Сведения об авторе:
-
Фамилия, Имя, Отчество, занимаемая должность
Ершова Любовь Германовна
учитель математики
-
Место проживания
г. Кунгур, Пермский край
-
Образовательное учреждение
МАОУ СОШ №1
-
Дисциплина
Математика
-
Учебник, по которому ведется обучение
математика 5 класс, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
-
Название работы, класс
Урок математики по теме
«Проценты. Решение задач»
(профилактика табакокурения)
(для учащихся 5 класса)
Продолжительность – 45 минут (1 урок)
Используется презентация
-
количество слайдов – 9;
-
среда (редактор), в которой выполнена презентация – Microsoft office PowerPoint 2003;
-
цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации;
-
наглядное представление материала;
-
позволяет закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки;
-
сделать интересным повторение ранее изученного материала, организовать поисковую деятельность;
-
создать у учащихся яркое и образное восприятие материала, учитывая большой объем информации.
-
Краткое описание урока
Урок математики "О вреде курения языком математики" для учащихся 5 класса. На уроке приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека, что приводит ко многим заболеваниям, в ходе урока решаются математические задачи, выступают учащиеся. Воспитательная цель урока – профилактика вредных привычек, желание заниматься спортом и укреплять свое здоровье.
Тема: Проценты. Решение задач.
Цель: Закрепить умение решать задачи на проценты. Решение задач на проценты с помощью конкретных примеров пагубного влияния никотина на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
Отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов.
Воспитательные:
Воспитание негативного отношения к табакокурению.
Привитие потребности в здоровом образе жизни.
Пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
Развивающие:
Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Развитие внимания, сообразительности.
Оборудование: проектор, тесты для учащихся. Карточки для домашнего задания.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье человека с помощью решения задач на проценты.
Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях? (алкоголь, курение, наркотики).
Так давайте же разберемся, откуда взялась такая вредная привычка, как курение, и на самом деле как она влияет на здоровье человека. Попробуем разобраться с этим с точки зрения математики.
Устный счет.
Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму?
Задание: На доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила:
Как перевести дробь в %?
Как % представить в виде дроби?
Как найти дробь от числа (% от числа)?
Ученики проговаривают вслух правила и выполняют задания, представленные на доске, один из учащихся заполняет клетки буквами, соответствующими правильным ответам.
Представьте % в виде дроби: 13%; 4%; 110%; 72,8%; 50%.
Переведите число в %: 0,52; 3; 0,9; 0,017; 0,17.
Найдите: 8% от 10; 12% от 4; 15% от 20.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
С |
Г |
Е |
А |
Ц |
Ж |
Л |
Д |
И |
О |
Р |
К |
Т |
52 |
90 |
0,04 |
0,5 |
1,7 |
1,1 |
0,48 |
3 |
17 |
0,728 |
0,13 |
0,8 |
300 |
с |
е |
р |
д |
ц |
е |
|
л |
ё |
г |
к |
и |
е |
|
р |
о |
т |
|
к |
о |
ж |
а |
1 |
3 |
11 |
8 |
5 |
3 |
|
7 |
3 |
2 |
12 |
9 |
3 |
|
11 |
10 |
13 |
|
12 |
10 |
6 |
4 |
Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот», «кожа».
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? Это мы сейчас посмотрим в презентации, как меняются эти органы у курильщиков.
(По ходу показа слайдов небольшие комментарии).
Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
А как же этот яд для организма пришел к нам в Россию. Об этом мы послушаем наших одноклассников.
Сообщение учащихся.
Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Впервые с табаком познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был ввезен со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Пано в 1496 г. В 1560 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра I был отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Теперь эта вредная привычка «прижилась» во всем мире и «уходить» не собирается.
Решение задач.
-
Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается? (350 мг; 150 мг)
-
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)
-
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 56 лет?
-
Найти уровень смертности детей при родах у курящих матерей в процентах от всего количества детей, умирающих при родах. При родах умерло 230 детей, из них 130 детей курящих матерей.
-
До куренья спортсмен попадал в цель 200 раз. После куренья 1 сигареты он попал 176 раз. На сколько % уменьшилось попадание в цель?
-
Сколько денег тратят в семье, где один курильщик, допустим – папа? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 45 руб. подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?
Игра «Комплимент» – физкультминутка.
Разделитесь на группы, и каждый должен сделать комплимент себе. Начиная словами: «Я люблю себя потому что...» и заканчивая монолог фразой: «И поэтому забочусь о своем здоровье». В конце игры все встают и хором произносят: Мы любим, друг друга и заботимся друг о друге.
Выполнение теста.
При курении в воздух поступает 50% всех ядовитых веществ. А им дышат окружающие, Получается, что некурящие «курят». Выполнив задания теста, вы узнаете, как называют таких «курильщиков». Тест вы будете выполнять парами.
ТЕСТ
-
Найди число, если 5% его равны 480.
96 – р 9,6 – а 9600 – п 960 – к
-
Найди 20% от 300.
60 – а 6 – у 10 – е 0,6 – о
-
Вырази 46% в виде десятичной дроби.
4,6 – р 460 – п 0,46 – с 46 – н
-
Представь 1,7% в виде десятичной дроби.
0,017 – с 17 – в 0,17 – ц 1,7 – ш
-
Вырази в процентах число 0,04.
40% – у 0,4% – т 400% – м 4% – и
-
Сколько процентов число 6 составляет от 200?
0,03% – б 0,3 % – к 3% – в 30% – с
-
Длительно, и многокурящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. В отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть?
3 – б 30 – н 10 – е 11 – к
-
30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
24 – ы 16 – а 7 – в 6 – а
-
Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
47 – я 47,6 – е 38,2 – а 50,4 – у
-
П
А
С
С
В
Н
Ы
Е
Это полезно помнить.
Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение – причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек.
Никотин вызывает привыкание (зависимость) к сигаретам. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие, в которых накаливается слизь, дыхание становиться слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.
Домашнее задание.
Из данных текстов составить задачи и решить их.
-
В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
-
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
Итог урока.
Любая зависимость опасна для вашего здоровья. Урок хочется закончить стихотворением – пожеланием для вас.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Я умею сказать «НЕТ – курению».
Использованная литература.
-
Задачник-собеседник. (50 задач о вреде курения) Сафонова П.Ф. – М.: «Наука», 1996
-
Петров П.А. Курение и болезни. 1981 г.
-
Марутина О.Н. Задачи по здоровьесберегающей тематике на уроках математики в 5 – 7 классах.
-
Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Библиопсихология и библиотерапия в работе с детьми и взрослыми»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование цветными мелками как нетрадиционный вид художественно-творческой деятельности дошкольников»