В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Виды придаточных в СПП.

Файл прикреплен к материалу: Виды придаточных в СПП.
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


ТЕМА: Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

ЦЕЛИ: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.


Задачи урока:

образовательные:

  • познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения и с видами придаточных;

  • формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с различными видами придаточных;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с различными видами придаточных;

  • закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;

развивающие:

  • тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;

  • тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с различными видами придаточных;

  • развивать мыслительные навыки;

воспитательные:

  • расширить кругозор учащихся;

  • учить выражать личностное отношение к окружающему миру;

  • поддерживать мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.

Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений»


Педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).


О с н о в а т е х н о л о г и и – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлекси


План урока:

Фаза

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы и методы

Вызов

1. Слово учителя.

2. Активизация знаний.





1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённом предложении .


1. Мозговой штурм.


2. «Верные и неверные утверждения».

2. Целеполагание.


Осмысление

1. Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённом предложении


2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».

3. Даются задания.


  1. Инсерт.

    • Ведут записи.

    • Рефлексия: дополнение кластера.


2. Диалог.


3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ.

1. Активное чтение. Индивидуальная работа.

  • Таблица.

  • Групповая работа.

  • Дискуссия.

2. Групповая работа.


3. Индивидуальная и групповая работа.

Рефлексия

1. Предлагается кластер.



1. Ведут записи.



1. Возврат к полученной информации по теме.

2. Творческая работа.


ХОД УРОКА

  1. ВЫЗОВ.

  1. Слово учителя. Обращение к эпиграфу.

Как вы понимаете это выражение.

Ум- одежда которая (н..)когда (н..)износ..т?ся.


2. Активизация знаний.

1. “Верные и неверные утверждения” Заполнение слепой схемы,Если ответ првильный,заполняем таблицу.

  1. Раздел р.я, который мы изучаем в 9 классе.(Синтаксис)

  2. Что изучает синтаксис(словосочетание)

  3. Предложение.

  4. Предложения делятся на простые И сложные

  5. Сложные ССП,СПП,БСП,

Ребята что ещё осталось добавить в таблицу.? Обратите внимание на 3 стрелочки ,ведущие в неизвестное.

  1. Всё ли мы знаем об СПП.

  2. Значит ,нам необходимо продолжить изучение данного вида предложений.



  1. Восстановление слепой схемы” (Схема записана на доске.)

Синтаксис-


словосочетание--------предложения---





простые сложные



ССП СПП БСП



  1. Маркировка предложений” (коллективная работа).

(На доске записаны типы предложений: ПП, ССП, СПП, БСП)Определить виды предложений







3.Целеполагание.

  • Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.




Учащиеся: Цели урока:

1)определить типы придаточных вСПП

2)узнать, от чего задаётся вопрос к придаточным (от всей главной части или от одного слова);

3)определить место придаточных в составе сложноподчинённого предложения;

4)определить средства связи в СПП.

  1. определить место союзных слов в придаточной части.




Учитель: Какую информацию вам необходимо изучить ,чтобы до конца заполнить таблицу?. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся: Тема урока –Виды сложноподчинённого предложения.

-Как вы считаете, придаточные содержат главную информацию или второстепенную?

-Я предлагаю вам вспомнить, что такое простое предложение(слайд5)Главные и второстепенные члены.

-Уч-ся анализируют и делают вывод, что придаточные- это тоже второстепенная информация и их тоже три.(слайд6)


4.. «Верные/неверные утверждения».

Учитель: Для этого мы поработаем в группах, в которых есть руководитель. Он будет оценивать работу каждого участника группы .У каждой группы- текст с заданием. Ваша задача- сформулировать алгоритм деиствий и определить вид придаточной , обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).


Групповая работа.

Объединитесь в группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. Дайте ответы на вопросы в удобной для вас форме: таблица ,конспект, кластер ,презентация.(2-3слайда)




п/п

Утверждение

Верно/неверно

1

Придаточная……. отвечает на вопрос ….


2

Вопрос задаётся от ……части к …..


3

Придаточная …….может присоединяться к главной союзами и союзными словами.


4

Сложноподчинённое предложение с придаточной ……состоит не менее чем из двух частей.


5

Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточной …….запятая не ставится.


6

В главной части сложноподчинённого предложения с придаточной ……могут быть указательные слова.


7

Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточной ……….задаётся……...


8

Придаточная ……….в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять где угодно.



.4 группа – теоретики, которые будут работать с учебником .Ваша задача- составить краткий план-конспект по определению типов придаточных и при ответах группы анализировать правильность ответов.


2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».

А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Группы дают ответы,одновременно заполняя таблицу на доске, Теоретики оценивают ответы и проверяют правильность . (Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. )(Учащиеся проверяют и доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп). Оценка теоретиков –верно –неверно.Дополняют




3.Составление сводной таблицы.

Типы придаточных предложений

К чему в главном относится, что поясняет

Какими союзами или союзными словами присоединяется

На какие вопросы отвечает

Место придаточного

Определительные










Изьяснительные








Обстоятельствен

ные

К существит.










Чаще всего сказуемое







Сказуемое

Союзные слова: который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда; союзы: чтобы, как, словно, будто, точно …




Союзы что чтобы как будто как будто словно

Союзные слова кто что чей как отчего зачем почему где когда куда сколько

Союзы







Какой?










Вопросы косвенных падежей






Вопросы обстоятельтства

Только после главной части предложения












3. Первичное формирование умений и навыков. На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярком примере.


  1. Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа у доски. Синтаксический разбор.1Выделить Г О2.Определить главную и придаточную часть.3.Средство связи.(союз или союзное слово).5.Задать вопрос и показать, от чего задаём вопрос.6.Исходя из вопроса ,определить вид придаточной.

  2. УМ-ОДЕЖДА,,КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ ИЗНОСИТСЯ,


Учащиеся делают совместный в ы в о д: Придаточная определительная часть может стоять в середине главной части или после неё, но всегда она находится после определяемого слова.

Придаточная изъяснительная чаще всего стоит после определяемого слова.

Придаточная обстоят.может стоять как после определяем.слова, так и перед определяемым словом.

4. Закрепление материала.

1) Предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными ,изъяснительными, обстоятельственными.


  • 1 задание: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными разных типов по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.

Прямая соединительная линия 32 Так как

КПрямая соединительная линия 30Прямая соединительная линия 31нига источник знаний что

из которого


      1. РЕФЛЕКСИЯ.

Конструирование предложений.Сможем ли мы рассказать теперь о структуре предложения,опираясь на схемы.? (Оценка знаний)Ретроспективная и прогностическая.


Поставьте себе оценку,+-смогу выполнить,+-_возникли трудности,-_не смог выполнить, Почему возникли трудности):


На основе 2 простых предложений составить 1 СПП, используя союзные слова чей, который : На последнем школьном звонке выпускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей не пройдет даром. Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем.(Как называется такой прием сжатия текста.)


Итак, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с тремя группами придаточных. Скажите,всю ли информацию мы сегодня получили о каждом конкретном виде придаточных,? Какова будет цель следующего урока,(Каждый вид прид – отдельно)




Стрелка влево 22



Стрелка влево 15Стрелка влево 14



Стрелка влево 12Стрелка влево 13


Стрелка влево 6Стрелка влево 7










В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, хочу снова обратиться к эпиграфу. . . .


      1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §16, упр.124

6


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос