В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рождество Христово. Урок по основам православной культуры в 4 классе.

Рождество Христово. Урок по основам православной культуры в 4 классе.

Зоя Воронецкая
Тип материала: Урок
просмотров: 6227 комментариев: 2
Краткое описание
Цели урока:
    познакомить с историей праздника Рождества Христова;
    воспитывать детей  в духе христианских традиций;
    пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;
Описание
Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(продолжительность урока – 45 минут)ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культуры)
(учебник А.Кураева «Основы православной культуры») 4 класс
Воронецкая Зоя Ивановна, высшая квалификационная категория Назарян Вартануш Азатовна, вторая квалификационная категория

Цели урока:
Ø познакомить с историей праздника Рождества Христова;
Ø воспитывать детей  в духе христианских традиций;
Ø пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;
Оборудование: икона, мультимедийный проектор, ПК
Раздаточный материал:
-листы, затонированные заранее гуашью;
-звезда, вырезанная из золотистой бумаги;
-очень мелкие блески;
-готовая форма храма из светлой бумаги;
-вата, акварель, кисточки, клей, салфетки.


1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
— Ребята. Прочтите число, которое записано на доске. (2014) -  Что означает это число? (Скоро наступит этот год) — А какой год сейчас? (2013) — А какой год был почти 2013 лет назад?  (…) — Какое же событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчисления( то есть с него мы начали отсчитывать года)? (Дети: — Это Рождество Христово) — Да, это великое событие – Рождество Христово. Рождество Христово называют ещё зимней Пасхой – так велик, так важен для нас этот праздник. — А когда отмечается этот праздник по церковному календарю? (25 декабря по старому стилю) — А кто может сказать, какое это число по новому стилю?  (7 января) — Как вы узнали? (Прибавили 13 дней) 2. Актуализация знаний — Как звали мать Иисуса Христа? (Дева Мария) — Что мы знаем о ней? (Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения)    Родители Девы Марии.праведные Иоаким и Анна, умерли, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Ей нельзя было оставаться при храме. Она не хотела выходить замуж, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной, и поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро будет Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус. 3. Постановка учебной задачи -Какое событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчесления(то есть с него мы начали отсчитывать года)? -4. Открытие детьми нового знания (Дети рассказывают заранее подготовленный материал) Люди давно ожидали рождения Спасителя. Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. (Запись названия города на доске) Вифлеем (показ иллюстрации) был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф Обручник и Дева Мария. Дом Иосифа находился в городе Назарете. (Запись названия города).Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил, чтобы возвестить Деве Марии благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, так как город был переполнен людьми, пришедшими на перепись. И потому остановились за городом, в пещере, куда вифлеемские пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец- Сын Божий. Она спеленала Его и положила в ясли.
-Что такое ясли? (Деревенское корытце, из которого скот ел солому и сено)     В ту святую ночь вифлеемским пастухам, которые пасли свои стада в поле, вдруг явился Ангел Божий, и свет Господен осиял их. Пастухи испугались (показ иллюстрации). 

-Как вы думаете, что сказал им Ангел? (Ангел сказал, что родился Спаситель) (Прослушать запись)  –Ангел же сказал им: не бойтесь; Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 10-12) Как только Ангел возвестил это пастухам, внезапно явилось с ним множества других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»(прослушать) -Как вы понимаете эти слова? (Славьте Бога, теперь на земле мир, среди людей благоволение) -Как вы понимаете слово «благоволение»? (Доброе расположение друг к другу)     Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2, 15)     Они пришли в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и рассказали о том, что слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем их слова. Затем пастухи возвратились к своим стадам (ЛК. 2, 16-20)  В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе зажглась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца(их еще называют волхвами), жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился.Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему.  Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю.  Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему»   - Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет) — А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? ( Он хотел Его убить) Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.  Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото(как Царю), ливан –ладан(как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну- драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами)  После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили  во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой (Мф.2, 12 ) Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар, Валтасар.  В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2, 13). Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет. Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение. Прослушивание Вот рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава тебе» Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника   (показ иконы)  — Что вы на ней видите?  (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)  - Что мы видим в центре иконы?  ( Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию) — Почему Младенец родился в бедной пещере? ( Им не хватило места в гостиннице) — Кто изображён наверху? ( Ангелы) — Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? ( Слава Ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение) — Кто изображён справа? ( Пастухи) — Как они узнали, что родился Спаситель? ( Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь) — Кто изображён на иконе слева? ( Волхвы) — А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой) — Кто находится внизу иконы? (Иосиф) А ещё внизу изображено как омывают младенца. Практическая работа. В память о той звезде- знамении от Бога о рождестве Спасителя- дети в канун праздника Рождества ожидают появления первой звезды и называют ее Рождественской. Пусть наш рисунок тоже передаст радость этого великого праздника и станет подарком, украшением к Рождеству Христову. (Дети рисуют под руководством учителя)
5. Первичное закрепление во внешней речи -Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф) -А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог) -Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов. -Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество) -Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод) -Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли) -Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда) -Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех) -Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары) -Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем) 8. Рефлексия деятельности (итог урока) -О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом) -Что нового вы узнали на уроке?  (Узнали тропарь, рассматривали икону Рождества Христова)
Источники: «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. — Минск: 2013. 2-е изд. Я иду на урок в начальную щколу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012. «Великие праздники». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010. Я иду на урок в воскресную щколу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 20111.

Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок ОПК Рождество.docx Скачать

C:\Users\USER\Desktop\банер...gif






город Армавир Краснодарский край



МАОУ СОШ № 18






Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО



(продолжительность урока – 45 минут)




ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культуры)



(учебник А.Кураева «Основы православной культуры»)

  1. класс




Воронецкая Зоя Ивановна,

высшая квалификационная категория

Назарян Вартануш Азатовна,

вторая квалификационная категория







Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО



Цели урока:

  • познакомить с историей праздника Рождества Христова;

  • воспитывать детей в духе христианских традиций;

  • пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;


Оборудование: икона, мультимедийный проектор, ПК



Раздаточный материал:

-листы, затонированные заранее гуашью;

-звезда, вырезанная из золотистой бумаги;

-очень мелкие блески;

-готовая форма храма из светлой бумаги;

-вата, акварель, кисточки, клей, салфетки.


1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Ребята. Прочтите число,которое записано на доске. (2014)

- Что означает это число? (Скоро наступит этот год)

- А какой год сейчас? (2013)

- А какой год был почти 2013 лет назад? (…)

- Какое же событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчисления( то есть с него мы начали отсчитывать года)?

(Дети: - Это Рождество Христово)

- Да, это великое событие – Рождество Христово.

Рождество Христово называют ещё зимней Пасхой – так велик, так важен для нас этот праздник.

- А когда отмечается этот праздник по церковному календарю? (25 декабря по старому стилю)

- А кто может сказать, какое это число по новому стилю? (7 января)

- Как вы узнали? (Прибавили 13 дней)

2. Актуализация знаний

- Как звали мать Иисуса Христа? (Дева Мария)

- Что мы знаем о ней?

(Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения)

Родители Девы Марии.праведные Иоаким и Анна, умерли, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Ей нельзя было оставаться при храме. Она не хотела выходить замуж, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной, и поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро будет Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус.

3. Постановка учебной задачи

-Какое событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчесления(то есть с него мы начали отсчитывать года)?

-4. Открытие детьми нового знания

(Дети рассказывают заранее подготовленный материал)

Люди давно ожидали рождения Спасителя. Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. (Запись названия города на доске)

Вифлеем (показ иллюстрации) был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф Обручник и Дева Мария. Дом Иосифа находился в городе Назарете. (Запись названия города).Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил, чтобы возвестить Деве Марии благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. Придя в Вифлеем,они не могли найти себе места в доме, в гостинице, так как город был переполнен людьми, пришедшими на перепись. И потому остановились за городом, в пещере, куда вифлеемские пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец- Сын Божий. Она спеленала Его и положила в ясли.

Слайд12.JPG

-Что такое ясли? (Деревенское корытце, из которого скот ел солому и сено)

В ту святую ночь вифлеемским пастухам, которые пасли свои стада в поле, вдруг явился Ангел Божий, и свет Господен осиял их. Пастухи испугались (показ иллюстрации).

Слайд15.JPG



-Как вы думаете, что сказал им Ангел? (Ангел сказал, что родился Спаситель)

(Прослушать запись)

Ангел же сказал им: не бойтесь; Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 10-12)

Как только Ангел возвестил это пастухам, внезапно явилось с ним множества других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир , в человецех благоволение»(прослушать)

-Как вы понимаете эти слова? (Славьте Бога, теперь на земле мир, среди людей благоволение)

-Как вы понимаете слово «благоволение»? (Доброе расположение друг к другу)

Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2, 15)

Они пришли в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и рассказали о том, что слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем их слова. Затем пастухи возвратились к своим стадам (ЛК. 2, 16-20)

Слайд18.JPG

В тот час,когда родился Иисус Христос, в небе зажглась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца(их еще называют волхвами), жившие на Востоке. Они поняли,что ожидаемый всем миром Царь уже родился.Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2



Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему»



Слайд30.JPG

- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет)

- А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? ( Он хотел Его убить)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Слайд32.JPG

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото(как Царю), ливан –ладан(как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну- драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами)

Слайд33.JPG

После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой (Мф.2, 12 )

Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар, Валтасар.

Слайд34.JPG

В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2, 13). Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет.

Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение.

Прослушивание

Вот рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава тебе»

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника

(показ иконы)

Икона Рождество Христово

- Что вы на ней видите? (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)

- Что мы видим в центре иконы? ( Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию)

- Почему Младенец родился в бедной пещере? ( Им не хватило места в гостиннице)

- Кто изображён наверху? ( Ангелы)

- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? ( Слава Ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение)

- Кто изображён справа? ( Пастухи)

- Как они узнали, что родился Спаситель? ( Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь)

- Кто изображён на иконе слева? ( Волхвы)

- А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой)

- Кто находится внизу иконы? (Иосиф)

А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Практическая работа.

В память о той звезде- знамении от Бога о рождестве Спасителя- дети в канун праздника Рождества ожидают появления первой звезды и называют ее Рождественской.

Пусть наш рисунок тоже передаст радость этого великого праздника и станет подарком, украшением к Рождеству Христову.

(Дети рисуют под руководством учителя)



5. Первичное закрепление во внешней речи

-Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

-А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

-Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

-Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

-Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

-Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

-Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

-Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

-Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

-Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

-О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом)

-Что нового вы узнали на уроке? (Узнали тропарь, рассматривали икону Рождества Христова)















Источники:

«Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.

Я иду на урок в начальную щколу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.

«Десять заповедей». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.

«Великие праздники». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.

Я иду на урок в воскресную щколу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.:Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 20111.

















к уроку ОПК Рождество.pptx Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
26.03.2014 03:14
Исправьте, пожалуйста, ссылки в презентации - они некорректны. О перезагрузке презентации сообщите, пожалуйста, письмом.
Зоя Воронецкая
13.04.2014 18:03
Уважаемая Татьяна Николаевна! К сожалению, исправить уже ничего не могу, т.к. материал проверен и не может быть редактирован - так написано на моей страничке под материалом. Это мой первый публикуемый материал, постараюсь в дальнейшем не допускать подобных ошибок.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос