В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

В гости к зиме

Ирина Агеева Ирина Агеева
Тип материала: Урок
просмотров: 721
Краткое описание
Цели:
-  систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.
- раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой;
- дать представление о том, как зимуют звери, растения;

Описание
Тема: В гости к зиме
 Цели:
 систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.
— раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой; — дать представление о том, как зимуют звери, растения;  Планируемые результаты:  Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; 
Метапредметные:
Регулятивные:  формирование умения самостоятельного выделения  и    формулирования познавательной цели,  воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, правильно формулировать ответы на вопросы
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .
Предметные
 называть характерные признаки зимы;
 

1.Мотивация к учебной деятельности.
 Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
Желаю  (большой)  
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).

— Садитесь удобнее.
— Закрыли глазки и мысленно сказали:
Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ,  Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.
— Открыли глазки.
Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
 1.-Сегодня, ребята, у нас интересный урок, постарайтесь определить тему урока, прослушав внимательно  отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
 ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ, БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ, СНЕГ ЛЕЖИТ: ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ ( Слайд №3 )  (Учитель читает отрывок стихотворения, на слайде появляется картина зимнего пейзажа.) — О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?
— Посмотрите за окно. Какое  сейчас время года?
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(на слайде появляются слова ПРИШЛА  ЗИМА)
3.Совместное «открытие» новых знаний.
 1)Зимние месяцы    
 – Сегодня мы продолжим наше знакомство с зимним временем года.
  В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?
 (  Слайд  №4 )
— Сегодня вы узнаете, какие изменения происходят в природе зимой.
— Вспомните, какая бывает природа?
 (Слайд №5)
 Что относится к неживой и к живой природе?
  — Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в это время года.
2) Неживая природа зимой.
-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.    А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Работа над загадками.  «Приметы зимы»    (Слайд №6)
  — Отгадайте загадки и найдите отгадки среди  картин
— Скатерть бела весь свет одела.   (Снег.)
— Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
       Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.      (Снежинки.)
— Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.     (Лед.)
— И не снег, и не лед,   
 А серебром деревья уберет.      (Иней.)
  Игра «Хлопки». 
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица. 3) Живая природа зимой  Растения зимой  А теперь узнаем, какие изменения происходят в живой природе.
— На какие группы делятся все растения?
 Какие бывают деревья?
— Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(Слайд 7)
— Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
   — Какую роль выполняет снег для этих растений?
 Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
-Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.
— А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (стволу, плодам, семенам)
Животные зимой
 А сейчас мы узнаем секреты животного мира.
— На какие группы делятся животные?
 О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
  — Отгадайте загадку: (Cлайд 8)  
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.  (Белка)
  К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.   К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. На снегу белка оставляет чёткий отпечаток лап. От перед них след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперёд и чуть в стороны. От задних лап след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.
    Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Это интересно!
· Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. ·  Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.      Загадка: (Слайд 9)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
    Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.     Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.      Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.      Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Просмотр видеосюжета о медведе.) Загадка: (Слайд 10 )
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара.    (Лиса ) 
  Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Это интересно!
· Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.  Загадка: (Слайд 11 )
     У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.    (Заяц)
    У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Следы этого зверя отличить легко: два широких отпечатка рядом впереди и два поменьше, один за другим, сзади. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Учитель:Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых    достигает <metricconverter productid=«70 см» w:st=«on»>70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.  Физминутка  (Слайд 11 )
Обобщение  Работа с ИД
Игра « Рассели животных по их домикам»  (Слайды  12,13 )

 Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц.(Слайд 14)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах
    Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. Сообщение ученицы о синичке.
 Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
Мелких строчек вереница —Это прыгала синица. -Чем питаются птицы зимой?(Слайд 15)
  • Пшено, просо, овёс, пшеница;
  • Семена подсолнечника;
  • Ягоды рябины, боярышника;
  • Семена клёна, ясеня;
  • Шишки, жёлуди, орехи;
  • Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
 Ученик читает стихотворение  (Слайд 16)
 Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их -  не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам  встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
4. Закрепление учебного материала
Работа по учебнику.
— Открываем учебник на (с. 132–133).
— Используя  рисунок,  помогите Серёже и Наде распознать деревья
 5.Физкультминутка
Мы – снежинки, мы- пушинки, (Руки в стороны, вверх)
 Покружиться мы не прочь. (Поворот)
 Мы – снежинки-балеринки, (Руки на поясе, стойка на левой ноге)
 Мы танцуем день и ночь. (Руки на поясе, стойка на правой ноге)
 Встанем вместе все в кружок – (Руки в стороны, вверх)
 Получается снежок. (Поворот)
 Мы деревья побелили, (Руки вверх, наклоны в сторону)
 Крыши пухом замели, (Имитируем движения, расстилая одеяло)
 Землю бархатом укрыли (Приседание, встать)
 И от стужи сберегли. (Обнять себя)

6.Самостоятельное применение знаний. ( работа в группах )
 Разгадывание кроссворда
Кроссворд «Какого цвета зима?»

1










2







3







4









5






1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе).
2. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
   Села и растаяла на моей ладошке.
 3.    Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на
       дорогах. Это явление называют...
4.    Обильное  выпадения снега называют ...
Ответы:
1.сугроб. 2. снежинка.3. гололедица. 4. снегопад. 5. январь.
Ключевое слово. БЕЛАЯ.

7.Итог урока. Рефлексия.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
— Справились ли с поставленной целью?
 -Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  — Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  — Что нового узнали на уроке?
  — Что вспомнили?
  — Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
— Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.
Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад.  Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки.  Мы своими руками и фантазией создали снежинки.  Посмотрите, у каждого на рабочем  месте  снежинка.  Возьмите в руки свою снежинку.
Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей.
 Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
— Встаньте  с места и покажите полет вашей снежинки.
  Я тоже   хочу всех поблагодарить за урок.
8.Домашнее задание  по интересу
( Слайд  № 18)
Пожаловаться 18 февраля 2014
Файлы
пояснительная записка .docx
HTML Войдите для скачивания файлов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Агеева Ирина Александровна

2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской »

Станица Екатериноградская , Прохладненский район , Кабардино-Балкарской Республики

Учитель начальных классов, категория первая

3. Предмет

Окружающий мир

4. Класс

2

5. Название материала

В гости к зиме

6. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Слайд-шоу

7. Название темы или раздела учебного курса

« Жизнь города и села»


8.УМК,авторы образовательной программы

УМК любой

9. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цели:

- систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.

- раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой;

- дать представление о том, как зимуют звери, растения;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых;

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, правильно формулировать ответы на вопросы

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

Предметные

называть характерные признаки зимы


10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Windows

11. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

12. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Иллюстрации применяются в данной разработке на разных этапах обучения. Фотографии и рисунки тел живой и неживой природы, физических явлений делают более разнообразным видеоряд, дополняющий объяснение учителя (слайды 6, 26-27). На этапе закрепления используются иллюстрации без подписей, чтобы учащиеся прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. Например, назвать зимующих птиц, изображённых на слайдах 30-31; сра сравнить лиственные

и хвойные деревья, сделать вывод о том, как они зимуют (слайд 17); рассказать о зимних явлениях природы. Презентация сопровождает рассказ учителя.

13. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 20 минут и чередуется сменой видов деятельности. Просмотр видеосюжетов рассчитан на небольшой отрезок времени . Для снятия утомляемости проводится гимнастика для глаз и тематическая физкультминутка с комплексом общеразвивающих упражнений.

14. Список используемых источников

Информационные ресурсы:

Рамка: Фоны для презентаций. Александрова Зинаида Васильевна

http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp?id=31285&r=548517798524833478030090

Времена года http://www.newart.ru/pic/g215.jpg

Корм для птиц

http://rbcu.ru/upload/medialibrary/f60/ryabina_1.jpg

http://rbcu.ru/upload/medialibrary/a5c/acers.jpg

http://rbcu.ru/upload/medialibrary/35c/cones.jpg

http://www.hilalplaza.com/images/Seed.jpg

http://www.newsprom.ru/photo/114889323136348.jpg

Зима

http://www.klopp.ru/uploads/posts/thumbs/1169193064_32.jpg

http://4.bp.blogspot.com/_aC-ky5-xwvM/SxTTOaIMJpI/AAAAAAAAADE/D3sxbhe0OCM/s1600/зима.jpg

http://img.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/32/11201336.jpg

http://a20001.rimg.info/icon/1723124000b721d931f738713631643a478b98895c.jpg

Ель http://www.rodniki.bel.ru/derevo/img/picea_abies1_3.jpg

Лиственное дерево зимой http://aeterna.ru/images/0804/img42205.jpg

Гололёд http://14.mchs.gov.ru/upload/iblock/f35/04.jpg , http://s57.radikal.ru/i158/0912/5f/396296387593.jpg

http://photos.day.az/images/20100106/_DSC6484.JPG






Содержание презентации

Слайд 1- титульный.

Слайд 2 – планируемые результаты

Слайд 3 – пришла зима

Слайд 4 – зимние месяцы

Слайд 5 - интерактивная схема «Природа живая и неживая»

Слайд 6 – приметы зимы

Слайд 7 - лиственное и хвойное дерево (сравнение)

Слайды 8-11 – загадки о животных, иллюстрации

Слайд 12 – гимнастика для глаз

Слайд 13 - схема « Зима»

Слайд 14 - игра «Расселите животных по домикам»

Слайды 15 – зимующие птицы

Слайд 16-17 – корм для птиц, забота о птицах

Слайд 18– итог урока, домашнее задание

Слайды 19 - информационные ресурсы

урок на конкурс .pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru