В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

«Проценты. Решение задач» (профилактика табакокурения)

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Сведения об авторе:

  • Фамилия, Имя, Отчество, занимаемая должность

Ершова Любовь Германовна

учитель математики


  • Место проживания

г. Кунгур, Пермский край


  • Образовательное учреждение

МАОУ СОШ №1


  • Дисциплина

Математика


  • Учебник, по которому ведется обучение

математика 5 класс, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович


  • Название работы, класс

Урок математики по теме

«Проценты. Решение задач»

(профилактика табакокурения)

(для учащихся 5 класса)


Продолжительность – 45 минут (1 урок)



Используется презентация

  1. количество слайдов – 9;

  2. среда (редактор), в которой выполнена презентация – Microsoft office PowerPoint 2003;

  3. цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации;

    • наглядное представление материала;

    • позволяет закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки;

    • сделать интересным повторение ранее изученного материала, организовать поисковую деятельность;

    • создать у учащихся яркое и образное восприятие материала, учитывая большой объем информации.


Краткое описание урока


Урок математики "О вреде курения языком математики" для учащихся 5 класса. На уроке приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека, что приводит ко многим заболеваниям, в ходе урока решаются математические задачи, выступают учащиеся. Воспитательная цель урока – профилактика вредных привычек, желание заниматься спортом и укреплять свое здоровье.




Тема: Проценты. Решение задач.



Цель: Закрепить умение решать задачи на проценты. Решение задач на проценты с помощью конкретных примеров пагубного влияния никотина на организм человека.



Задачи:

Образовательные:

Отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов.

Воспитательные:

Воспитание негативного отношения к табакокурению.

Привитие потребности в здоровом образе жизни.

Пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.

Развивающие:

Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.

Развитие внимания, сообразительности.



Оборудование: проектор, тесты для учащихся. Карточки для домашнего задания.





Ход урока


Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье человека с помощью решения задач на проценты.

Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях? (алкоголь, курение, наркотики).

Так давайте же разберемся, откуда взялась такая вредная привычка, как курение, и на самом деле как она влияет на здоровье человека. Попробуем разобраться с этим с точки зрения математики.


Устный счет.

Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму?

Задание: На доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила:

Как перевести дробь в %?

Как % представить в виде дроби?

Как найти дробь от числа (% от числа)?


Ученики проговаривают вслух правила и выполняют задания, представленные на доске, один из учащихся заполняет клетки буквами, соответствующими правильным ответам.


Представьте % в виде дроби: 13%; 4%; 110%; 72,8%; 50%.

Переведите число в %: 0,52; 3; 0,9; 0,017; 0,17.

Найдите: 8% от 10; 12% от 4; 15% от 20.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

С

Г

Е

А

Ц

Ж

Л

Д

И

О

Р

К

Т

52

90

0,04

0,5

1,7

1,1

0,48

3

17

0,728

0,13

0,8

300


с

е

р

д

ц

е


л

ё

г

к

и

е


р

о

т


к

о

ж

а

1

3

11

8

5

3


7

3

2

12

9

3


11

10

13


12

10

6

4


Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот», «кожа».

Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? Это мы сейчас посмотрим в презентации, как меняются эти органы у курильщиков.

(По ходу показа слайдов небольшие комментарии).

Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.

Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.

Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.

Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.


А как же этот яд для организма пришел к нам в Россию. Об этом мы послушаем наших одноклассников.


Сообщение учащихся.

Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Впервые с табаком познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был ввезен со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Пано в 1496 г. В 1560 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра I был отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Теперь эта вредная привычка «прижилась» во всем мире и «уходить» не собирается.


Решение задач.

  1. Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается? (350 мг; 150 мг)

  2. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)

  3. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 56 лет?

  4. Найти уровень смертности детей при родах у курящих матерей в процентах от всего количества детей, умирающих при родах. При родах умерло 230 детей, из них 130 детей курящих матерей.

  5. До куренья спортсмен попадал в цель 200 раз. После куренья 1 сигареты он попал 176 раз. На сколько % уменьшилось попадание в цель?

  6. Сколько денег тратят в семье, где один курильщик, допустим – папа? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 45 руб. подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?


Игра «Комплимент» – физкультминутка.

Разделитесь на группы, и каждый должен сделать комплимент себе. Начиная словами: «Я люблю себя потому что...» и заканчивая монолог фразой: «И поэтому забочусь о своем здоровье». В конце игры все встают и хором произносят: Мы любим, друг друга и заботимся друг о друге.


Выполнение теста.

При курении в воздух поступает 50% всех ядовитых веществ. А им дышат окружающие, Получается, что некурящие «курят». Выполнив задания теста, вы узнаете, как называют таких «курильщиков». Тест вы будете выполнять парами.


ТЕСТ

    1. Найди число, если 5% его равны 480.

96 – р 9,6 – а 9600 – п 960 – к

    1. Найди 20% от 300.

60 – а 6 – у 10 – е 0,6 – о

    1. Вырази 46% в виде десятичной дроби.

4,6 – р 460 – п 0,46 – с 46 – н

    1. Представь 1,7% в виде десятичной дроби.

0,017 – с 17 – в 0,17 – ц 1,7 – ш

    1. Вырази в процентах число 0,04.

40% – у 0,4% – т 400% – м 4% – и

    1. Сколько процентов число 6 составляет от 200?

0,03% – б 0,3 % – к 3% – в 30% – с

    1. Длительно, и многокурящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. В отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть?

3 – б 30 – н 10 – е 11 – к

    1. 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми?

24 – ы 16 – а 7 – в 6 – а

    1. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

47 – я 47,6 – е 38,2 – а 50,4 – у

П

А

С

С

В

Н

Ы

Е

Это полезно помнить.

Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение – причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек.

Никотин вызывает привыкание (зависимость) к сигаретам. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.

В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие, в которых накаливается слизь, дыхание становиться слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.


Домашнее задание.

Из данных текстов составить задачи и решить их.

  1. В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.

  2. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.

Итог урока.

Любая зависимость опасна для вашего здоровья. Урок хочется закончить стихотворением – пожеланием для вас.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я – человек! Я должен жить!»

Я умею сказать «НЕТ – курению».


Использованная литература.

    1. Задачник-собеседник. (50 задач о вреде курения) Сафонова П.Ф. – М.: «Наука», 1996

    2. Петров П.А. Курение и болезни. 1981 г.

    3. Марутина О.Н. Задачи по здоровьесберегающей тематике на уроках математики в 5 – 7 классах.

    4. Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003

1


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос