В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Инга Субботина
Тип материала: Урок
просмотров: 7817
Краткое описание
Цели:
- вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»;
- дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям;
- развивать навыки анализа текста.
Описание
Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»  Урок литературы в 7 классе
по программе В.Я. Коровиной
(продолжительность урока 45 минут)  Субботина Инга Кеворковна, учитель русского языка и литературы, Шрейдер Ирина Станиславовна,педагог-психолог ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга
 Цели: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям; развивать навыки анализа текста.Задачи:
1)   обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность.2)   развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;3)   воспитывать на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя. ХОД УРОКА1.  Оргмомент.Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Платонова (Климентова) (1899-1951гг.). Наша цель – вместе прочитать наиболее яркие сцены рассказа «Юшка» и обсудить их, чтобы вызвать сочувствие к главному герою рассказа; задуматься о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. СЛАЙД 3.Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца». Что это значит? Для чего это нужно? Давайте подумаем вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».   2.    Образ литературного героя.Но сначала давайте вспомним, из чего складывается образ литературного героя. СЛАЙД 4.Совершенно верно. Для того, чтобы создать образ литературного героя, автор пользуется такими средствами, как портрет, речь, поступки, взаимоотношения с другими героями.  Давайте проанализируем образ Юшки. Начнем с ПОРТРЕТА. Как выглядел Юшка? Найдите в тексте описание героя.ДЕТИ ЧИТАЮТ На что обращает внимание автор при описании Юшки?(На глаза Юшки.)
 Почему особо выделяет глаза?(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем.)
 Теперь давайте обратим внимание на РЕЧЬ. Что и как говорил Юшка?ДЕТИ ЧИТАЮТ Какие интонации слышим?
(В голосе – любовь, смирение)
 Как проявляется герой через речь? Какое слово повторяет он чаще других?(Часто повторяются слова «любовь» и «любить»)
 Где живёт любовь у Юшки?(В сердце Юшки.)
 К кому или к чему живёт любовь в сердце Юшки?
 
 СЛАЙД 5.Вы абсолютно правы. В сердце главного героя живёт любовь к людям, природе, к родине и ко всему живому. СЛАЙД 6.Какова же жизненная формула героя? (Нужно жить, храня в сердце любовь.)
 А теперь давайте проанализируем ПОСТУПКИ Юшки и его ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ГЕРОЯМИ – с детьми и со взрослыми.
 3.    Юшка и дети. Обратимся к высказыванию А.П. Платонова: «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики…». К сожалению, дети жили по законам, которые восприняли от взрослых, – по законам зла. СЛАЙД 7.Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?(Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их». Совмещая противоположности (дети ждали веселья и зла), писатель показывает, какие нравы царили в городке. Детям «было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними».) Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?(ЧИТАЮТ: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».) Юшка и взрослые.
 
СЛАЙД 8.Почему взрослые тоже обижали Юшку?(ЧИТАЮТ: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. «В зле» люди забывали на время своё горе.) Что взрослые люди хотели от Юшки?(ЧИТАЮТ: «Непохожий» Юшка раздражал взрослых тем, что был не таким, как они. Они хотели, чтоб он был как все, жил, не думая ничего «особенного», «тайного», чтоб жил «как надо».) Что в представлении людей значило жить «просто и честно», «как надо»?(Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую, привычную им жизнь, они и считали «правильной».) ЧИТАЕМ ОТРЫВОК от слов: «Но год от году Юшка всё более слабел…» до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» СЛАЙД 9.Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?СЛАЙД 10.Что изменилось после смерти Юшки?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощения.ЧИТАЮТ: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». ЧИТАЮТ: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».) Вывод Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли «блаженным», «божьим чучелом», терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных»люди обходиться не могут: «без Юшки жить людям стало хуже».  Но «не стоит село без праведника», гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.  5.    Поразмышляем вместе. СЛАЙД 11.Какие эмоции испытывали дети, встречая Юшку?Злость, разочарование, радость
Какие эмоции испытывали взрослые по отношению к Юшке?
Злость, обида, ярость
 СЛАЙД 12.Эмоции Юшки по отношению к детям и взрослым?Спокойствие, жалость, сочувствие
Чувство Юшки?
Любовь
СЛАЙД 13.Какая эмоция привела к смерти Юшки?Раздражение
Эмоции взрослых после смерти Юшки?
Огорчение, раскаяние
 СЛАЙД 14.Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что … .Сегодня я понял(а) главное … .Этот рассказ научил меня … . 6.    Рефлексия. СЛАЙД 15.Заполните эти рисунки тем, что, на ваш взгляд, должно быть в сердце каждого человека, чтобы в нашей жизни не происходили события, описанные в рассказе А. Платонова.   7.    Домашнее задание. СЛАЙД 16.Творческая работа     А к чему живёт любовь в вашем сердце?      Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок.  СЛАЙД 17. СПАСИБО ЗА УРОК! СЛАЙД 18.Литература 1.  Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.2.  Лабушкина В.С. Урок-реклама по произведению А. Платонова «Юшка». – http://festival.1september.ru/articles/573364/.3.  Лошманова А.В. Открытый урок литературы по повести А. Платонова «Юшка» «Великая сила любви». 7-й класс. – https://festival.1september.ru/articles/626212/.4.  Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.5.  Ранько Е.А. Шаблон презентации. – http://elenaranko.ucoz.ru/.6.  Сат Н.Ф. Разработка урока по рассказу А.П. Платонова «Юшка». – http://trli.tuva24.ru/?p=856.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Субботина И.К., Шрейдер И.С. Конспект урока.docx Скачать

uchmet_120_60.gif

Сострадание и уважение к человеку

в рассказе А.П. Платонова «Юшка»



Урок литературы в 7 классе

по программе В.Я. Коровиной

(продолжительность урока 45 минут)



Субботина Инга Кеворковна, учитель русского языка и литературы,

Шрейдер Ирина Станиславовна, педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


Цели: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям; развивать навыки анализа текста.

Задачи:

  1. обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность.

  2. развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;

  3. воспитывать на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.


ХОД УРОКА

    1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Платонова (Климентова) (1899-1951гг.). Наша цель – вместе прочитать наиболее яркие сцены рассказа «Юшка» и обсудить их, чтобы вызвать сочувствие к главному герою рассказа; задуматься о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям.


СЛАЙД 3. Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца». Что это значит? Для чего это нужно? Давайте подумаем вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».





    1. Образ литературного героя.

Но сначала давайте вспомним, из чего складывается образ литературного героя.


СЛАЙД 4. Совершенно верно. Для того, чтобы создать образ литературного героя, автор пользуется такими средствами, как портрет, речь, поступки, взаимоотношения с другими героями.


Давайте проанализируем образ Юшки. Начнем с ПОРТРЕТА. Как выглядел Юшка? Найдите в тексте описание героя.

ДЕТИ ЧИТАЮТ


На что обращает внимание автор при описании Юшки?

(На глаза Юшки.)


Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем.)


Теперь давайте обратим внимание на РЕЧЬ. Что и как говорил Юшка?

ДЕТИ ЧИТАЮТ


Какие интонации слышим?

(В голосе – любовь, смирение)


Как проявляется герой через речь? Какое слово повторяет он чаще других?

(Часто повторяются слова «любовь» и «любить»)


Где живёт любовь у Юшки?

(В сердце Юшки.)


К кому или к чему живёт любовь в сердце Юшки?


https://festival.1september.ru/articles/626212/03.gif


СЛАЙД 5. Вы абсолютно правы. В сердце главного героя живёт любовь к людям, природе, к родине и ко всему живому.


СЛАЙД 6. Какова же жизненная формула героя?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)


А теперь давайте проанализируем ПОСТУПКИ Юшки и его ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ГЕРОЯМИ – с детьми и со взрослыми.


    1. Юшка и дети.


Обратимся к высказыванию А.П. Платонова: «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики…». К сожалению, дети жили по законам, которые восприняли от взрослых, – по законам зла.


СЛАЙД 7. Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

(Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их». Совмещая противоположности (дети ждали веселья и зла), писатель показывает, какие нравы царили в городке. Детям «было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними».)


Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

(ЧИТАЮТ: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».)




    1. Юшка и взрослые.


СЛАЙД 8. Почему взрослые тоже обижали Юшку?

(ЧИТАЮТ: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. «В зле» люди забывали на время своё горе.)


Что взрослые люди хотели от Юшки?

(ЧИТАЮТ: «Непохожий» Юшка раздражал взрослых тем, что был не таким, как они. Они хотели, чтоб он был как все, жил, не думая ничего «особенного», «тайного», чтоб жил «как надо».)


Что в представлении людей значило жить «просто и честно», «как надо»?

(Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую, привычную им жизнь, они и считали «правильной».)


ЧИТАЕМ ОТРЫВОК от слов: «Но год от году Юшка всё более слабел…» до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!»


СЛАЙД 9. Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

СЛАЙД 10. Что изменилось после смерти Юшки?

(Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощения.

ЧИТАЮТ: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».


ЧИТАЮТ: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».)


Вывод


Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли «блаженным», «божьим чучелом», терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «без Юшки жить людям стало хуже».


Но «не стоит село без праведника», гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.



    1. Поразмышляем вместе.


СЛАЙД 11. Какие эмоции испытывали дети, встречая Юшку?

Злость, разочарование, радость

Какие эмоции испытывали взрослые по отношению к Юшке?

Злость, обида, ярость


СЛАЙД 12. Эмоции Юшки по отношению к детям и взрослым?

Спокойствие, жалость, сочувствие

Чувство Юшки?

Любовь

СЛАЙД 13. Какая эмоция привела к смерти Юшки?

Раздражение

Эмоции взрослых после смерти Юшки?

Огорчение, раскаяние


СЛАЙД 14. Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что … .

Сегодня я понял(а) главное … .

Этот рассказ научил меня … .


    1. Рефлексия.


СЛАЙД 15. Заполните эти рисунки тем, что, на ваш взгляд, должно быть в сердце каждого человека, чтобы в нашей жизни не происходили события, описанные в рассказе А. Платонова.



    1. Домашнее задание.


СЛАЙД 16. Творческая работа

  • А к чему живёт любовь в вашем сердце?

  • Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок.


СЛАЙД 17.

СПАСИБО ЗА УРОК!


СЛАЙД 18.

Литература

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  2. Лабушкина В.С. Урок-реклама по произведению А. Платонова «Юшка». – http://festival.1september.ru/articles/573364/.

  3. Лошманова А.В. Открытый урок литературы по повести А. Платонова «Юшка» «Великая сила любви». 7-й класс. – https://festival.1september.ru/articles/626212/.

  4. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  5. Ранько Е.А. Шаблон презентации. – http://elenaranko.ucoz.ru/.

  6. Сат Н.Ф. Разработка урока по рассказу А.П. Платонова «Юшка». – http://trli.tuva24.ru/?p=856.

Субботина И.К., Шрейдер И.С. Метод.рекомендации.docx Скачать

Сострадание и уважение к человеку

в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

(Субботина И.К., Шрейдер И.С.)


Методические рекомендации


  • Количество слайдов: 18;

  • Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Office PowerPoint;

  • Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.

Субботина И.К., Шрейдер И.С. Презентация к уроку.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос