В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Театр математических миниатюр» 5 - 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Театр математических миниатюр» 5 - 6 класс

Елена Евлейкина
Тип материала: Программа
просмотров: 18515 комментариев: 1
Краткое описание
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке. Театральные постановки позволят закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будут способствовать формированию математического  и общего интеллектуального образования.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 городского округа Тольятти
Рабочая программа внеурочной деятельности  кружка «Театр математических миниатюр» 5 — 6 класс      Составитель: Евлейкина Е.С учитель математики
Тольятти, 2014 «Человек лишь тогда и обнаруживает в себе  человека, когда начинает творить: прежде всего  творить самого себя, творить внешний мир,  преобразуя его по человеческим законам». В.В. Розанов. Актуальность программы
В основе современной организации воспитательной работы с учащимися – общее развитие ребёнка. Общее развитие понимается как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка. Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере интеллектуального и  художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике обучения в новых социокультурных условиях, в частности, разделение людей на тех, кому математика «даётся легко» и тех, кому  — «трудно»  («лириков и физиков»), а также  ограниченности тем при обучении математикой – чаще изучение теории и решение математических  задач и лишь иногда вспоминать  вопросы по  истории математики.
    В школьной программе предусмотрено изучение истории математики, знакомство с жизнью и деятельностью великих математиков. Но организовать такое обучение интересно так, чтобы запомнилось и понравилось всем учащимся не всегда  получается. Поэтому введение кружка «Театр математических миниатюр»  (далее «ТММ»)  предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Рабочая программа курса «Театр математических миниатюр»  разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
2. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Фундаментального ядра содержания общего образования;
5. Основной образовательной программы ОУ;
6. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Пояснительная записка   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке. Театральные постановки позволят закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будут способствовать формированию математического  и общего интеллектуального образования.    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты.    Среди целей обучения математике есть и такая – развивать устную математическую речь. Разнообразят выполнение таких заданий комментарии в стихотворной форме. Миниатюры, стихи позволят  проникнуть эмоциям, станут тем «эмоциональным аккомпанементом», который позволит сделать занятие  красочным  и ярким. Театральные постановки математических миниатюр оживят любое внеклассное мероприятие, какой бы серьезной ни  была его тема.    Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Данная программа занятий предназначена, для всех обучающихся 5, 6 классов, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Предлагаемые занятия в процессе изучения истории математики предполагают развитие творческих способностей обучающихся.  Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.  Возраст 11 – 13 лет.  На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 68 часов, Сроки реализации программы – 2 года. Отбор материала для занятий «ТММ», методика ведения занятий  нацелены на развитие эмоционального восприятия  произведений, на воспитание уверенности в себе, понимание своей значимости в коллективе, на создание ситуаций самовыражения.  В основу программы  заложена  коллективная творческая деятельность детей, что позволит обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, организаторов).
Программа авторская.
Цель, задачи и принципы программы: Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого ребёнка, его самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач. Задачи: · формировать стремление к красоте во всех проявлениях жизни; · расширять кругозор учащихся в различных областях математики и истории; · учить  применять математическую терминологию; · развивать мотивации к собственной учебной деятельности; · развивать творческую активность, инициативу, потребности  в культурном досуге. Умения и навыки, приобретённые учащимися в результате освоения программы, будут востребованы на таких учебных  предметах:  математика, литература, русский язык, музыка, технология. Работа «ТММ» (театра математических миниатюр)  строится на следующих принципах: 1. Свобода выбора на основе личностных интересов и склонностей каждого ребёнка. 2. Учёт возрастных особенностей учащихся. 3. Деятельностный подход к воспитанию. 4. Гуманно — личностный подход к воспитанию. 5. Целостность педагогического процесса (интеграция урочной и внеурочной деятельности). Обеспечение мотивации Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления. Учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,  - Обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Формы и режим занятий Формы проведения занятий  - творческие  игры,  - познавательные экскурсии,  - поездки в театр,   - этические беседы,   - коллективные творческие дела,  -  музыкальные представления, спектакли,  - творческие мастерские по изготовлению декораций и костюмов. Методы реализации программы: поисковый, эвристический, репродуктивный. Ключевые мероприятия: постановка музыкальных представлений, спектакли перед учащимися школы, детского сада и родителям.
Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.

Прогнозируемые результаты реализации программы Планируется формирование универсальных учебных действий как личностных и метапредметных результатов реализации программы «ТММ». В сфере личностных УУД -  чувство  прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  математической  культурой; В сфере регулятивных УУД — умение принимать и сохранять поставленную задачу, планировать свое действие с помощью учителя в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; В сфере познавательных УУД — умение осуществлять поиск необходимой информации с помощью взрослых для выполнения творческих задач; В сфере коммуникативных УУД — умение сотрудничать с учителем и сверстниками, строить понятные для партнёра высказывания, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (с учётом возрастных особенностей).
Результаты внеурочной деятельности подростков
в сфере художественного творчества:
· приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
· усвоение представлений самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
· освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
· получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
· получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, включая освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества.
Здесь осваиваются умение представить зрителям собственные разработки. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
  Результаты внеурочной деятельности в сфере интеллектуального развития подростков
· Устойчивый интерес к предмету. · Способность к генерации идей, синтезу. Гибкость мышления. · Системно-диалектический подход к решению практических задач. · Расширение кругозора в областях знаний, с которыми школьные предметы знакомят недостаточно
Содержание обучения Содержание курса разбито на 2 модуля,  каждый из которых  рассчитан на 1 год обучения.
год обучения   — 5 класс  (34 часа)  Введение в курс. (2 ч).
Знакомство вопросами истории математики.  Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Выразительное чтение стихов, посвященных математике. 
Математические  миниатюры (2 ч).
Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Репетиция. Презентация.
Чтение математических сказок. Выбор сказок  и пьес для постановки (2 ч)
Репетиции пьесы-сказки  (10 ч).
Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального оформления.
Проведение математического вечера (2 ч)
Проведение и анализ выступления
Репетиции  пьесы по истории математики (10 ч)
Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального оформления.
Представление пьесы (4 ч)
Премьера спектакля – представление для учащихся начальной и средней школы. Гастроли в детском саду – организация представлений для малышей. Анализ и обсуждение итогов деятельности школьного театра.
Математические задачи в стихах (2 ч) Чтение и решение математических задач в стихах.
II год обучения   — 6 класс  (34 часа)  Математические задачи в стихах (3 ч) Чтение и решение математических задач в стихах Математические  миниатюры (3 ч).
Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Репетиция. Презентация.
Чтение математических пьес.  Выбор пьесы  для постановки (2 ч).
Репетиции пьесы  (8 ч).
Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального оформления.
Проведение математического вечера (2 ч)
Проведение и анализ выступления
Репетиции  пьес по истории математики (8 ч)
Деление класса на несколько групп. Подготовка несколько пьес. Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального оформления.
Представление пьесы (4 ч)
Премьера спектакля – представление для учащихся начальной и средней школы. Гастроли в детском саду – организация представлений для малышей. Анализ и обсуждение итогов деятельности школьного театра.
Творческая мастерская (3 ч) Разбираются проблемы по вопросам математики. Каждому ученику или малой группе из нескольких учеников предлагается придумать свое литературное произведение по математике (стихи, сказку, пьесу).  Итоговое занятие. Рефлексия (1 ч)
Учебно-тематический план 5 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока Темы урока Общее кол-во часов Часы аудиторных занятий Часы активных занятий
1 – 2 Введение в курс «ТММ». Выразительное чтение стихов, посвященных математике. 
2 1 1
3 – 4 Математические  миниатюры
2 2
5 – 6 Чтение математических сказок. Выбор сказок  и пьес для постановки
2 1 1
7 – 16 Репетиции пьесы-сказки
10 3 7
17 – 18 Проведение математического вечера
2 2
19 — 28 Репетиции  пьесы по истории математики
10 2 8
29 – 32  Представление пьесы
4 1 3
33 — 34 Математические задачи в стихах
2
2

ИТОГО 34 8 26

Учебно-тематический план 6 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
№ занятия Темы урока Общее кол-во часов Часы аудиторных занятий Часы активных занятий
1 – 3 Математические задачи в стихах
3 2 1
4 – 6 Математические  миниатюры
3 3
7 – 8 Чтение математических пьес. Выбор пьесы  для постановки
2 1 1
9 – 16 Репетиции пьесы
8 2 6
17 – 18 Проведение математического вечера
2 2
19 — 26 Репетиции  пьес  по истории математики
8 2 6
27 – 30 Представление пьесы
4
4
31 — 33 Творческая мастерская
3
3
34 Итоговое занятие. Рефлексия
1 1

ИТОГО 34 8 26

Используемые диагностики:
1)  Методика выявления  характера  атрибуции успеха / неуспеха.
2)   Мониторинг качества обучения обучающегося по математике и его показатели в  ПТК КРОП (программно-технологический  комплекс «Качество результата  образовательного  процесса»,  разработанный  авторским  коллективом  под  руководством  доктора  педагогических  наук Б.И.Канаева .
3)  Количество и качество участия  обучающегося  в школьных и внешкольных конкурсах
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.   Методы обучения: словесные — беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные — демонстрация иллюстраций, рисунков,  практические — решение творческих заданий; репродуктивные — работа по шаблонам;  проблемно — поисковые — индивидуальные  задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося; игровые.   Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, иммитационные игры, коллективные обсуждения и т.д.   Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов. Методы контроля— контрольные задания в виде творческих работ в конце темы в процессе обучения, участие в конкурсах. Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. Основным методом проведения занятий является практическая работа. Примеры миниатюр, пьес, сказок.
1. История возникновения дробных чисел
2. «Колесо истории»
3. Сказка о геометрических фигурах.
4. Дед равняло (о решении уравнения)
5. Сказка о хитром и жадном короле (о процентах)
6. Случай в вагоне
7. Делители и кратные
8. Точка. Прямая. Отрезок. Луч.
9. Сказка о четырехугольнике и сварливой жене его трапеции
10.  Среднее арифметическое
11.  Задача – сказка о Балде
12. Бесплатный обед
13. Рене Декарт
14. Карл Гаусс на уроке
15. Царский путь в геометрию
16.  Уроки Евклида
17.  Притча о трех учениках
18. Посвящается Архимеду
Используемый учебно-методический комплекс 1. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5- 11 классы/авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2013. 2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с. 3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с. 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
5. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006…
6. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.
7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
8. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window .edu.ru
10. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
11. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
12. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Марина Гилярова
16.06.2014 21:17
Уважаемый автор!
Разместите, пожалуйста, Ваш материал отдельным файлом, как прикрепление к аннотации. Требования к размещению материала можно посмотреть в разделе Справка Главного меню.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров