В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Агрессия. Коррекция агрессивного поведения подростка.

Агрессия. Коррекция агрессивного поведения подростка.

Краткое описание
Повышение профессионального мастерства педагогов.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
агрессия.doc Скачать



Тема семинара-практикума:

«Агрессия. Коррекция агрессивного поведения подростка».

Подготовила и провела:

Воробьёва Елена Алексеевна

учитель начальных классов

город Вышний Волочек Тверской области

ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Форма проведения: семинар-практикум проводился в форме группового занятия.

Участники: педагоги.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, воздушные шары, карточка с экспериментальным заданием для мини-эксперимента, мяч, таблички с разными способами выражения агрессии, ролик с упражнением «Радуга»-цветотерапия, памятка с рекомендациями по вопросам воспитания.

Подготовительная работа:

1.Оформление выставки «Агрессивность у школьника».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

3.Выставка методической литературы.

4.Оформление методических рекомендаций для педагогов.

Список литературы:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: «Речь», 2003, - 97с.

  2. Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб., 1999

  3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под редакцией И. Соковни.. - М., 2002

  4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2003

  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д., 2003

  1. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с.

  2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. Изд-е 2-е. М., 1997. С. 11.

  3. http://adalin.mospsy.ru/

  4. http://www.proshkolu.ru/user/oplova2011/file/547799/ - цветотерапия

  5. http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi29.html - притча о двух волках

План проведения семинара-практикума:

I блок  – информационный

- понятие агрессии;

- виды агрессии.

II блок – практический

- упражнения, направленные на обучение педагогов способам разрядки негативных эмоций.

Ход семинара-практикума:

Добрый день Уважаемые Коллеги!

(слайд 1,2) Сегодня мы хотим предложить Вашему вниманию семинар-практикум, который будет состоять из двух блоков:

I блок  – информационный;

II блок – практический.

(слайд 3) I блок  – информационный.

(слайд 4) Когда-то французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри говорил, что единственная, настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Всё, что составляет личность, возникает в процессе общения с окружающими людьми. И доброта человека, и его жестокость есть определенное отношение, которое проявляется в поступках и в действиях. Повседневное наше самочувствие соткано из многочисленных контактов с родными, друзьями, учителями - со всеми знакомыми и незнакомыми людьми, с которыми нас сталкивает жизнь. Находиться среди людей, общаться с ними также необходимо и так же естественно, как дышать.

(слайд 5) Однако, каждый из нас знает, что есть люди, с которыми очень трудно общаться из-за некоторых отрицательных свойств личности, и многие из вас также испытывают трудности в общении с другими людьми по тем же причинам. Что же это за свойства личности, черты характера, которые мешают людям налаживать контакты с окружающими и уверенно чувствовать себя в любом обществе, в любой ситуации?

Одной из таких отрицательных черт характера является агрессивность.

Тема эта не случайна. В первом классе ребёнок, во что бы то ни стало, стремиться отобрать игрушку, выставить на первое место своё “Я”, не считаясь с другими, а ребёнок 3-4 класса уже проявляет враждебную агрессию, стремится причинить другому боль, унизить его, осмеять и т.п.

(слайд 6) Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Взрослые реагируют по-разному: либо усиливая строгость в отношениях с ребёнком, либо, в противовес, обрушивая на малыша лавину любви и ласки. С агрессивностью бороться бесполезно, но надо понять её причины, чтобы направить эмоции ребёнка в нужное русло.

Многие из нас осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей наших детей. Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам?

В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к близкому взрослому.

(слайд 7) Предлагаем Вам провести мини-эксперимент:

Инструкция:

Посмотрите на изображённый рисунок: представьте себе любого из своих воспитанников, попытайтесь определить, какое место за столом он займет, а теперь оцените выбор.

Если ребёнок выбирает стул рядом с вами - значит между вами существуют доверительные взаимоотношения, и наоборот, если он выбирает стул далеко от вас, значит в ваших отношениях не все протекает гладко.

Если ребенок садиться отдельно куда-то в угол, то ему тоскливо и одиноко. Необходимо уделить ему значительно больше внимания и любви.

Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.

(слайд 8) Что же такое агрессия?

Это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драка, ударил и т.п.) и вербально (нарушение прав человека посредством оскорбления, унижения и т.п.)

(слайд 9) Психологи утверждают, что существуют два вида агрессии: инструментальная, которая проявляется человеком для достижения определённой цели, что очень часто выражается у младших детей, и враждебная, направленная на то, чтобы причинить боль, она чаще свойственна старшим детям. Однако, не путайте агрессию с настойчивостью. Настойчивость не допускает оскорблений, издевательства и т.д. уровень агрессивности детей в зависимости от ситуации часто меняется, но иногда принимает устойчивые формы. Причин для этого очень много: положение в коллективе, отношение к ребенку сверстников, взаимоотношение с учителем, воспитателем и.т.д.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, психологи А.Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

(слайд 10) Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

(слайд 11) Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

(слайд 12) Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

(слайд 13) Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Исследования показали, что к агрессивности склонны больше мальчики. Агрессивность, очевидно, входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящие вокруг события.

(слайд 14) II блок – практический

Во втором блоке мы рассмотрим различные подходы для снятия и коррекции агрессивного поведения.

(слайд 15) Как помочь агрессивному ребёнку?

Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения.

(слайд 16) Очень эффективным в этом случае является демонстрационное упражнение «Воздушный шар».

Перед вами воздушные шарики - надуйте их, завяжите.

Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева, естественные спутники агрессии.

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполняет человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

А теперь проткнём иголкой наш шарик.

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?  

Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Давайте надуем ещё один красный шарик, но завязывать его не будем.

Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь?

(слайд 17) Когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

Надеюсь, что вы убедились в том, что от гнева нужно освобождаться. Конечно, это не значит, что каждый раз нужно "идти врукопашную". Это можно сделать и менее разрушительными способами. Кстати, они будут полезны не только детям, но и взрослым. Так что можно осваивать их вместе с ребенком и применять по мере необходимости в своей жизни, тем самым показывая пример.

(слайд 18) Способы борьбы с гневом:

  • «Обзывалки» (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка»)

  • Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс)

  • Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку

  • Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)

(слайд 19, 20)

(слайд 21) Мы сейчас рассказали о способах снятия негативного эмоционального состояния в особо острые моменты их переживаний, но куда не менее важно научить детей понимать разрушительную силу агрессии, гнева, раздражения.

(слайд 22) Здесь особенно эффективными будут упражнения на осознание эмоциональных состояний себя и окружающих.

Упражнение «Калейдоскоп чувств»

Инструкция:

Я буду бросать мяч, называть человека в различных жизненных ситуациях, а вы, возвращая мне мяч – определять чувства которые он испытывает.

  1. Ваш ребёнок получил двойку.

  2. Вас обрызгала машина.

  3. Вас неожиданно повысили по службе.

  4. Вы нечаянно наступили на грабли.

  5. Вы выиграли миллион.

  6. Вы разбили любимую вазу.

  7. В кинотеатре перед вами села дама в шляпе с широкими полями.

  8. Вы пришли в библиотеку, а книги, которую Вы собирались взять не оказалось.

  9. Друг сообщил, что не может приехать к Вам в гости.

  10. Вы потеряли ключи от квартиры.

  11. Вы случайно поскользнулись и упали.

(слайд 23) Упражнение « Безопасные чувства»

Инструкция

Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите крас­ную надпись, а красный цвет – цвет опасности, и на эту половину доски вы будите прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию.

А на 2-й половине доски вы видите зелёную, разрешающую надпись. Сюда Вы будите прикреплять таблички, где написаны разные упражнения, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось.

А теперь берите со стола таблички, читайте их и прикрепляйте на доску с нужной стороны.

 Способы выражения  агрессии

ОПАСНО БЕЗОПАСНО

Критиковать Красить(рисовать)

Огрызатья           Купаться, кувыркаться

Оскорблять          Колотить подушку

Обвинять    Запеть

Запугивать      Затопать

Злиться                           Сплясать

Грубить               Смеяться

Сердиться                  Спортом заниматься

Спорить                         Физическим трудом до пота заниматься

Советую вам делать эти безопасные упражнения до изнеможения.

(слайд 24) Особое место среди коррекционных приемов занимают релаксационные техники, к ним относиться упражнение « Радуга»-цветотерапия.

Инструкция :

Сядьте поудобнее, все внимание на экран.

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздуха изменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы себя ощущаете.

 (слайд 25) В заключении нашей сегодняшней встречи я хочу Вам рассказать индейскую притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло-зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро-мир, любовь, надежду, доброту…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.

Всем спасибо за работу.

(слайд 26) Мы хотим предложить Вам правила, которые помогут вам в работе с детьми.

Памятка с рекомендациями по вопросам воспитания:

  • Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.

  • Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

  • Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.

  • Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.

  • Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

  • Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.

  • Агрессивность в группе приводит к агрессивности ребенка.

До следующей встречи!








Агрессия.Коррекция агрессивного поведения подростков.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос