В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Технология обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве

Любовь Нахаева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2754 комментариев: 1
Краткое описание
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
    Переход от педагогики требований к педагогике отношений
    Гуманно – личностный подход к ребёнку
    Единство обучения и воспитания
Описание
«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором У′чащие меньше бы учили, учА′щиеся больше бы учились».     Ян Амос Каменский, «Великая дидактика»Технология обучения в сотрудничестве (слайд 1) Слайд 2   Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
ü Переход от педагогики требований к педагогике отношений
ü Гуманно – личностный подход к ребёнку
ü Единство обучения и воспитания
Слайд 3  Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Она предполагает распределение функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. Слайд 4   Главным звеном в технологии сотрудничества выступает учебно-коммуникативная ситуация, в разрешении которой включаются учащиеся. Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями и умениями, сформировал нужные навыки, и при этом все должны знать, чего достиг каждый. Слайд 5. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы. Технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славином из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Слайд 6   Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. В каждой группе должны быть распределены роли.
Слайд 7 Вот некоторые методы и приемы технологии сотрудничества: обучение в команде, «пила», «учимся вместе», исследовательская работа в группах.
Сущность метода обучения в командезаключается в том, что уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над изучаемой темой.
Слайд 8 Сущность методики «Пила»заключается в следующем: 1. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. 2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». 3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, от других членов группы. 4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). «Учимся вместе»: каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Исследовательская работа учащихся в группах. Этот метод обучения делает акцент на самостоятельную деятельность учащихся, они работают индивидуально или в группах до 6 человек. Учащиеся выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. Слайд 9 Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.
Слайд 10 Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом применительно к своим ученикам, но при непременном условии – четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
· единой цели, которую можно достичь только сообща;
· распределенных внутригрупповых ролей, функций;
· единого учебного материала;
· общих ресурсов;
· одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Слайды 11 Данная технология формирует следующие психолого-педагогические принципы:
1.Повышает интерес к изучению математики.

2.Развивает и совершенствует самоконтроль школьника.
3.Способствует сознательному усвоению теоретического материала по математике.
4.Обеспечивает самостоятельность работы ученика, развивает любознательность и смекалку.

Слайд 12 основные преимущества использования технологии сотрудничества: 1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Слайд 13Проведение имитационной игры
Уважаемы коллеги! Я предлагаю вам побывать в роли учеников 6 класса на уроке по теме «Рациональные числа»
Я прошу вас сформировать группу с учетом ваших собственных желаний. Распределите позиции:
— Организатор (организует работу в группе и  следит за выполнением заданий и позиций в группе).
— Теоретик (человек, который  знает  теоретический материал)
— Докладчик  (человек, докладывающий у доски  результат работы группы).
— Хранитель времени (человек, который следит за временем, отведенным на  работу в группе).
Приступайте к работе.Девиз работы: «Научился сам — научи другого».
Рефлексия 1 группа «Я» Как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой. 2 группа «Мы» Насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения  в общении с группой. 3 группа «Дело» Я достиг цели обучения, мне этот материал нужен для дальнейшей работы, в чем я затруднялся.
Надеюсь, что наша встреча была полезной, спасибо всем за внимание и удачи всем вам.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
приложение.DOC Скачать
раздаточный материал.docx Скачать

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ


1.
Уважай и цени взгляды каждого участника группы.


2. Не согласен, спокойно объясни почему.


3. Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.


4. Не перебивай и не разговаривай, когда говорит другой. Слушай внимательно и уважай собеседника.


5. Защищай свою точку зрения, будь открытым для восприятия чужих идей, мнений, и интересов.


6. Поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы.


7. Старайся, чтобы твои замечания были кратки и по существу.
Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали









задание 1







Задание 2

http://festival.1september.ru/articles/584363/Image1152.gif

















Задание 3



Задание 4

http://festival.1september.ru/articles/584363/Image1158.gif

Задание 5

1). Придумайте периодическую дробь с одной цифрой в периоде

2). Запишите это число в виде обыкновенной дроби

3). Придумайте периодическую дробь с двумя цифрами в периоде

Проделайте то же самое, только умножьте на 100.

Задание 6

http://festival.1september.ru/articles/584363/Image1160.gif

Чему равно значение этой дроби, если различным буквам соответствуют различные цифры?

Задание 7

Самостоятельная работа (по методу «пилы»)

  • Каждой группе выдаются карточки (по одной для каждого ученика)

  • Распределение заданий в группе

  • Учащиеся, делавшие одни и те же задания, собираются в одну группу (эксперты) для обсуждения и проверки выполнения

  • Возвращение в свои группы, комментирование по очереди выполненных заданий, оформление записей в тетрадях



Рефлексия

1 группа

«Я»

Как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

2 группа

«Мы»

Насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой.

3 группа

«Дело»

Я достиг цели обучения, мне этот материал нужен для дальнейшей работы, в чем я затруднялся.

моя презентация.pptx Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
21.03.2014 01:01
Материал привлекает внимание своей актуальностью, рассмотрением проблемы, волнующей педагогов постоянно.
Понравилась презентация своей логичностью, тезисным содержанием, продуманным оформлением. Представление сценария уроков подтверждает теоретические основы, изложенные в презентации.
Но, к сожалению, авторство принадлежит другому человеку. Информация собрана в Интернете с разных сайтов. Например, часть презентации взято из источника:
http://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologija-obuchenija-v-sotrudnichestve.html
Работа заслуживает внимания, но присваивая себе результаты чужого труда, автор публикации понижает значимость работы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос