Индивидуализация образовательного процесса ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс педагогического мастерства "Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы")
просмотров: 837
Индивидуализация
образовательного процесса ДОУ в рамках
внедрения ФГОС ДО
Индивидуализация в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Модель индивидуализации образовательного процесса:
-
мониторинг
-
планирование
-
поддержка индивидуальности ребенка
-
развивающая среда
-
работа с семьей
Методическое обеспечение:
-
нормативно – правовая база
-
разработка методов и соблюдение принципов индивидуальной работы
-
использование новых методик и технологий
-
повышение квалификации педагогов ДОУ.
Планирование.
-
ООП ДОУ и рабочие программы педагогов ДОУ;
-
Годовой план;
-
План работы методической службы
-
Перспективный планы работы (специалисты, воспитатели)
-
Циклограмма видов деятельности.
-
Календарно – тематическое планирование
-
Блочно – тематическое.
Виды индивидуальной работы:
-
Коррекционная (развитие движений по заданию инструктора физкультуры по заданию учителя – логопеда; педагога-психолога; музыкального руководителя; по разделам программы)
-
Компенсирующая (вновь поступившие дети в ДОУ; дети, отсутствующие в ДОУ длительный период / санаторий, по болезни, отпуск родителей)
-
Дополнительная (развитие творчества /в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности работа с детьми с опережающим темпом развития (одаренные дети)
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ.
- изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.
-организация предметно- развивающей среды.
- изменение содержания образовательной деятельности.
- взаимодействие детского сада с семьей.
Известно, что развитие детей протекает не спонтанно, а определяется условиями жизни, поэтому в ДОУ необходимо создать условия (центры, в которых не может быть запрета мест, игрушек, пособий. Взрослые содействуют в развитии детей.
Центры развития детей в ДОУ.
-
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
-
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
-
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной деятельности).
Каждая группа должна быть индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. (Например, если больше мальчиков –машины, конструкторы и т.п.)
Компоненты детской субкультуры:
С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группах ДОУ могут быть стенды, уголки, альбомы с фото детей, пожелания ко Дню рождения, Нового года, Уголок именинника, портфолио.
Портфолио, где родители совместно с детьми фиксируют достижения детей (грамоты, рисунки). Могут быть и такие формы работы совместные с родителями, педагогами и детьми, как: мини- выставки, конкурсы рисунков и т. д.
Совместная воспитательная образовательная деятельность.
Совместная воспитательная образовательная деятельность взрослого и ребенка проходит в режимных моментах, НОД, в ситуативных разговорах, в разных видах деятельности. (игровая деятельность, НОД, использование ИКТ, различные технологии, кружковая деятельность, по интересам)
Взаимодействие с семьей. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде; проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношения к воспитателю, т.к. видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Формы работы с родителями. Домашнее фото, видео, проекты; распространение на флэш носителе (интернет страничка); выставки творчества, конкурсы; различные мероприятия, досуги; ящики доверия; буклеты.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволит учитывать интересы и социальную ситуацию развития воспитанников ДОУ.
- Вебинар «Литературные способности – ключевой аспект литературного развития школьников: диапазон задач и практика их решений, приёмы, технологии, советы, уровни и критерии успеха развития»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Тема семьи в произведениях А. П. Чехова и М. А. Шолохова»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»