В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие информационной грамотности младших школьников через погружение в информационно-образовательную среду

Ирина Ячник Ирина Ячник
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1427    комментариев: 1
Краткое описание
Развитие  информационной грамотности  обучающихся при реализации ФГОС НОО второго поколения

Описание
Цель работы: развитие  информационной грамотности  обучающихся при реализации ФГОС НОО второго поколения;
Задачи исследования:
— уточнить содержание понятия « информационная грамотность» младшего школьника;
— определить значение информационной грамотности  в реализации ФГОС НОО второго поколения;
— подобрать методы, приёмы и формы работы направленные на формирование
информационной грамотности младших школьников.
     Актуальность данной работы заключается в том, что работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными  информационными средствами для решения той или иной поставленной задачи способствует  личностно-ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному  подходу (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой жизненной ситуации).
 При овладении информационной грамотностью обучающийся начальной школы  на достаточно высоком  уровне  формирует  познавательные  УУД:
— Самостоятельно выделять и формулировать учебные  цели;
— Осуществлять информационный поиск;
—  Выполнять знаково-символические действия;
— Структурировать  необходимую  информацию;
— Произвольно и осознанно строить речевые высказывания (устно и письменно)
— Осмысленно  читать тексты различных жанров; извлекать информацию в соответствии с целью чтения;
— Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Ещё в 80-е годы 20-го столетия Исаак Яковлевич Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Он выделял умения, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне.
Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.
Школа – это государственный институт. Поэтому школа сегодня является исполнителем государственного заказа, который направлен на образование и воспитание инициативной, творчески мыслящей личности, способной  самообразовываться в течение всей жизни. То есть школа должна дать в руки обучающегося такой инструмент, при помощи которого он смог бы постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. Одним из видов деятельности по самообразованию  как раз и является информационная грамотность личности.
     В  мире постоянно растёт информационно-знаниевый  объём. Объём информации в во всем мире увеличивается более чем в два раза каждые два года. В 2003 году на одного человека в среднем приходилось 0,8 ГБ всей информации, в 2006 г. – 24 ГБ на человека, в 2010 г. – 128 ГБ.
  Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
   Что такое «информационная грамотность» школьника?
   В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
 В стандартах 2-го поколения в планируемых результатах НОО прописано, что по  предмету  «Технология» выпускники  начальной школы  «овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами»;  по чтению: «выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
   Выпускник получит возможность научиться: находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях».
   Я работаю по УМК «Планета знаний». Поэтому раскрывать содержание работы по формированию информационной грамотности я буду, опираясь в некоторой степени, на этот УМК.
   В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,  передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
— предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
    Начиная с 1 класса, обучающиеся сталкиваются с проблемой толкования незнакомых слов. В русском языке в конце учебника напечатаны небольшие словарики: толковый и этимологический. Как видим, с 1 класса дети могут не просто узнать значение слова, но и его историю, что постепенно приучает детей к осмысленному обучению, поиску причинно-следственных связей. К 4 классу постепенно расширяются знания детей о видах словарей и принципах работы с ними. Так в конце учебника появляются такие словарики как Орфоэпический и Словарик синонимов, что конечно же способствует не только обогащению словарного запаса обучающегося, но и учит нормам произношения.
     Во 2 классе,  мои ребята заводят орфографические словарики, которые ведут на протяжении всего обучения в начальной школе. Такая работа способствует формированию у детей умения  систематизировать материал, умению быстро ориентироваться в разных словарях и справочниках.
    С 3-го года обучения, мои  ученики при необходимости пользуются «Толковым словарём русского языка » Владимира Даля. Обучающиеся, первоначально были поставлены в нестандартные условия.
    На партах лежали толковые словари. Работа заключалась в том, чтобы расставить ударения в словах, определить род существительных и записать толкование выделенного слова (мастодо'нт,  креме'нь,  верени'ца). У ребят возникла проблема: как, пользуясь только толковым словарём выполнить данный объём работы и доказать, что работа выполнена правильно. В ходе работы основная часть обучающихся быстро сообразила, что во всех словах в толковом словаре стоит ударение, более внимательные учащиеся через некоторое время выяснили, что и род существительных в этих словарях указан. Таким образом, ребята учатся применять стандартные средства обучения в нестандартных ситуациях.
  В соответствии с Государственными стандартами общего образования, задания, представленные в тетради по литературному чтению активизируют различные виды деятельности, которые способствуют развитию информационной грамотности.
  Так введена работа с научно-популярной статёй, где дети учатся работать с научным текстом, учатся отличать научные статьи от рассказов и других художественных произведений и в зависимости от вида сообщения осознавать «цель чтения и выбор в соответствии с ней нужный вид чтения» (изучающее, ознакомительное, просмотровое).
 В тетрадях по литературному чтению много заданий, связанных с обогащением словарного запаса обучающихся (подобрать синонимы, антонимы; продолжить смысловой ряд).
  Конечно же, нельзя пройти мимо работы над проектной деятельностью. Проектная деятельность представлена в УМК «Планета знаний» по всем предметам. Эта работа предполагает систематизацию и углубление знаний обучающихся по определённой теме, активность обучающихся  в образовательном процессе.
  В 1 классе проектная деятельность примитивная и предполагает определённую помощь взрослых при подготовке и оформлению работы. Постепенно ребята овладевают приёмами работы и уже с большой долей самостоятельности могут работать по заданному проекту. Работа по проекту учит детей планировать свою работу, адекватно оценивать свои возможности, умения работать с различными информационными источниками
( словари, справочники, интернет).
   Когда ведётся разговор с ребятами об извлечении информации из интернета, то необходимо довести до сознания ребят, что не вся информация  найденная в интернет ресурсе является достоверной и научной. Необходимо учить детей отсеивать официальные источники информации от различных комментариев, суждений и гипотез. В первую очередь ориентирую ребят на Википедию как универсальную интернет-энциклопедию. Также объясняю ребятам, что легче всего и интереснее искать необходимую информацию, а если надо и картинки через поисковую систему yandex, так как там по запросу информация выдаётся отдельными картинками.

    Таким образом,  информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
   На протяжении всего обучения в начальной школе обучающиеся ступенька за ступенькой осваивают разнообразные приёмы и способы добычи информации; учатся находить необходимые знания  в различных источниках; применять стандартные средства в нестандартных ситуациях.

Используемые источники:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.
2. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и  После. -  2010. — № 5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010.
4. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)
5. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)
6. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование) 
Пожаловаться 28 мая 2014
Файлы
обобщение опыта учмет.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif









Ячник Ирина Дмитриевна



г. Донецк Ростовской области



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова



учитель начальных классов





Развитие информационной грамотности младших школьников через погружение в информационно-образовательную среду

















Цель работы : развитие информационной грамотности обучающихся при реализации ФГОС НОО второго поколения;

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия « информационная грамотность» младшего школьника;

- определить значение информационной грамотности в реализации ФГОС НОО второго поколения;

- подобрать методы, приёмы и формы работы направленные на формирование

информационной грамотности младших школьников.

Актуальность данной работы заключается в том, что работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными информационными средствами для решения той или иной поставленной задачи способствует личностно-ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному подходу (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой жизненной ситуации).

При овладении информационной грамотностью обучающийся начальной школы на достаточно высоком уровне формирует познавательные УУД:

  • Самостоятельно выделять и формулировать учебные цели;

  • Осуществлять информационный поиск;

  • Выполнять знаково-символические действия;

  • Структурировать необходимую информацию;

  • Произвольно и осознанно строить речевые высказывания (устно и письменно)

  • Осмысленно читать тексты различных жанров; извлекать информацию в соответствии с целью чтения;

  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Ещё в 80-е годы 20-го столетия Исаак Яковлевич Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения . Он выделял умения, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне.

Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Школа – это государственный институт. Поэтому школа сегодня является исполнителем государственного заказа, который направлен на образование и воспитание инициативной, творчески мыслящей личности, способной самообразовываться в течение всей жизни. То есть школа должна дать в руки обучающегося такой инструмент, при помощи которого он смог бы постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. Одним из видов деятельности по самообразованию как раз и является информационная грамотность личности.

В мире постоянно растёт информационно-знаниевый объём. Объём информации в во всем мире увеличивается более чем в два раза каждые два года. В 2003 году на одного человека в среднем приходилось 0,8 ГБ всей информации, в 2006 г. – 24 ГБ на человека, в 2010 г. – 128 ГБ.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Что такое "информационная грамотность» школьника?

В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

В стандартах 2-го поколения в планируемых результатах НОО прописано, что по предмету «Технология» выпускники начальной школы «овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами»; по чтению: «выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

Выпускник получит возможность научиться: находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях».

Я работаю по УМК «Планета знаний». Поэтому раскрывать содержание работы по формированию информационной грамотности я буду, опираясь в некоторой степени, на этот УМК.

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

- предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом , информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Начиная с 1 класса, обучающиеся сталкиваются с проблемой толкования незнакомых слов. В русском языке в конце учебника напечатаны небольшие словарики: толковый и этимологический. Как видим, с 1 класса дети могут не просто узнать значение слова, но и его историю, что постепенно приучает детей к осмысленному обучению, поиску причинно-следственных связей. К 4 классу постепенно расширяются знания детей о видах словарей и принципах работы с ними. Так в конце учебника появляются такие словарики как Орфоэпический и Словарик синонимов, что конечно же способствует не только обогащению словарного запаса обучающегося, но и учит нормам произношения.

Во 2 классе, мои ребята заводят орфографические словарики, которые ведут на протяжении всего обучения в начальной школе. Такая работа способствует формированию у детей умения систематизировать материал, умению быстро ориентироваться в разных словарях и справочниках.

С 3-го года обучения, мои ученики при необходимости пользуются «Толковым словарём русского языка » Владимира Даля. Обучающиеся, первоначально были поставлены в нестандартные условия.

На партах лежали толковые словари. Работа заключалась в том, чтобы расставить ударения в словах, определить род существительных и записать толкование выделенного слова (мастодо'нт, креме'нь, верени'ца). У ребят возникла проблема: как, пользуясь только толковым словарём выполнить данный объём работы и доказать, что работа выполнена правильно. В ходе работы основная часть обучающихся быстро сообразила, что во всех словах в толковом словаре стоит ударение, более внимательные учащиеся через некоторое время выяснили, что и род существительных в этих словарях указан. Таким образом, ребята учатся применять стандартные средства обучения в нестандартных ситуациях.

В соответствии с Государственными стандартами общего образования, задания, представленные в тетради по литературному чтению активизируют различные виды деятельности, которые способствуют развитию информационной грамотности.

Так введена работа с научно-популярной статёй, где дети учатся работать с научным текстом, учатся отличать научные статьи от рассказов и других художественных произведений и в зависимости от вида сообщения осознавать «цель чтения и выбор в соответствии с ней нужный вид чтения» (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

В тетрадях по литературному чтению много заданий, связанных с обогащением словарного запаса обучающихся (подобрать синонимы, антонимы; продолжить смысловой ряд).

Конечно же, нельзя пройти мимо работы над проектной деятельностью. Проектная деятельность представлена в УМК «Планета знаний» по всем предметам. Эта работа предполагает систематизацию и углубление знаний обучающихся по определённой теме, активность обучающихся в образовательном процессе.

В 1 классе проектная деятельность примитивная и предполагает определённую помощь взрослых при подготовке и оформлению работы. Постепенно ребята овладевают приёмами работы и уже с большой долей самостоятельности могут работать по заданному проекту. Работа по проекту учит детей планировать свою работу, адекватно оценивать свои возможности, умения работать с различными информационными источниками

( словари, справочники, интернет).

Когда ведётся разговор с ребятами об извлечении информации из интернета, то необходимо довести до сознания ребят, что не вся информация найденная в интернет ресурсе является достоверной и научной. Необходимо учить детей отсеивать официальные источники информации от различных комментариев, суждений и гипотез. В первую очередь ориентирую ребят на Википедию как универсальную интернет-энциклопедию. Также объясняю ребятам, что легче всего и интереснее искать необходимую информацию, а если надо и картинки через поисковую систему yandex, так как там по запросу информация выдаётся отдельными картинками.


Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

На протяжении всего обучения в начальной школе обучающиеся ступенька за ступенькой осваивают разнообразные приёмы и способы добычи информации; учатся находить необходимые знания в различных источниках; применять стандартные средства в нестандартных ситуациях.


Используемые источники:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.

2. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.

4. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)

5. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)

6. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование)

Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru