В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.

Маргарита Стрельцова Маргарита Стрельцова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 938    комментариев: 1
Краткое описание
Формирование познавательного интереса на уроках черчения.
Пожаловаться 12 марта 2014
Файлы
Один из основных мотивов учения.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.



Стрельцова Маргарита Федоровна

учитель черчения ГОУ СОШ №358

Санкт-Петербург - 2014





В статье обосновывается необходимость и раскрыты способы целенаправленного формирования познавательного интереса на уроках черчения.



«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,

а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель





Один из основных мотивов учения – это познавательный интерес. В его формировании основная роль принадлежит учителю.

Школа должна научить ученика ответственности («взвешиванию» в переводе с латинского) за себя, перед собой. Но для того, чтобы иметь возможность конструктивно взаимодействовать учителю и ученику, важно присутствие интереса к этой деятельности, причем, устойчивого познавательного интереса, в котором преобладает внутренняя мотивация.

Г. И. Щукина определяет познавательный интерес, как наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения, который “раньше и более осознаётся школьниками”, носит “бескорыстный характер”, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат”.

Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, в том числе, в учении. Основные пути, по которым формируется познавательный интерес - это само содержание предмета и организация познавательной деятельности учителем.

Черчение – предмет, который подразумевает обязательное формирование и развитие познавательного интереса, а через него способностей к образному и пространственному мышлению. Мышление ребенка является образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития. Поэтому работа с детьми, занимающимися черчением являются позитивным моментом в формировании личности.

На уроках черчения в 8 и 9 классе для поддержания познавательного интереса используется проблемное обучение, дифференцированные задания, игровые элементы.

Учителем формулируется вопрос – тема для общего обсуждения.

Например,

- в теме «Сечения и разрезы» проблемным будет вопрос: «Где правильно и какой произвести разрез?»;

- при изучении темы «Половина вида и половина разреза» перед учащимися ставится задача самостоятельно назвать тему урока, осуществить алгоритм построения разреза для симметричных деталей, основываясь на изученном материале предыдущего урока «Часть вида и часть разреза». Вспоминая предыдущий урок, путем наводящих вопросов и используя предлагаемую форму симметричной детали, дети с удовольствием делают выводы по новой теме, выполняют и закрепляют тему нового урока на примере, а дома придумывают свою конструкцию с применением соответствующего разреза.

- при изучении темы «Проецирование», учащимся предлагаются карточки с определенным количеством заведомо допущенных ошибок. Учащиеся должны отыскать ошибки в своей карточке, а затем и ошибки соседа, предварительно поменявшись карточками. Количество ошибок в том и другом случае одинаково. Время работы тоже регламентировано. Попарная работа очень эффективна при изучении этой темы и представляет немалый интерес. Подобная работа создает условия для развития мыслительной деятельности, адекватной мотивации учебной деятельности, самостоятельности и определяет общие правила поведения при общении и сотрудничестве.

Для эффективного воздействия на формирования интереса учащихся предлагаются:

- занимательные задачи на всех этапах урока, используются при актуализации знаний, объяснении новой темы, закреплении изученного материала, переключении внимания;

- головоломки, как и логические задачи, являются абстрактными. Решение головоломок способствует развитию качественного продуктивного мышления, формируют гибкость, логичность;

- кроссворды, которые дают возможность не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми понятиями, познаниями и явлениями. Решение кроссвордов развивает настойчивость, сообразительность, догадливость, умение обобщать и анализировать.

Составить кроссворд самим, дает очень хороший результат. Учащиеся не только подбирают слова, но и дают правильные определения и характеристику понятия.

Образное мышление всегда опирается на реальные действия с предметами. Поэтому на уроках черчения большая роль отводится заданиям по моделированию: операции по приращению части фигуры, по удалению каких-либо объемов, операции чередования двух или нескольких элементов в новую форму, а также конструированию.

На уроках черчения часто используются карточки с дифференцированными заданиями, что дает каждому учащемуся возможность продемонстрировать собственные знания, умения и навыки, которые будут оценены учителем с учетом его индивидуальных особенностей.

Задания по анализу и синтезу тоже поддерживают устойчивый познавательный интерес к предмету, так как позволяют каждому учащемуся в индивидуальной форме представлять и защищать созданную технологическую конструкцию. Например, учащиеся могут создать чертеж, изображение предметов, окружающих их в быту (крючки для вешалки, цветочного кашпо, системного блока компьютера и т.п.).

Также при поддержании познавательного интереса очень важным моментом для ученика становится время выполнения задания и возможность снизить трудоемкость выполняемой работы.

Бесценную помощь учителю в этом могут оказать такие приемы, как выполнение работы на кальке и выполнение эскиза вместо чертежа, технический рисунок, решение задач по алгоритму. Эти приемы позволяют сохранить точность, увеличить скорость выполнения работы. Решение многих задач проверяется в конце урока: вывешивается плакат с ответом – это помогает детям и вызывает стремление работать быстрее, чтобы увидеть положительный результат.

Самый простой способ поддержания познавательного интереса – использование игровых моментов на уроке. Так, на уроках изучения проецирования, в качестве разминки применяется игра «Чертежное лото». Она представляет собой подбор раздаточных карточек - чертежей к рисункам красочных предметов, заданных учителем (карточки меняются от урока к уроку, дети просят увеличить количество раздаточного материала, задания могут усложняться). Эта игра позволяет выражать положительное отношение к процессу познания, поддерживать у учащихся желание узнавать новое.

Но самое главное условие формирования познавательного интереса учащихся – это то, что мотивация учителя должна быть такой же «бескорыстной». Учителю, как и ученику на уроке, должно быть интересно вместе совершать путешествие от незнания к знанию.

Достичь этих целей они смогут лишь в том случае, если учителя будут восприимчивы к более глубокому и сложному мышлению учащихся и научатся стимулировать его.

















Литература

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические

труды. — М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1995.

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии».- М.: Издательство «ВАКО», 2004 – 288с.

Шадрина И.В. «Решаем геометрические задачи». — М.: Издательство «Школьная пресса», 2003 – 32с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов

учащихся. — М.: Педагогика, 1988.



4


Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru