы можете сказать об их позициях?


Предлагается проблемный вопрос.

Как определить, сложилось ли в России гражданское общество?


4й вопрос. Взаимодействие гражданского общества и государства.


Студентам предлагается рассмотреть примеры участия институтов гражданского общества в решении общественных проблем (демонстрируются слайды с разными ситуациями).


  1. Вывоз мусора.


Студенты отвечают на вопросы:

а) Какие общественные организации могут принять участие в решении проблемы?

б) Какие шаги они могут предпринять?

в) В чем может выразиться их взаимодействие с представителями власти?

г) При каких условиях проблема может решаться?

д) Какую позицию должны занять граждане для решения этой проблемы и

насколько это важно?


  1. Установление дорожных знаков.


«Пешеходный переход на дороге рядом с образовательным учреждением».


Затем студентам дается задание: работая в группах, построить модель (схему) «Взаимодействие государства и гражданского общества» и обосновать ее.


(Предложенные варианты обсуждаются в группе. Студенты должны указать, где в построенной модели место конкретного человека).


Закрепление материала:

  1. Что такое гражданское общество?

  2. Кто действует в гражданском обществе?

  3. Можем ли мы стать участниками гражданского общества в России, способствовать его развитию, необходимо ли нам это?




В заключении студентам предлагается подумать о том, что для них урок, и продолжить одно из предложений (на выбор):


Я узнал…

У меня есть вопросы…

Я испытывал чувства, эмоции…

У меня появились идеи и предложения…

Сегодня на уроке я задумался…


Глоссарий основных понятий «гражданское общество»


Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.


Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.


Гражданское общество – самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов.


Гражданское общество – общество, в котором граждане имеют возможность создавать независимые от государства объединения для защиты собственных интересов.

Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    11 августа 201409:41
    Сергей Колодин

    Людмила Сергеевна, прошу Вас указывать список использованной при подготовке мероприятия литературы и ссылки на источники сети Интернет. Все критерии Требований опубликованы в разделе Справка.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru