В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы».

Ольга Тимофеева Ольга Тимофеева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:4    просмотров: 4737
Краткое описание
Цель: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Задачи: образовательные: обеспечить усвоение учащимися сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»;
- коррекционно-развивающие: развивать навыки чтения при знакомстве со сказкой, диалогическую речь,  отвечая на  вопросы полным ответом, обогащать словарный запас через словарную работу, развивать мыслительную деятельность при составлении пословиц и сопоставлении их с текстом сказки.

Описание
                 Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района                                       «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Тимофеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и чтения.
Тема урока внеклассного чтения: К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы».
Номер урока в теме: заключительный урок по теме «Картины родной природы. Зима». Класс: 5
Цель урока: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Задачи урока:
— образовательные: обеспечить усвоение учащимися сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»;
— коррекционно-развивающие: развивать навыки правильного, осознанного чтения при знакомстве со сказкой, развивать связную диалогическую речь,  отвечая на поставленные вопросы полным ответом, обогащать словарный запас учащихся через словарную работу, развивать мыслительную деятельность при составлении пословиц из двух частей и сопоставлении их с текстом сказки.
— воспитательные: повышать учебную мотивацию учащихся через использование  ИКТ, ТСО. Тип урока: комбинированный.Оборудование: мультимедийная установка, презентация, ролик о зиме, сказка (видеоролик), портрет К.Д.Ушинского, раздаточный материал.                                                                           Ход урока.I. Орг.момент.  - Я желаю вам успешной работы на уроке. Подойдите к доске и выберите карточку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.
— Я надеюсь, что в конце урока у всех будет хорошее настроение.
II. Введение в тему.
— Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я вам предлагаю посмотреть ролик.
Просмотр ролика.
— О каком времени года вы смотрели ролик?
— О чём мы будем говорить на уроке?
— Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подведём итог знакомству с произведениями о зиме. Конкретную тему урока мы узнаем позже.
III. Актуализация знаний.
— Назовите зимние месяцы.
— Какой сейчас месяц?
— Какая сегодня погода?
— Назовите основной признак зимы.
— Какие ещё признаки зимы знаете?
Задание на карточках.
— На карточках перечислены признаки зимы. Выберите те, которые относятся к зиме.
— Какие из перечисленных признаков могут относиться к другим временам года?
— Вспомните произведения, с которыми мы познакомились при изучении темы «Зима». (Стих.  «Чародейкою зимою…», рассказ «Декабрь», стих. «К зиме», рассказ «Всяк по-своему», стих. «Поёт зима аукает…», стих. «Берёза», стих. «Зимняя берёза»).
— О чём прочитали в рассказе «Декабрь»?
— О ком рассказ «Всяк по-своему»?
IV. Определение темы и задач урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением о зиме. Название его вы разгадаете сами.
Один ученик выберет карточки со слогами жёлтого цвета, второй ученик – голубого цвета, третий ученик – розового цвета и составите слова.
— Сейчас объединитесь в группу и составьте название произведения, поместите его на доску.
— Какое название у вас получилось? («Проказы старухи-зимы»)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
— Предлагаю определить задачи на сегодняшний урок по схемам.
(При помощи схем определяют задачи урока, схемы помещают на доску:
1. Познакомимся с писателем.
2. Познакомимся со значением слов.
3. Послушаем и посмотрим фильм.
4. Будем отвечать на вопросы.
5. Будем читать выразительно.)
— Эти задачи будут планом сегодняшнего урока.
V. Новый материал.
— Сказку «Проказы старухи-зимы» написал К.Д.Ушинский.
Портрет писателя помещается на доску.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) – это знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учил он детей своими рассказами и сказками. Сказка «Проказы старухи-зимы» — это одно из его детских произведений.
– Перед тем как мы познакомимся с его  сказкой, мне хочется обратить ваше внимание на слова и словосочетания, которые встретятся в сказке и  значение которых может быть вам непонятно. Прочитаем их, попытаемся объяснить значение:
— проказы – баловство, забавы, игры
— со света сжить — уничтожить
— дубрава – дубовая роща
— разметала листья – раздула ветром
— стреха – нижний свисающий край крыши
— лютый мороз – сильный мороз
— оконницы в окнах – стёкла в окнах
— тулуп – тёплая зимняя одежда
— салазки — санки
— пособить – помочь
– Как вы думаете, о чём может пойти речь в сказке с таким названием?
– Будьте внимательны при просмотре фильма и приготовьтесь назвать проказы, которые совершала зима.
Просмотр фильма.
Беседа по сказке.
— Понравилась вам сказка?
— Как вы думаете, почему автор называет зиму старухой?
— Какие проказы зимы вы запомнили?
— Что сделали птицы?
— Как мы можем помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
— Как звери спасаются зимой от мороза?
— Что сделала зима с реками и озёрами?
— Как спрятались рыбы?
— Кто не испугался зимы?
— Почему дети не боятся зимы?
— А вы боитесь зимы?
— Почему зиме стало обидно?
— Перед вами предложения, из которых вам нужно составить  план сказки. Прочитайте пункты плана:
Зима заплакала со злости.
Зима решила заморозить птиц.
Зима накинулась на зверей.
Зима до рыб добирается.
Взрослые и дети не испугались зимы.
— Кто уверен в том, что вы уже сейчас сможете составить план сказки?
— Я предлагаю вам прочитать сказку и составить по ней план, чтобы дальше было легче работать.
— Вспомните правила чтения.
— Перед чтением предлагаю отдохнуть вашим глазам. Рассмотрите снежинки. (Презентация)
— Есть ли среди них одинаковые?
— Как в природе нет двух одинаковых снежинок, так и у нас все снежинки разные.
— Понаблюдайте за танцем снежинок.
Чтение сказки по абзацам.
— Попробуйте составить план по сказке.
— Сравните свой план с планом товарища. Если, на ваш взгляд, у товарища не правильно, исправьте.
— Проверяем план.
— У кого план был правильно составлен?
— Где вам может понадобиться этот план?
— Народом создано много пословиц и поговорок о зиме:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Год кончается, зима начинается.
— Составьте  пословицы о зиме из двух частей.
— Какие пословицы у вас получились? Объясните их смысл.
Мороз ленивого за нос хватает,/ а перед проворным шапку снимает.
Заковал мороз реки, / но не навеки.
Как зима не злится, / а весне покорится.
— К какой части сказки можно отнести первую пословицу? Вторую? Третью? Почему?
VI. Итог урока.  
— Вернёмся к плану урока и проанализируем нашу работу. Всё ли мы выполнили?
— Как вы думаете, какой  пункт плана мы выполнили не очень успешно?
— Как мы можем исправить это?
VII. Домашнее задание.
— Научиться читать сказку выразительно, подготовить пересказ по плану. По желанию можно нарисовать рисунок к сказке.
VIII. Рефлексия.
— Возвращаемся к карточкам с лицами с различными настроениями. Какое настроение вы выберите  в конце урока?

Пожаловаться 16 марта 2014
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru