В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Людмила Кошман
Тип материала: Урок
просмотров: 4397 комментариев: 1
Краткое описание
Раскрыть значение международного гуманитарного права и его роль в современном мире
Описание
Методическая разработка урока учебных дисциплин «Право», «Обществознание»
Тема: Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Для учащихся 11 класса
Цели и задачи
урока: — раскрыть суть международного гуманитарного права;
— пробудить особое отношение к Женевским конвенциям о
защите жертв войны (1949) как документу, обеспечивающему защиту
Личности в условиях вооруженных конфликтов;
— развивать умения сравнивать, анализировать события и документы,
высказывать свою точку зрения по предложенным конфликтам.
Тип урока: Проблемно-развивающий урок комбинированного типа.

Элементы — технология «кейс-стади» — метода конкретных ситуаций;
педагогических — информационно-коммуникационные технологии;
технологий: — личностно-ориентированный;
— технология анализа правовых документов;
— тестовые технологии;
— технология дифференцированного обучения;
— методическая технология через дидактический модуль.

Дидактический
модуль ДМ) — это проектирование этапов и элементов всех временных
отрезков урока: актуализация знаний и умений для учебной
работы в данном ДМ; познание нового через усвоение
  учащимися блоков учебной информации и самостоятельной
учебно-познавательной деятельности; проверка объема и
степени нагрузки студентов по освоению нового материала
через применение тестов.

Межпредметные
связи: история: с темами
«Вторая Мировая война» (1939-1945);
«Великая Отечественная война» (1941-1945);
«Холодная война» (1946-1991)
обществознание: с темами
«Цель и смысл жизни человека»; «Развитие общества»;
«Общественный прогресс»; «Глобализация человеческого
общества»; «Личность и политика»; «Права человека и
гражданина»
ПЛАН УРОКА     1. Беседа по предыдущей теме «Всеобщая Декларация прав человека».
2. Изучение нового материала
2.1. Проблема уменьшения бедствий, причиняемых войной.
2.2. Нормы международного гуманитарного права (работа с документами).
2.3. Особенности международного гуманитарного права, его значение.
Проблемный вопрос:
Стало ли человечество гуманнее за 60 лет после Второй Мировой войны?

(по итогам урока учащиеся должны подтвердить или опровергнуть основную
мысль проблемного вопроса).

Оборудование
урока: — выдержки из Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны;
— тесты по теме;
— видеофрагменты хроникальных фильмов по теме «Вторая Мировая
война»;
— мультимедийный комплекс.

1. Вопросы для беседы с аудиторией:
а) какие международные правовые документы вам известны? В чем их значение?
б) какие стороны человеческой деятельности охватывает Всеобщая Декларация прав человека?
в) какие высшие ценности утверждает и защищает этот документ?

2. Изучение нового материала.
Преподаватель переходит к новой теме.
Во Второй Мировой войне участвовало 61 государство (т.е. 80% всех жителей планеты). Погибло около 70 млн. человек. Из них половина – мирные жители, ставшие объектом бомбежек, массовых расстрелов и депортаций.
(На экране видеофрагменты, подтверждающие эти данные).

Вопросы к учащимся:
1. Какие войны вы изучали наиболее обстоятельно?
2. Какова была судьба раненых в этих войнах?
3. Как поступали с военнопленными?
4. Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?
Вывод преподавателя: Из ответов на эти вопросы мы можем сделать вывод, что человечество стало понимать пагубность войн, и поэтому государства – члены Организации Объединенных Наций (ООН) стали более решительно говорить об избавлении грядущих поколений от бедствий войны.

2.1. «Война есть война: армии воюющих государств убивают друг друга. Можно ли защитить людей, не являющихся вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт человечества содержит и отрицательный и положительный ответы.
(Учащиеся приводят из истории примеры жестокого отношения армий – победительниц к военнопленным и мирному населению, а также гуманного отношения врага к побежденным).
Вывод: несмотря на то, что войны происходят всегда, современное цивилизованное общество должно задуматься о проблеме уменьшения бедствий, причиняемых войнами.

2.2. Прежде чем начать работу с документами, преподаватель просит студентов уточнить понятия и записать их в тетрадь:
— «гуманизм»;
— «право»;
— «гуманитарное право»;
— «гуманитарная катастрофа».

Преподаватель рассказывает о Гаагской конвенции, законах и обычаях сухопутной войны (1907 г.), Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949) и Дополнительных протоколах к ним, содержащих правовые нормы. Их принято называть «Международным гуманитарным правом».
  Учащиеся работают со статьями Женевских конвенций 1949 г. (у каждого на столах тексты этого документа).
Вопросы по конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (глава I «Общие положения», ст.ст. 1,2,3; глава II «Раненые и больные», ст.ст. 12,13,18):
1. О чем договариваются страны, подписавшие данные конвенции?
2. Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?
3. Могут ли местные жители ухаживать за ранеными и больными военнослужащими?

Вопросы по конвенции: (III) об обращении с военнопленными (раздел II
«О защите военнопленных, ст.ст. 12,13,14):
1. Как следует обращаться с военнопленными?
2. Какие права имеют военнопленные?

Вопросы по конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войн (раздел «О защите населения от последствий войны», ст.ст. 14,16,18,24):
1. Что требуется от участников вооруженных конфликтов по отношению к мирным жителям?
2. Как должны поступать военные, если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?
3. Каким должно быть отношение к детям до 15 лет?

Далее идет работа с учебным пособием.

Вопросы учащимся:
1. Какие виды оружия запрещено применять?
2. Какие военные «хитрости» во время боевых действий запрещены международными нормами?

(Преподаватель говорит об ограничениях в методах и средствах ведения войн; о движении за запрещение противопехотных мин. Нормы международного права иллюстрируются сведениями о вооруженных конфликтах (об Афганской войне, Чеченских войнах, войнах в Югославии, Ираке, о войне в Южной Осетии в августе 2008 г. и др.).

Вопросы группе:
1. Всегда ли соблюдаются Нормы международного гуманитарного права (МГП)?
2. Можно ли привлечь к уголовной ответственности лиц, совершивших серьезное нарушение МГП?
3. Что включает в себя понятие «военное преступление»?

4. Далее учащиеся самостоятельно работают с учебным пособием и письменно (в рабочих тетрадях) отвечают на вопрос: в чем состоят особенности и значение МГП?

5. Далее идет обсуждение ответов на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Приводятся доказательства «за» и «против».
Главное, чтобы все поняли: МГП побуждает многих людей соблюдать его нормы, а также осудить тех, кто их нарушает, т.е. привлечь к уголовной ответственности.
В заключении: сообщение студента о сущности деятельности Международного Комитета Красного Креста как организации – нейтрального посредника, принимающего всевозможные меры по защите и помощи жертв вооруженных конфликтов.

Закрепление.

6. Перед учащимися ставится вопрос: почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП как военным, так и гражданским населением?
(Предлагается выполнить тесты).
Тесты

1. Когда была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны?
а) 1990 г.; б) 1902 г.; в) 1907 г.

2. Признание ценности человека как личности — это:
а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.

3. Что является юридической базой деятельности Международного Комитета Красного Креста?
а) Всеобщая Декларация Прав человека;
б) Международное Гуманитарное Право;
в) Международный Пакт о гражданских и политических правах.

4. Международная конвенция – это:
а) Международное соглашение;
б) Международное право;
в) Международное сотрудничество.
5. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?
а) 1941 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.

6. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам Человека – это:
а) гуманитарная помощь; б) гуманитарное право; в) гуманитарное
образование.

7. Международная организация – нейтральный посредник между противниками в больших действиях – это:
а) Международный Комитет Красного Креста; б) ООН;
в) Международный трибунал.

8. В каком году принята Всеобщая Декларация Прав человека?
а) 1946 г.; б) 1958 г.; в) 1948 г.

9. Международный военный трибунал – это:
а) Международный суд для наказания военных преступников Второй
Мировой войны;
б) Международный суд ООН;
в) Международный центр научной и технической информации.

10. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:
а) военные реформы; б) военные положения; в) военные преступления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов.doc Скачать

Методическая разработка

урока учебных дисциплин

«Право», «Обществознание»



Тема: Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


Для учащихся 11 класса


Цели и задачи

урока: - раскрыть суть международного гуманитарного права;

- пробудить особое отношение к Женевским конвенциям о

защите жертв войны (1949) как документу, обеспечивающему защиту

Личности в условиях вооруженных конфликтов;

- развивать умения сравнивать, анализировать события и документы,

высказывать свою точку зрения по предложенным конфликтам.


Тип урока: Проблемно-развивающий урок комбинированного типа.


Элементы - технология «кейс-стади» - метода конкретных ситуаций;

педагогических - информационно-коммуникационные технологии;

технологий: - личностно-ориентированный;

- технология анализа правовых документов;

- тестовые технологии;

- технология дифференцированного обучения;

- методическая технология через дидактический модуль.


Дидактический

модуль ДМ) - это проектирование этапов и элементов всех временных

отрезков урока: актуализация знаний и умений для учебной

работы в данном ДМ; познание нового через усвоение

учащимися блоков учебной информации и самостоятельной

учебно-познавательной деятельности; проверка объема и

степени нагрузки студентов по освоению нового материала

через применение тестов.


Межпредметные

связи: история: с темами

«Вторая Мировая война» (1939-1945);

«Великая Отечественная война» (1941-1945);

«Холодная война» (1946-1991)

обществознание: с темами

«Цель и смысл жизни человека»; «Развитие общества»;

«Общественный прогресс»; «Глобализация человеческого

общества»; «Личность и политика»; «Права человека и

гражданина»

ПЛАН УРОКА



  1. Беседа по предыдущей теме «Всеобщая Декларация прав человека».

  2. Изучение нового материала

    1. Проблема уменьшения бедствий, причиняемых войной.

    2. Нормы международного гуманитарного права (работа с документами).

    3. Особенности международного гуманитарного права, его значение.


Проблемный вопрос:

Стало ли человечество гуманнее за 60 лет после Второй Мировой войны?


(по итогам урока учащиеся должны подтвердить или опровергнуть основную

мысль проблемного вопроса).


Оборудование

урока: - выдержки из Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны;

- тесты по теме;

- видеофрагменты хроникальных фильмов по теме «Вторая Мировая

война»;

- мультимедийный комплекс.


  1. Вопросы для беседы с аудиторией:

а) какие международные правовые документы вам известны? В чем их значение?

б) какие стороны человеческой деятельности охватывает Всеобщая Декларация прав человека?

в) какие высшие ценности утверждает и защищает этот документ?


  1. Изучение нового материала.

Преподаватель переходит к новой теме.

Во Второй Мировой войне участвовало 61 государство (т.е. 80% всех жителей планеты). Погибло около 70 млн. человек. Из них половина – мирные жители, ставшие объектом бомбежек, массовых расстрелов и депортаций.

(На экране видеофрагменты, подтверждающие эти данные).


Вопросы к учащимся:

  1. Какие войны вы изучали наиболее обстоятельно?

  2. Какова была судьба раненых в этих войнах?

  3. Как поступали с военнопленными?

  4. Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?

Вывод преподавателя: Из ответов на эти вопросы мы можем сделать вывод, что человечество стало понимать пагубность войн, и поэтому государства – члены Организации Объединенных Наций (ООН) стали более решительно говорить об избавлении грядущих поколений от бедствий войны.


    1. «Война есть война: армии воюющих государств убивают друг друга. Можно ли защитить людей, не являющихся вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт человечества содержит и отрицательный и положительный ответы.

(Учащиеся приводят из истории примеры жестокого отношения армий – победительниц к военнопленным и мирному населению, а также гуманного отношения врага к побежденным).

Вывод: несмотря на то, что войны происходят всегда, современное цивилизованное общество должно задуматься о проблеме уменьшения бедствий, причиняемых войнами.


    1. Прежде чем начать работу с документами, преподаватель просит студентов уточнить понятия и записать их в тетрадь:

- «гуманизм»;

- «право»;

- «гуманитарное право»;

- «гуманитарная катастрофа».


Преподаватель рассказывает о Гаагской конвенции, законах и обычаях сухопутной войны (1907 г.), Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949) и Дополнительных протоколах к ним, содержащих правовые нормы. Их принято называть «Международным гуманитарным правом».

Учащиеся работают со статьями Женевских конвенций 1949 г. (у каждого на столах тексты этого документа).


Вопросы по конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (глава I «Общие положения», ст.ст. 1,2,3; глава II «Раненые и больные», ст.ст. 12,13,18):

  1. О чем договариваются страны, подписавшие данные конвенции?

  2. Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?

  3. Могут ли местные жители ухаживать за ранеными и больными военнослужащими?



Вопросы по конвенции: (III) об обращении с военнопленными (раздел II

«О защите военнопленных, ст.ст. 12,13,14):

  1. Как следует обращаться с военнопленными?

  2. Какие права имеют военнопленные?


Вопросы по конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войн (раздел «О защите населения от последствий войны», ст.ст. 14,16,18,24):

  1. Что требуется от участников вооруженных конфликтов по отношению к мирным жителям?

  2. Как должны поступать военные, если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?

  3. Каким должно быть отношение к детям до 15 лет?


Далее идет работа с учебным пособием.


Вопросы учащимся:

  1. Какие виды оружия запрещено применять?

  2. Какие военные «хитрости» во время боевых действий запрещены международными нормами?


(Преподаватель говорит об ограничениях в методах и средствах ведения войн; о движении за запрещение противопехотных мин. Нормы международного права иллюстрируются сведениями о вооруженных конфликтах (об Афганской войне, Чеченских войнах, войнах в Югославии, Ираке, о войне в Южной Осетии в августе 2008 г. и др.).


Вопросы группе:

  1. Всегда ли соблюдаются Нормы международного гуманитарного права (МГП)?

  2. Можно ли привлечь к уголовной ответственности лиц, совершивших серьезное нарушение МГП?

  3. Что включает в себя понятие «военное преступление»?


  1. Далее учащиеся самостоятельно работают с учебным пособием и письменно (в рабочих тетрадях) отвечают на вопрос: в чем состоят особенности и значение МГП?


  1. Далее идет обсуждение ответов на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Приводятся доказательства «за» и «против».


Главное, чтобы все поняли: МГП побуждает многих людей соблюдать его нормы, а также осудить тех, кто их нарушает, т.е. привлечь к уголовной ответственности.

В заключении: сообщение студента о сущности деятельности Международного Комитета Красного Креста как организации – нейтрального посредника, принимающего всевозможные меры по защите и помощи жертв вооруженных конфликтов.


Закрепление.


  1. Перед учащимися ставится вопрос: почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП как военным, так и гражданским населением?

(Предлагается выполнить тесты).


Тесты


  1. Когда была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны?

а) 1990 г.; б) 1902 г.; в) 1907 г.


  1. Признание ценности человека как личности - это:

а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.


  1. Что является юридической базой деятельности Международного Комитета Красного Креста?

а) Всеобщая Декларация Прав человека;

б) Международное Гуманитарное Право;

в) Международный Пакт о гражданских и политических правах.


  1. Международная конвенция – это:

а) Международное соглашение;

б) Международное право;

в) Международное сотрудничество.


  1. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?

а) 1941 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.



  1. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам Человека – это:

а) гуманитарная помощь; б) гуманитарное право; в) гуманитарное

образование.


  1. Международная организация – нейтральный посредник между противниками в больших действиях – это:

а) Международный Комитет Красного Креста; б) ООН;

в) Международный трибунал.


  1. В каком году принята Всеобщая Декларация Прав человека?

а) 1946 г.; б) 1958 г.; в) 1948 г.


  1. Международный военный трибунал – это:

а) Международный суд для наказания военных преступников Второй

Мировой войны;

б) Международный суд ООН;

в) Международный центр научной и технической информации.


  1. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:

а) военные реформы; б) военные положения; в) военные преступления.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
11.08.2014 09:52
Уважаемая Людмила Сергеевна!

Представленная Вами разработка частично удовлетворяет критериям Требований. Так, в работе отсутствуют ссылки на использованную литературу, не приведены источники сети Интернет. Отсутствует логотип Портала.
Полностью все критерии Требований опубликованы в разделеСправка.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос