В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа "Окружающий мир" для 1 класса СКОШ VII вида.

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Администрация Озёрского городского округа Челябинской области

Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Окружающий мир»

(автор: А.А.Плешаков)

для 1 класса

УМК «Школа России»





Разработчик: С.Ю. Лебедева

учитель начальных классов




Озёрск



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе примерной программы для начальной школы (Сборник. Игнатьева Т.В., Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. - М.: Просвещение, 2000.), авторской программы: А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа «Окружающий мир» входит в учебный комплект «Школа России».


Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение


Рабочая программа по окружающему миру для первого класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:


Федеральный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Приказ Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г.,рег. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министра образования РФ от 05марта2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министра образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241,зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г.,рег. №19707 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

  • Приказ Министра образования и науки РФ от 22сентября 2011 г. №2357,зарегистрирован Минюстом России 12 декабря2011 г.,рег. №22540 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011 г.,рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. №2885,зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный № 23290. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106,зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011 г. №19676«Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.Опубликовано 16 марта 2011 г.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011 г.,№ 03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.,№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».


Региональный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 мая 2008 г. №04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008 – 2009 учебный год »;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23 мая 2012 г. №01-1414 «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в общеобразовательных учрежденияхЧелябинской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 10августа 2012 г. №01-2205 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVIIIвидов Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля2011 г. №103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияв общеобразовательных учрежденияхЧелябинской области в 2011 – 2012 учебном году»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26 августа2011 г. №103/5002 «Об изучениипредметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учрежденияхЧелябинской области, апробирующих ФГОС НОО»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 01февраля 2012 г. №103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от31июля 2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от10 июля 2011 г. №24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013 учебном году»;

  • Приказ Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» от 30.08.2012 г. № 106/01 -06 «Об утверждении учебных планов МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида на 2012 – 2013 учебный год»;

  • Приказ Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» от 30.08.2012 г. № 107/01 -06 «О режиме работы МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида на 2012 – 2013 учебный год»;

  • Приказ Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» от 30.08.2012 г. № 108/01 -06 «Об утверждении перечня учебников к использованию в образовательном процессе МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида на 2012 – 2013 учебный год»;

  • Приказ Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» от 22.08.2012 г. № 93/01 -06 «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам».


Общая характеристика курса

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Цели обучения в предлагаемом курсе Окружающий мир в 1 классе:


Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия - общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.


Отличительные особенности рабочей программы


Рабочая программа базового курса по окружающему миру для обучения в 1 классе разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Эта программа выбрана в связи с тем, что учащиеся СКОШ № 34 имеют ряд особенностей развития, которые не позволяют им усваивать программы повышенной трудности.

Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, А. О. Дробинская, С. Г. Шевченко).

При установлении задержки психического развития у детей выявляются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа развития может иметь обратимый характер.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определённых знаний, умений, навыков, но также формирование таких приёмов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у учащихся происходит формирование навыков самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания, планировать свою деятельность.

При изучении данного курса ставятся следующие коррекционные задачи:

  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

  • развитие обще интеллектуальных умений: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

  • осуществление нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в здании, воспитывать навыки контроля, самоконтроля, самооценки;

  • развитие устной монологической речи в единстве с обогащением ребёнка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом уроке ведётся работа по установлению причинно-следственных связей, что развивает словесно-логическое мышление.

Для развития воображения используются такие приёмы, как словесное рисование, описание по представлению предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт.


Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

Учебно-методический комплект под редакцией А.А. Плешакова не нарушает преемственности, имеет завершённую линию и соответствует целям и задачам обновлённого содержания по предмету окружающий мир в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания окружающего мира по учебному комплекту могут быть использованы (с корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Учебно-методический комплект обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.

Учебно-методический комплект, рекомендованный для применения, при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.


Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение


Демонстрационные пособия

Информационно – коммуникативные средства

  • Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Тетрадь «Проверим себя» к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010 (по желанию).

  • Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2008).

  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010

  • Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2010

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

  • А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. Великан на поляне, или

Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  • Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

  • Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. В 2-х частях. 1 класс». Издательство «ЭКЗАМЕН», М, 2012

  • Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

  • географические и исторические карты;

  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.


  • Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)


Содержание программы

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.


Место курса в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).






Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»


УУД

1 класс.

Личностные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Формы организации учебного процесса


  • Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах


Содержание программы 1 класса.


Человек и общество

Общество, люди, человек. Особенности взаимоотношений с разными людьми.

Мир профессий.

Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва – столица России.

Родной край – частичка России. Родной город (село), регион (область, край).

Человек и природа

Природа. Неживая и живая природа. Природные явления.

Вода. Полезные ископаемые. Звезды и планеты. Солнце. Земля. Глобус как модель Земли. Времена года.

Растения и животные, их разнообразие. Условия для жизни растений и животных. Растения и животные родного края. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Гигиена систем органов тела.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Тема раздела

Количество

часов

1.

Введение.

1 ч

2.

«Что и кто?»

20 ч

3.

«Как, откуда и куда?»

12 ч

4.

«Где и когда?»

11 ч

5.

«Почему и зачем?»

22 ч


Итого:

66 ч


Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащихся. В состав портфолио включаются:

  • дневники наблюдений;

  • оформленные результаты мини – исследований;

  • оформленные результаты мини – проекты;

  • творческие работы;

  • материалы самостоятельных работ и т.п.


За процессом овладения универсальными учебными действиями составляются оценочные листы. По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

  1. сформированности универсальных учебных действий и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования во 2 классе;

  2. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно – смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


Планируемые результаты образования


Раздел «Человек и природа»

Первоклассник научится:

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе

иллюстраций) для поиска необходимой информации;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.


Раздел «Человек и общество»

Первоклассник научится:

различать государственную символику Российской Федерации;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний;

соблюдать правила личной безопасности и безопасности

окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.


Представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта.


Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента


Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов.

Приоритетной задачей программы является формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению. В процессе изучения курса систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Содержание НРК реализуется в течение всего урока или на одном из его этапов.


Темы НРК: 6 часов

  1. Лиственные деревья Челябинской области

  2. Хвойные деревья на Южном Урале

  3. Насекомые Челябинской области

  4. Рыбы водоёмов Челябинской области

  5. Животные Челябинской области

  6. Зимующие птицы Челябинской области

  7. «Красная книга» Челябинской области

Литература:

1. Н.А.Евстифеева «Кое-что о птицах Южного Урала» (информационное пособие).

2. Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала» (1-4 кл).

3. Краткий географический справочник «Челябинская область».: Челябинск, 1995.

4. А.А.Плешаков «Природа» (учебное пособие) - Изд. «Вентана Граф», 1996.

5. Л.А.Тырычева «Окружающий мир в ребусах, кроссвордах и загадках». – ГУП.: «Челябинский дом печати», 2001.

6. Природоведение с основами экологии. 1-2 класс. Тетрадь для работ по природоведению. Мохнатова Е.Р. Челябинский дом печати, 1997.

7. А.А.Плешаков «Зеленые страницы». Просвещение, 1995.

8. В.Танасийчук «Удивительная прогулка» /экология в картинках/ Москва, 1991. Серия «Моя первая книга о природе»: Птицы. Бабочки. Рыбы. Цветы. Деревья. Кошки и котята. Собаки и щенки. Мои любимцы. Дикие животные. Чудо на ладони. ACT ПРЕСС 1996 .

9. Е.П.Фефилова и др. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 1 класс (ориентированы на работу с учебным комплектом А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»).- М.: ВАКО, 2011.


Организация коррекции на уроке окружающего мира

Цель: Осуществляя целенаправленную работу по формированию обще учебных способностей, коррекции индивидуальных недостатков развития, пропедевтическую работу; обеспечивать реализацию Федерального образовательного стандарта к знаниям и умениям школьников; компенсируя недостатки, восполняя пробелы предшествующего обучения, преодолевая негативные особенности эмоционально-личностной сферы, нормализуя и совершенствуя учебную деятельность детей, повышать их работоспособность и активизировать познавательную деятельность.


Коррекционные задачи:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять логопедическую коррекцию нарушений речи;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.


Пояснительная записка

На уроке окружающего мира осуществляется коррекция эмоционально – волевой, и когнитивной сферы. Продолжает, осуществляется социально – бытовая ориентировка, профессиональная ориентация через материал, предоставляемый учебным курсом. Ведется активная работа по развитию речи, пополнению и расширению активного словаря, развитию памяти, внимания, воображения. Развивается самоконтроль, умение планировать свою деятельность, описывать эмоциональные состояния героев произведений, используя свой личный опыт.

К четвертому классу развитие когнитивных процессов должно переходит на качественно новый уровень. Запоминание становиться осмысленным, произвольным. С этой целью учащиеся на уроках знакомятся и внедряют в практическую деятельность специальные приемы запоминания (создание образов, пиктограммы, ассоциации).

Развитие речи и пополнение активного словаря осуществляется путем работы со справочной и дополнительной литературой, написанием сообщений по заданной или определяемой самими обучающимися темой. На каждом уроке ведется работа над лексическим значением слов, используется в большом объеме иллюстративный материал. Кроме того, ведется работа по установлению причинно – следственных связей, что развивает словесно - логическое мышление.

Для развития воображения на уроках используются такие приемы как словесное рисование, составление диафильмов, описание по представлению предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт.

Для повышения эффективности коррекционных мероприятий предпочтение при отборе оптимальных методов организации познавательной деятельности отдается методам, повышающим активизацию мыслительной деятельности: частично – поисковому, методу проблемного изложения.

Коллективная и групповая формы организации деятельности на уроках позволяют обеспечить ситуацию успеха для каждого обучающегося, учат взаимодействию в группе на основе сотрудничества и сотворчества.


Литература:

  1. С.Г. Шевченко. Коррекционно – развивающее обучение. Москва. ГИЦ «Владос». 1999.

  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников по русскому языку, чтению, математике. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Ось – 89», 2001. – 96 с.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Издательство «Ось – 89», 2001. – 272 с. (Практическая психология)


Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

Выполнение практической части программы предусматривается только в образовательной области «Окружающий мир и человек». Содержание практической части, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • практических работ – 11

  • проектов - 4

  • опыт – 1

  • комплексная контрольная работа – 1

  • экскурсии

Экскурсии

Знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами поведения безопасности в пути.

Практические работы

- Знакомство с разнообразием камней; с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавания с помощью атласа – определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавания по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером. Простейшие работы с ним; знакомство с глобусом.

- изучение свойств снега и льда; отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

- Простейшие правила гигиены.


Практическая часть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Практическая работа

4

5

1

1

11

Тест

1

1

1

1

4

Опыт


1



1

Проект

1

1

1

1

4


Формы контроля: Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Коррекционная работа

Дата

1 четверть (18ч)

Введение – 1 час

1

Задавайте вопросы!

Расширение словарного запаса.

Активизация и обогащение словаря, правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи


Раздел «Что и кто?» - 20 ч

2

Что такое Родина?


Развитие зрительного восприятия и узнавания - описание по памяти.

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

Развитие гордости за родную страну


3

Что мы знаем о народах России?


Развитие зрительной памяти и внимания при наблюдении за демонстрацией.

Развитие речи - словесное рисование


4

Что мы знаем о Москве?


Развитие произвольной памяти и внимания через обучение приемам запоминания (картинки, ассоциации).

Развитие воображения - нарисуй картину.


5

Проект «Моя малая Родина»

НРК

Формирование умения планировать свою деятельность.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Описание по памяти

Развитие гордости за свою малую Родину


6

Что у нас над головой?


Развитие воображения. Поиск заданных объектов.

Увеличение объёма понятийного словаря


7

Что у нас под ногами?

(практическая работа)

Развитие пространственных представлений.

Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) - классификация


8

Что общего у разных растений?

(практическая работа)

Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) – обобщение

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.


9

Что растёт на подоконнике?

(практическая работа)

Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных объектов.


10

Что растёт на клумбе?


Развитие пространственных представлений.

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


11

Что это за листья?

(практическая работа)

Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) - классификация


12

Что такое хвоинки?

НРК

Развитие речи, владение техникой речи (Словесное рисование)

Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов


13

Кто такие насекомые?

НРК

Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении.


14

Кто такие рыбы?

НРК

Активизация и обогащение словаря.

Развитие внимания и зрительной памяти


15

Кто такие птицы?

Развитие мышления при сравнении и различении


16

Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Развитие умения находить логические связи и делать выводы.


17

Что окружает нас дома?


Развитие воображения. Описание картин.

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


18

Что умеет компьютер?

Развитие зрительного восприятия и узнавания. - Описание по памяти


2 четверть (16ч)

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.


20

На что похожа наша планета?

Развитие мышления при сравнении и различении


21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Развитие самоконтроля.


Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»


Развитие воображения. Описание картин.

Развитие связной речи при составлении рассказа по плану


23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


Развитие пространственных представлений.

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


24

Откуда в наш дом приходит электричество?

(практическая работа)

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


25

Как путешествует письмо?

Развитие связной речи при составлении рассказа по плану


26

Куда текут реки?

(практическая работа)

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.


27

Откуда берутся снег и лёд?

(опыт)

Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении.

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


28

Как живут растения?

(практическая работа)

Развитие словесно-логического мышления - поиск смысловых несуразностей

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы


29

Как живут животные?

НРК

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Описание по памяти


30

Как зимой помочь птицам?

(практическая работа)

Развитие представлений о времени. Времена года.

Формирование бережного отношения к птицам


31

Откуда берётся и куда девается мусор?

(практическая работа)

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


32

Откуда в снежках грязь?


33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы

Развитие самоконтроля.


Раздел «Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?


Формирование мотивационных компонентов деятельности

Формирование навыков построения развернутого речевого высказывания


3 четверть (18ч)

35

Проект «Мой класс и моя школа»


Формирование умения планировать свою деятельность.

Развитие творческих способностей


36

Когда придёт суббота?

Развитие представлений о времени. Дни недели

Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация»


37

Когда наступит лето?

Развитие представлений о времени. Времена года.

Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Исключения «Четвертый лишний»


38

Где живут белые медведи? Где живут слоны?

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру


39

Где зимуют птицы?

НРК

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Найди ошибку

Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов


40

Когда жили динозавры?

Развитие воображения. Нарисуй картину.

Обогащение и уточнение активного словаря.


41

Когда появилась одежда?

Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация»


42

Когда изобрели велосипед?

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


43

Когда мы станем взрослыми?

Коррекция ЭВС посредством д/игр


44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы

Развитие самоконтроля.


Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной?

Активизация и обогащение словаря, правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


46

Почему идёт дождь и дует ветер?


Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


47

Почему звенит звонок?

(практическая работа)

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру


48

Почему радуга разноцветная?

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Работа с цветом

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы


49

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние питомцы»

Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация»

Формирование умения планировать свою деятельность.


50

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

НРК

Развитие связной монологической речи на основе составления связного рассказа

Развитие воображения. Нарисуй картину.


51

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Развитие воображения. Описание картин.


52

Почему их так назвали?

Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов


4 четверть (14ч)

53

Зачем мы спим ночью?

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Исключения «Четвертый лишний»


55

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

(практическая работа)


Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


56

Зачем нам телефон и телевизор?


Активизация мыслительной деятельности на основе наблюдений, упражнений в классификации и дифференциации.


57

Зачем нужны автомобили?

Развитие мышления при сравнении и различении


58

Зачем нужны поезда?


Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов


59

Зачем строят корабли?


Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру

Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов


60

Зачем строят самолёты?


Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении.


61

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


Формирование навыков построения развернутого речевого высказывания

Активизация мыслительной деятельности на основе наблюдений


62

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?


Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений.


63

Зачем люди осваивают космос?


Развитие умения находить логические связи и делать выводы.

Развитие внимания, слухового восприятия


64

Почему мы часто слышим слово «экология»?


Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)


65

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Развитие самоконтроля

Активизация мыслительной деятельности.


66

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Развитие связной монологической речи на основе составления связного рассказа

Развитие творческих способностей





1


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров