В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мастер-класс Тема. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Наталья Лофицкая Наталья Лофицкая
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 8177
Краткое описание
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи: раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;
рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Еланская средняя общеобразовательная школа №3»
Еланского муниципального района Волгоградской области
Мастер-класс
 Тема. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Выполнила учитель начальных классов
Лофицкая Наталья Ивановна
2013 год
Цель:познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи: раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;
рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Материально-техническое и методическое обеспечение:помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 30 минут
Целевая аудитория:учителя начальных классов Еланского района
Место проведения:МБОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа №3» Еланского муниципального района Волгоградской области
Дата проведения:27.11.2013г., с 10.40ч. до 11.10ч.
План проведения мастер- класса:
· Презентация педагогического опыта педагогом — мастером;
· Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, литературному чтению и распределение данных заданий в соответствии с УУД.
· Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат:участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса 1. Сообщение темы
Тема, которую мы сегодня рассматриваем — Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Что такое УУД? Какие бывают УУД?
Какие существуют приемы формирования УУД?
2.Постановка цели и задач
Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель мастер-
класса
 Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
раскрыть и осмыслить понятие УУД;
рассмотреть виды УУД, их содержание;
познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.
3. Актуальность
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
4.Что такое УУД
Попробуем ответить, что такое УУД.
 УУД- умение учиться,т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД-совокупность действий
учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .
5. Виды УУД
Личностные:
Осмысление (смыслообразование)
Осознание (самоопределение)
Принятие жизненных ценностей
Регулятивные:
саморегуляция
целеполагание
планирование
прогнозирование
коррекция
контроль
оценка
Познавательные:
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
общеучебные: поиск, отбор, структурирование информации
моделирование
логические действия и операции
способы решения задач
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи
(приложение 1)
6. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующими формированию УУД
Теперь предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник получает раздаточный материал " Педагогические приёмы "
(приложение 2, приложение 3))
7.Этапы формирования УУД на уроках
1 этап вводно -мотивационный.
 Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы.
2 этап — открытие знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности .
 3 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными фактами, приводят знания в систему.
8. Практическая работа.
Проанализируйте задания по русскому языку, литературному чтению и распределите данные задания в соответствии с УУД.
(приложение 4)
9. Проверка работы
10. Подведение итога. Рефлексия

Используемые источники.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
2.Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
3.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
4.Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
5.М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал «Начальная школа» №9, 2011

Эксперты:
 директор МБОУ " Еланская СОШ №3" Попова Е.А.
руководитель РМО учителей начальных классов Иванова С. И
Приложение 1

Универсальные учебные действия
Познавательные УУД
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель.
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные УУД
обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания
(умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией).
Приложение 2. Педагогические приёмы для формирования УУД
Универсальные учебные действия Педагогические приёмы Результаты развития УУД
Личностные
Задание массивом.

Дай себе помочь.
Выход за пределы.  Отсроченная реакция. Лови ошибку.  Театрализация.

Идеальное задание.
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Самоопределение, смыслообразование

Регулятивные
«Лист защиты». Обсуждаем домашнее задание. Резюме. Вход в урок. Идеальный опрос. Райтинг. Вопрос к тексту. Отсроченная реакция.

Лови ошибку
Повторяем с контролем. Знакомьте с критериями. Организация работы в группах. Вход в урок. Показательный ответ. Светофор
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона
Познавательные Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.

Дай себе помочь
Повторяем с контролем.

«Да» и «Нет» говорите.

Опрос «по цепочке».

Опрос-итог.

Тренировочная контрольная работа.

Блицконтрольная
Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Коммуникативные Взаимоопрос.

Организация работы в группах.

«Да» и «Нет» говорите.
Советуйтесь
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Приложение 3. Описание педагогических приёмов

Задание массивом

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Отсроченная реакция Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки. 2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»  «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.  Зеленый сигнал — «Знаю!» Выход за пределы: В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики») или детских сериалов. Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся Театрализация.Разыгрывание сценок на учебную тему. «Лист защиты»  Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем. Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны. Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю Вход в урок учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова… С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса — ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой… Могут быть и другие варианты «входа» в урок. Идеальныйопрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.  Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. «Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:
· связывать разрозненные факты в единую картину;
· систематизировать уже имеющуюся информацию;
· слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого онизадают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да», «и нет». Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
Приложение 4.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(русский язык)
Распределите задания в соответствии с УУД
1.Маша выделила в словах Коммуникативные УУД
 одни окончания, Алёша – другие.
 А как ты считаешь?
С чьим мнением согласен ты?
2.Как бы ты объяснил своему однокласснику, Личностные УУД
что такое родственные слова?
3.В русском языке существует Регулятивные УУД
 два слова – омонима ЛИСТ.
 Подумайте, какой справочной литературой
 нужно воспользоваться
для выяснения значения слова.
4.Соотнесите предметы и Познавательные УУД
 звуковые модели слов
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(литературное чтение)
Распределите задания в соответствии с УУД
1.Как бы ты позвал Мышку, Коммуникативные УУД
если бы ты был Жучкой?
2.Сочини продолжение сказки Личностные УУД
с друзьями.
3.Как нужно было ухаживать Познавательные УУД
за репкой
4.Почему репка выросла большая – Регулятивные УУД
пребольшая?

Пожаловаться 12 февраля 2014
Файлы
Мастер класс ууд описание1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru