В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Образовательная программа "Юный конструктор"

Елена Марамыгина Елена Марамыгина
Тип материала: Программа
просмотров: 1800    комментариев: 1
Краткое описание
Разработка данной программы была продиктована необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и реализации его в каникулярное время. Даёт возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, прибавить себе самоуважения и способствует самореализации. Программа ориентирована на активное приобщение обучающихся к художественному и техническому творчеству       
      

Описание
Муниципальное образовательное учреждение
 дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
для обучающихся среднего школьного возраста Срок реализации программы: 21 день
Автор программы: Марамыгина Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Надым, 2012 Пояснительная записка В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы занимают значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить детям полноценный, правильно организованный отдых.Лето – это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для ребёнка. Летние каникулы – это мостик между прошлым и будущим учебным годом. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся напряжённости, восстановление израсходованного творческого потенциала. Очень важно желание ребёнка и его внутренняя готовность участвовать в предложенном занятие, чтобы не просто был под присмотром и оставался «при деле», а получил необходимый заряд бодрости и энергии, которые пригодятся в будущем учебном году, дадут мощный импульс к духовному и нравственному становлению и развитию, чтобы каникулы были запоминающимися, неповторимыми. Эту функцию выполняет данная программа в рамках летней каникулярной площадки. Разработка данной программы была продиктована необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и реализации его в каникулярное время. Даёт возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, прибавить себе самоуважения и способствует самореализации. Образовательная программа «Юный конструктор» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», на базе программы «Техническое творчество», типовых программ Министерства образования РФ и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями. Программа ориентирована на активное приобщение обучающихся к художественному и техническому творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения. Предлагаемая программа является краткосрочной, реализуется в рамках летней площадки — 21 день, 42 часа. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей. Занятия осуществляются 6 раза в неделю по 2 часа. Количество обучающихся в группе не менее 10-15 человек. Форма занятий групповая. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. № 27 «Санитарно — эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03. Занятия проводятся на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества». Продолжительность одного занятиясоставляет 1 часа 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Результатом совместного труда преподавателя и детей предполагается выставка детского творчества. Но более важный результат — это результат отсроченный, который скажется через некоторое время, когда ребёнок вернувшись домой, придя в школу, оказавшись в привычной будничной обстановке, вспомнит, как он вместе со своими друзьями участвовал в работе объединения и возможно захочет продолжить эти занятия в Центре детского творчества в учебных группах технического направления.  На занятиях начального технического моделирования обучающиеся знакомятся с историей развития техники, её создателями, с историей Родины. Техническое творчество всегда было важнейшим элементом в подготовке научно-технических кадров. Ко Дню космонавтики дети ежегодно моделируют и конструируют космическую технику, проводят соревнования по запуску ракет «в космос» с катапульты. В ходе реализации мероприятия обучающиеся узнают интересную познавательную информацию о выдающихся учёных XX века: К.Э. Циолковский — русский ученый, основоположник космонавтики, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке; С. П. Королев — российский ученый и конструктор, изобретатель первых советских космических кораблей, о начале космической эры и запуске первого искусственного спутника Земли. На практических занятиях начального технического моделирования ребята научаться моделировать и конструировать из бумаги и нетрадиционного материала модель первого искусственного спутника Земли. Предлагаемая образовательная программа по изготовлению открыток, подарков «Юный конструктор» поможет подключить детей к широкой творческой деятельности. Занятия по конструированию из бумаги предполагают наличие суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие чертежи и схемы, что необходимо при изготовлении выкроек различной степени сложности; способность чувствовать пространственную среду; иметь начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, формирует способности нестандартного мышления, вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, всё это особенно важно дляформирования личности обучающихся. Бумага даёт большой простор творчеству. Бумагу можно резать, клеить, красить, складывать, придавать ей объём — каждый раз получать удивительный результат. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Из бумаги можно сделать открытки и салфетки, праздничную упаковку для подарка или создать панно для украшения своего дома. Сейчас можно найти бумагу, которая позволит добиться самых невероятных эффектов: разнообразие видов бумаги настолько велико, что, кажется, из неё можно сделать практически всё, к тому же в наше время невероятно развилась мода на ручную работу. При написании программы были использованы как программы по дополнительному образованию «Сборник авторских программ. Дополнительное образование детей», составитель Лазарева А.Г., так и программы по технологии для общеобразовательных школ: Н.М. Конышевой «Художественно — конструкторская деятельность» (основы дизайн образования), Т. Геронимус «Школа мастеров», программа «Трудовое обучение» Н.А. Цирулик. Данные программы отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Разработанная программа «Юный конструктор» представляет собой обобщение большинства известных и малоизвестных методик и способов художественной обработки бумаги: папье-маше, бумагопластика, декупаж, квиллинг, ажурное вырезание, оригами выстроенных в единой логике «от простого к сложному». Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844) и утверждена на педагогическом совете №4 от 13 апреля 2012 г. Реализация программы будет осуществляться в рамках летней каникулярной площадки «В полете за мечтой» и направлена на вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий и формирование у обучающихся ключевых компетентностей для успешной социализации личности в дальнейшей жизнедеятельности. Суть современной личности — единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Сегодня очень важно найти, поддержать, развить в человеке механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь ребёнку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог их успешной жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно актуальной.В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Актуальность программы обусловлена также практической значимостью. Обучающиеся могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни создавая вполне нужные предметы: открытки, игрушки, подарки. Изготавливая то или иное изделие, обучающиеся знакомятся не только с его, назначением, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать оригинальные поделки. Программа носит научно — техническую направленность, учитывает современные требования к организации образовательного процесса и предполагает высокий уровень творческого, исследовательского поиска, направленного на формирование системы научных и практических знаний, умений у обучающихся.
 Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на: — комплексный подход к содержанию: объединение известных и малоизвестных методик и способов художественной обработки бумаги; — повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность; — формирование у обучающихся специальных знаний в области конструирования и моделирования из бумаги, необходимых для инновационных процессов в художественно — конструкторском творчестве; — пробуждение у детей интереса к космической науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений. Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно — исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции обучающихся.
Цель программы:развитие креативных способностей обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков. Задачи: Образовательные: · формирование у обучающихся: умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования в процессе изготовления открыток, поделок и их оформлении; потребности в приобретении технологических знаний, умений и навыков, необходимых для творческого процесса при изготовлении изделий в разнообразной технике; навыков проектно — исследовательской деятельности, работы со специальной литературой и интернет – ресурсами; ознакомление обучающихся с историей освоения космоса, расширение кругозора путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; приобретение и расширение знаний у обучающихся о материалах, инструментах, используемых для изготовления открыток и поделок в различных технологиях. Развивающие: развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству; ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности; формирование и развитие у обучающихся умения анализировать, давать оценку своей работе, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. развитие интереса к технике и отечественной истории космонавтики; развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами и познавательной активности обучающихся. Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, внимательного и бережного отношения к окружающим предметам, своему здоровью; формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению; создание комфортной среды педагогического общения между всеми участниками образовательного процесса; воспитание патриотизма, чувство гордости за достижения человеческого разума, советской науки и народа, самоотверженно кующего материальную основу “победы человека над космосом”.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потенциальных возможностей и предназначена для детей среднего школьного возраста. Дети этого возраста любознательны, пытаются анализировать свою работу, для них характерно развитие абстрактного мышления, индивидуальной манеры самовыражения. Программа рассчитана на высокую творческую, познавательно-исследовательскую, самостоятельную деятельность обучающихся. Структура программы. Структурирование занятий производится на основе двух составляющих: теоретической и практической части. Программа разделена на 8 блоков. Каждый блок предусматривает изучение определенной современной технологии работы с бумагой. В блок «Введение» включены циклы: Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами. На этих занятиях четко и доступно обучающиеся информируются о правилах по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям, мотивируется погружение в программу, предоставляются информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении, креативных техниках работы с бумагой. Блок «Вырезание» содержит темы: — «Ажурное вырезание»— выценянки, выклеянки; — «Декупаж»-техника, название которой происходит от французского слова «вырезать», представляет собой особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками. Основной и доступный материал для декупажа — трёхслойные бумажные салфетки с рисунком, разнообразие которых позволит выразить практически любую художественную идею. С помощью этой техники можно до неузнаваемости преобразить цветочные горшки, вазы, стаканы, рамки для фотографий и многое другое; Содержание блока «Квилинг» предполагает изготовление открыток, оформление подарков, поделок с использованием элементов, изготовленных в технике квилинг- искусство изготовления цветов, открыток и фигурок из бумажных лент, пришедшее к нам из Кореи, ставшее популярным и у нас. Его ещё называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид поделок, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент используют как настенные украшения, для оформления открыток и сувениров, подарков. Блок «Бумагопластика» - эта техника вобрала в себя элементы всех бумажных рукоделий. Используются приёмы киригами, тиснение по бумаге, дополняется элементами квилинка, аппликации, ажурного вырезания, бумажной живописи. Занятия по бумагопластике предусматривают развитие у обучающихся художественного объёмно- пространственного мышления, художественного представления об особенностях объёмно- пространственных видах искусства, навыков практической деятельности в объёме в процессе проектирование ими рельефных и аппликативных работ. Блок «Папье-маше» с французского «жёванная бумага», знакомит обучающихся с азами работы иранской техники, способами склеивания маленьких кусочков бумаги в 6-7 слоёв по определённой форме или модели, изготовления необычных объёмных поделок шкатулок, игольниц. Знакомит со свойствами бумаги: гибкость, прочность, растяжимость. Блок «Воспитательные мероприятия, экскурсии. Выставка». Включает в себя воспитательные мероприятия направленные на формирование ценностных ориентаций в сфере духовно- нравственных, гражданских и патриотических качеств. В связи с этим работа с детьми включает:
  • познавательные мероприятия, экскурсии, беседы, игровые программы, викторины, выставки.
На заключительном занятии организуется итоговая выставка творческих работ обучающихся, выполненных в разных техниках работы с бумагой. Отбираются экспонаты и творческие проекты для участия в мероприятиях различного уровня. Методическое обеспечение программы  Главным принципом в выборе технологичных методов обучения при конструировании учебно — воспитательного процесса является развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения. Обучение строится на принципах дифференциации и индивидуализации учебного процесса на основе компетентностно — деятельностного подхода. В ходе усвоения обучающимися программы учитывается темп развития специальных компетенций обучающихся, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности.В отборе методов и форм организации образовательного процесса, педагогических технологий приоритет отдаётся практической деятельности. Создание условий для включения обучающихся в проектную, исследовательскую, художественную, конструкторскую, социально – бытовую, коммуникативную деятельность позволяет обучающимся существенно продвигаться в овладении ключевыми компетентностями. Сочетание теории с практикой при проведении занятий позволяет успешно усвоить обучающимся изучаемый материал. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие творческое мышление, повышающие уровень технической грамотности, политехнического кругозора, технологические умения и навыки, формирующие проектную, исследовательскую культуру, гражданское самосознание, лидерские качества. Методы и приемы обучения: · словесные (объяснение, собеседование, обсуждение, обобщение, рассказ, диалог, консультация, лекция, эвристическая беседа); · наглядные (иллюстрация, демонстрация); · практические (лабораторная работа, составление чертежей, схем, составление эскизов изделий); · проблемно-аналитические; · частично-поисковые; · исследовательские (проведение опытов, экспериментов); · проектные и проектно- конструкторские; · тематические экскурсии; · работа со специальной литературой, электронными источниками. Программой предусмотрены групповая и индивидуальная формы работы: · учебное занятие (вводное, изучение новой темы, комбинированное, обобщающее);
· практическое занятие (проектирование, исследование, опыты)
· творческий отчет
Технологии, применяемые в процессе обучения:
  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;
  • интенсивного обучения;
  • информационно-коммуникативного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.
Предполагаемый конечный результат реализации программы: 1. Высокий уровень сформированности специальных компетенций у обучающихся. В ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие специальные компетентности: · поисково — исследовательская; · техническая грамотность; · креативное мышление; · социальная (духовно- нравственная культура); · гражданское самосознание; · личностное самосовершенствование. 2. Созданы необходимые условия для развития личности каждого обучающегося. 3. В результате освоения программы развиваются следующие качества личности: · умелое использование и дальнейшее развитие умений и навыков в учебно – творческом процессе; · сформировавшаяся потребность в самообразовании и в активном освоении · технологий по изготовлению разнообразных открыток и поделок; · добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду; · владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; · расширение круга знаний детей о достижениях в области космических конструкторских изобретений, словарного запаса обучающихся в области техники; · активизация познавательного интереса детей к космической отечественной истории XX века, к её создателям; · сформированы чувства гордости за свою страну, за учёных соотечественников и за достижения в области космонавтики. Механизм и критерии оценки освоения программы. Контроль знаний, умений и навыков обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на итоговых занятиях. · умение пользоваться материалами и инструментами; · навыки самостоятельности в практической работе; · навыки проектно – исследовательской деятельности; · соблюдение правил по технике безопасности. · знания о техниках работы с бумагой: «вырезание», «декупаж»; · умение выполнять работы в техниках «декупаж», «папье-маше»; · навыки самостоятельной практической работы по выполнению работ в предложенной технике; · умение работать с источниками информации и интернет ресурсами. · знания о техниках работы с бумагой («квилинг», «папье-маше», «декупаж»); · умение выполнять работы в разных техниках; Контроль проводится в следующих формах: конкурс – выставка творческих работ. Методы контроля: опрос, наблюдение, обсуждение, анализ, самоанализ, защита работы. Условия реализации программы Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1. Материально-техническое обеспечение 1) учебное помещение Занятия должны проводиться в оборудованном по нормам техники безопасности учебном помещении. Кабинет необходимо оборудовать столами и стульями в соответствии с государственными стандартами (не менее 15 посадочных мест), раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды. При организации занятий необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса обучающихся. 2) материалы, инструменты: бумага для принтера, бумага для рисования, акварели и пастели, бумага для оригами, наборы бумаги для квилинга, картон различной толщины, гофрокартон, калька цветная, крепированная бумага, металлизированная бумага, бархатная, самоклеящаяся, обои со цветочными мотивами, салфетки с рисунком, клей ПВА, клеевой карандаш, двусторонний скотч, клеевые подушечки, канцелярский скотч, клей для декупажа, гелевые краски, акварельные краски, пинцеты, линейки, ножницы, ножницы для создания фигурного края, фигурные дыроколы и компостеры, макетные ножи, наборы для тиснения бумаги, подложка из многослойной резины, приспособления для скручивания роллов, транспортир, циркули, лекала для прорисовки окружностей, овалов, ватные палочки, кисточки. 3)компьютер, принтер, фотоаппарат. Дидактическое обеспечение программы: · календарно — тематическое планирование занятий; · методические указания и рекомендации к практическим занятиям; ·  литература, предусмотренная программой; ·  электронные, мультимедийные источники; ·  образцы работ, изготовленные педагогом; ·  пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации); · словарь специальных терминов (Приложение 1);
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием предмета. Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности. Оригами.
2 1 1
2. Основы конструирования. Вырезание из бумаги. Изготовление простейших летательных аппаратов.
4 1 3
3. Папье-маше 4 1 3
4. Квилинг. Бумажная филигрань. Общие сведения. Приёмы работы. Базовые элементы.
6 2 4
5. Бумагопластика. Композиционные работы. 6 2 4
6. Декупаж. Основные приёмы работы.
6 2 4
7. Работа с нетрадиционным материалом (макароны, фасоль и т.п.).
4 1 3
8. Воспитательные мероприятия, экскурсии. Выставка.
10 10
Итого: 42 10 32

Обучающиеся к концу обучения знают:
название и назначение специальных инструментов, используемых при обработке бумаги и картона;
название техник работы с бумагой (квилинг, бумагопластика, декупаж, папье-маше);
линии чертежей, обозначающих основные операции по обработке материала;
умеют:
пользоваться ручными специальными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
самостоятельно конструировать и оформлять открытки и поделки в различных техниках;
анализировать и давать оценку своей работе;
Содержание программы 1. Введение.Вводное занятие. Знакомство с содержанием предмета. Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности. Оригами «Ракета» Теория. Знакомство с учебным кабинетом, содержанием программы, организацией и требованиями к занятиям, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся. Инструктаж по правилам техники безопасности и пожарной безопасности при работе в кабинете. Знакомство с материалами и инструментами. Изготовление поделки в технике оригами «Ракета». Форма организации занятия:  групповая Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж. Дидактическое обеспечение: образовательная программа «Бумажные фантазии», инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, план эвакуации, работы педагога, выполненные в разных техниках, плакат «Правила по ТБ с колющими и режущими предметами» Формы контроля: наблюдение, опрос, собеседование Материалы и инструменты:ножницы, простые карандаш, клей, картон, цветная бумага. 2. Основы конструирования. Вырезание из бумаги. Изготовление простейших летательных аппаратов. Теория. Из истории вырезных украшений из бумаги. Вырезание- как один из видов декоративно- прикладного исскуства. Художественные особенности вырезания из бумаги в разных странах. Выценянки и выклеянки. Симметричное вырезание. Бумажное кружево. Основные приёмы конструирования летательных аппаратов. Обозначение линий сгибов на чертежах. Сплошные и пунктирные линии рицовки. Правила работы с шаблонами планера. Определение центра тяжести. Корректировка полёта планера.  Основные приёмы работы. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Практическая работа.
Симметричное вырезание. Вырезание фигур из бумаги, сложенной один или несколько раз. Оригинальность оформления поделок, самостоятельное решение разработки дизайна, фантазия, творчество. Изготовление планера по шаблону. Запуск готовых моделей. Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, занятие- фантазия, словесно-иллюстративный, объяснение, частично- поисковые, инструктаж. упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, опыты. Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности. Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос Материалы и инструменты:Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для принтера формат А- 3, А- 4, двухсторонняя цветная бумага для принтера, ватман, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания фигурного края, линейка, канцелярские скрепки, спицы. Форма подведения итогов по теме: Мини-выставка. 3. Папье-маше Теория.История появления и распространения техники. Основные приёмы работы. Изготовление клейстера. Способы, приёмы наклеивания, высыхания. Виды используемой бумаги и её свойства. Практическая работа. Панно «Летающая тарелка», шкатулка Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога, работа в парах Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, занятие- фантазия, словесно-иллюстративный, объяснение, частично- поисковые, инструктаж. упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием Материалы и инструменты: газетная, обёрточная бумага, салфетки, клей ПВА, клеёнка, форма для оклеивания
4. Квилинг.Бумажная филигрань. Общие сведения.Приёмы работы. Базовые элементы.
Теория. Забытая история квиллинга. Квиллинг- искусство бумагокручения. Инструменты и материалы для создания бумажной филлиграни. Знакомство с изделиями в технике квиллинг. Просмотр видеофильма.Приёмы работы. Основные элементы квиллинга- роллы, спирали, замкнутые спирали, овал, капля, глаз, лист, изогнутый лист, квадрат, ромб, треугольник, полукруг, луна. Изображение на схемах элементов квиллинга. Технология разработки изготовление открыток. Работа по схемам. Практическая работа.
Открытка «Путь звезды», панно «Парад планет», «Космический корабль».
1. Упражнения по скручиванию базового элемента — ролл. Формирование из ролла квадрата, ромба. 2. Упражнения по скручиванию спиралей и замкнутых спиралей. 3. Упражнения по скручиванию и формированию элементов капля, глаз, лист. Дидактическое обеспечение: литература: книга «Квиллинг: волшебство бумажных завитков», Букина С., Букин М., иллюстрации, схемы, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности, видеоматериалы. Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос Материалы и инструменты:Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для для киллинга, двухсторонняя цветная бумага для принтера, , клей ПВА, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания фигурного края, фигурный дырокол, линейка, линейка для квиллинга или «офицерская линейка» с отверстиями разных диаметров, пинцеты, зубочистки, синтетическая кисточка для клея. Форма подведения итогов по теме:Выставка работ, изготовленных в технике «квиллинг». 5. Бумагопластика.Основные приёмы работыКомпозиционные работы. Теория. Основные приёмы техники бумагопластки. Понятие: «Азбука формообразования». Ребра жёсткости. Рицовка. Обозначение линий рицовки на чертежах. Сплошные и пунктирные линии рицовки. Чтение схем, чертежей. Приёмы «киригами». Рицовка по кругу при помощи циркуля-измерителя. Технология изготовления, «лучика», «лодочки», «шляпки», «спиральки». Практическая работа. Подарочная упаковка, фото рамка, открытка. 1. Упражнение на вычерчивание линий рицовки при помощи иглы. Сгибание по линиям. 2. Упражнение на формирование навыков в изготовлении приёма «киригами». 3. Упражнение на формирование навыков в изготовлении «лодочки», «лучика». 4. Преобразование круга с помощью циркуля-измерителя. Криволинейное складывание по кругу: двойной и тройной круг. Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога,  Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение специальных терминов, показ педагогом трудовых действий, частично- поисковые, инструктаж. упражнения, творческая работа, практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа. Дидактическое обеспечение: технологические карты, слайды, ауди- видеопособия, иллюстрации, схемы, образцы готовых изделий, инструкционные карты, раздаточный материал (индивидуальные схемы изготовления изделий), таблицы по технике безопасности для обучающихся «Работа с колющими, режущими инструментами и приспособлениями» Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос, выставка. Материалы и инструменты:Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для принтера формат А- 3, двухсторонняя цветная бумага, ватман, гофрированный картон, цветной картон, простые карандаши, клей ПВА, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания фигурного края, , угольник, линейка, циркуль, иголки, шило, дырокол, канцелярские скрепки, спицы. Форма подведения итогов по теме: мини-выставка композиций. 6. Декупаж. Основные приёмы работы. Теория. Понятие и происхождение. Декупаж- как одна из техник работы с бумагой. Основные приёмы. Декупажные карты. Вариативность использования салфеток для украшения изделий. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Практическая работа.
Украшение подарочного пакета. Открытка поздравительная. Ларец «Летающая тарелка». Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, занятие- фантазия, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, просмотр видео- материалов, мастер- класс. Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности, видеоматериалы: Видео — декупаж (мастер класс) http.// cupage. ru Формы контроля: наблюдение, анализ, оценка и взаимооценка, опрос Материалы и инструменты:Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, салфетки для декупажа, декупажные карты, салфетки с различными мотивами, клей ПВА, ножницы, ножницы для придания фигурного края, линейка. 7. Работа с нетрадиционным материалом (макароны, фасоль и т.п.). Рамка для фото Теория.Технология изготовления фото-рамок. Графическая подготовка. Приёмы вычерчивания отверстий для фотографий – круглых, овальных, прямоугольных. Способы приклеивания макарон. Практическая работа. Форма организации занятия: индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, занятие- фантазия, словесно-иллюстративный, объяснение, частично- поисковые, инструктаж. упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, опыты. Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности, видеоматериалы. Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос Материалы и инструменты:Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для принтера, двухсторонняя цветная бумага для принтера, бархатная бумага, ватман, гофрированный картон, гелевые краски с глиттерами, блёстки, пайетки, бусинки, гелевые ручки: золотые, серебряные и с блёстками- глиттерами, клей ПВА, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания фигурного края, фигурный дырокол, линейка, лекала, синтетическая кисточка для клея, наборы для тиснения (бульки), стаканчики с водой, салфетки, пенопластовые кусочки 15х 15 см для тиснения бумажных элементов.

8. Воспитательные мероприятия, экскурсии. Выставка.
Знакомят детей с космическими достижениями, техникой, космонавтами. Способствуют развитию формированию гражданского самосознания, гражданской позиции у обучающихся детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга.
  • викторина «Парад планет»;
  • игровая программа «Отряд космонавтов»;
  • познавательная беседа, презентация «Первый искусственный спутник земли»;
  • игровая программа на льду «Cosmo dance»;
  • экскурсия в аэропорт г. Надыма
Форма подведения итогов: Итоговая выставка «Космические фантазии». Организация отчетной выставки, выбор экспонатов для городских и окружных выставок. Итоговая выставка лучших творческих работ выполненных в разных техниках работы с бумагой. Рекомендации по продолжению обучения. Поощрение наиболее активных воспитанников. Дидактическое обеспечение:
  •  Стенды для демонстрации работ, грамоты, мультимедиа.
Занятия, включенные в программу, могут быть использованы как отдельные и проводиться в течение года или в любое каникулярное время. Программа открыта для внесения изменений на любом из ее этапов со стороны воспитанников, родителей, педагога.
Информационное обеспечение программы
Литература для педагога:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги.- М.: Лада, 2007
2. Букина С., Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов н/Д: Феникс,
2010
3. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987
4. Галанова Т. В. Ажурная бумага. Энциклопедия. М.: АСТ- Пресс, 2009.
5. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. СПб.: ТОО «Диамант»,
1997
6. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город. СПб.: ТОО «Диамант», 1997
7. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Сост.
Лазарева А.Г. М.: Илекса, 2004
8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002
9. Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги. М.: АСТ- Пресс, 2010
10. Зайцева А.А. Идеи для праздника. РОСМЭН, 2008
11. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении
дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
12. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей:
новые подходы. Ростов н/Д «Учитель», 2007
13. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и понимать прекрасное: Основы объёмного
конструирования. Ярославль: Академия развития, 2001
14. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера»,
2000
15. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Кристалл, 2001
16. Кинг-Хили Д. Теория орбит искусственных спутников в атмосфере / Пер. с англ. –
М., 1966.
17. Лазарева М.Н. Силуэт. Уроки мастерства. СПб.: Паритет, 2007
18. Мейстер Н. Г. Лепим из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002
19. Мейстер Н. Г. Бумажная пластика.- М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2001
20. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: Академия развития, 2001
21. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам.- М: Мир книги, 2004
22.  Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008
23. Соколова – Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. Тверь: Культура и Традиции. 2006
24. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно- методическое пособие. СПб.: Детство- Пресс, 2007
25. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. СПб.: «Норинт», 2009
26. Хелен Уолтер. Популярный квилинг. М.: Ниола- Пресс, 2008
27. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. М.: Ниола- Пресс, 2006
28. Чудин А.В. Цветы. Бумажная планета. М.: ТЕРРА, 1995
29. Волшебная бумага. Журнал обо всём, что можно сделать из бумаги. ООО «Ласточка», №3- 2009
30. Волшебная бумага. Журнал обо всём, что можно сделать из бумаги. ООО «Ласточка», №4- 2010.
31. Эльясберг П. Е. Введение в теорию полёта искусственных спутников Земли. – М., 1965.
32. Энциклопедический словарь по астрономии, 2001.
33. Я познаю мир: Космос: Дет. Энциклопедия./ Авт.-сост. Т.И. Гонтарук; — М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 445с. Ил.
34. Я- дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: «КЭЙ», № 30- 32, 2009
35. Я- дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: «КЭЙ», № 23, 24, 2008
36. Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.cosmoworld.ru
3. http://www.dogweb.ru
4. http://volna56.narod.ru
5. http://www.imbp.ru
Литература для обучающихся и родителей.
1. Галанова Т. В. Ажурная бумага. Энциклопедия. М.: АСТ- Пресс, 2009.
2. Васильева Л., Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги. М.: АСТ- Пресс,
5. Зайцева А.А. Идеи для праздника. РОСМЭН, 2008
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург.: Кристалл, 2001.
7. Моника Гензлер. Весёлая деревня. Книга для досуга. Ч.: Аркаим, 2004
8. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008.
9. Я- дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: КЭЙ,
№ 30- 32, 2009
10. Я-дизайнер.Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: КЭЙ, № 23, 24, 2008:
Приложение 1
Словарь специальных терминов
Аппликация— произошло от латинского слова прикладывать — это вид декоративно- прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции. Глиттеры— мелкие блёстки, смешанные с прозрачной акриловой основой. Декупаж-техника, название которой происходит от французского слова «вырезать», особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками. Дырокол фигурный-специальный дырокол для создания фигурного края или углов изделий в виде фигурок цветов, снежинок и т.д. Некоторые из них выполняют тиснение. Контур— линия, которая передает очертания предмета. Композиция— расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Квилинг— искусство изготовления цветов, открыток и фигурок из бумажных лент. Клеевые подушечки-нетвердеющий латекс, которому можно придать любую форму. Служит для приклеивания объёмных деталей. Линейка — инструмент для проведения прямых линий на плоскости и для линейных измерений. Лекало- инструмент для прорисовки окружностей, овалов, а также для распускания ролов в квилинге. Макетный нож— нож для вырезания внутренних прорезей рисунка, обрезания излишек бумаги по прямой. Машинка для квилинга— инструмент для скручивания ролов. Ножницы— ручной инструмент для разрезания бумаги, картона, ткани. Ножницы фигурные- ножницы для оформления края бумаги, картона. Имеют разнобразную форму лезвий- волна, зубчики и др. Подложка из многослойной резины— маленький коврик, предохраняющий поверхность рабочего стола от резака или макетного ножа. Разметка— нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п. Радиус- отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности. Рицовка-надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги. Резачок— нож со сменными лезвиями, позволяющий вырезать сложные кривые линии. Силуэт— заполненное контурное изображение предмета или темное пятно, которое передает очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по контурной линии, то образуется силуэт. Симметричное вырезание— вырезание с использованием оси симметрии. Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей. Трафарет— приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру. Тиснение— вид работы с бумагой, когда на изнаночной стороне бумаги по рисунку или трафарету для тиснения специальным инструментом «булькой» делается выдавливание рисунка. Технологическая карта — форма документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, применяемые материалы, производственное оборудование. Технология — совокупность методов обработки изделия, изменение состояния, свойств формы и сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции. Циркуль-инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплен грифель или карандаш. У циркуля- измерителя на двух ножках закреплены иглы. Чертеж— изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов. Фальцовка— процесс сгибания бумажного листа. Шаблон-приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для разметки по внешнему контуру. Эскиз-чертёж, выполненный без точного масштаба и применения чертёжных инструментов.
Приложение 2

Материалы и инструменты необходимые для работы на занятии в расчёте на 1 обучающегося
 №
Материалы и инструменты
Количество
1
Цветная бумага
1 упак
2
Цветной картон
1 упак
3
Цветная бумага для ксерокса
1уп.
4
Бумага для квилинга
2 уп.
5
Салфетки для декупажа
1уп.
6
Газета
3шт.
7
Нож для резки бумаги
1
8
Клей карандаш
1
9
Клей ПВА
1
10
Ножницы
1
11
Клеёнка
1
12
Карандаш простой
1
13
Тряпочки или салфетки для рук
1
14
Трубочки для коктейля
4
15
Кисточки для клея
1
16
 Одноразовые тарелки
2
17
Пайетки, бусинки, бисер, стразы, ленточки
5
18
Проволока
1
19
Ватные палочки
5шт.
Приложение 3 Каталог учебного оборудования к программе
Технические средства обучения Инструменты и приспособления общего пользования Инструменты и приспособления индивидуального пользования
ТСО ножницы картон
компьютер бумажный шпагат бумага
CD плеер  дыроколы фигурные салфетки для декупажа
Мультмедийный пректор ножницы фигурные лекало
Цифровой фотоаппарат шило линейка
скотч карандаш
фломастеры клей
двусторонний скотч приспособления для скручивания ролов
деревянные рамки
макетный нож
резачок
подложка из многослойной резины
бульки

Пожаловаться 25 января 2014
Файлы
Образовательная программа Юный конструктор.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Образовательная программа Юный конструктор.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    27 января 201400:33
    Татьяна Остапцова

    Уважаемая Елена Анатольевна, загрузите, пожалуйста, данный материал файлом. С уважением, Т.Н.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru