В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие способностей младших школьников посредством театральной деятельности в школе-интернате для детей, больных сколиозом.

Валерия Мирошникова Валерия Мирошникова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234  голосов:3    просмотров: 2032    комментариев: 1
Краткое описание
Работа воспитателя направлена на создание комфортных условий пребывания младших школьников в интернате с установленным режимом дня.  Работая с больными детьми, хочется сделать их школьную жизнь более разнообразной и увлекательной, сделать каждый день ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и воспитатели в качестве актеров и в качестве зрителей.

Описание
Мирошникова Валерия Валерьевна — воспитатель ГКООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие».
Развитие способностей младших школьников посредством театральной деятельности в школе-интернате для детей, больных сколиозом.
Работа воспитателя направлена на создание комфортных условий пребывания младших школьников в интернате с установленным режимом дня. Работая с больными детьми, хочется сделатьихшкольную жизнь более разнообразной и увлекательной, сделать каждый день ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и воспитатели в качестве актеров и в качестве зрителей. Помочь детям чувствовать себя комфортно вне дома, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, приобщить детей к литературе и творчеству, развивать интереск повседневным школьным событиям.Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития ребенка со сколиозом.
Сколиоз имеет длительный период болезни и накладывает негативный отпечаток на личностные особенности младших школьников: снижается нервно-психическая устойчивость, повышается риск дезадаптации, ребята все больше стремятся быть «в тени», не обращать на себя внимание, становятся более тревожными и неуверенными в своих силах. Психическое состояние ребенка в значительной степени обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм. Следует помнить — это дети с сохранным интеллектом, имеющие возможности социальных контактов и потребности в них, поэтому дети нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Средством раскрепощения детей с последующей социальной адаптацией являются театральные постановки к различным школьным и внутриклассным мероприятиям, кукольный театр, инсценировка школьных праздников — все это направлено на включение младших школьников в социум, активности, сопричастности к театральному искусству, проявлению первичного интереса литературе, сплочению детей, способствует адаптации к новым условиям пребывания в интернате. Одним из важнейших направлений воспитательной работы в санаторной школе-интернате «Созвездие»,для детей больных сколиозом,является театральная деятельность. Большое значение придается эстетическому, нравственному воспитанию школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество. В практике нашего интерната используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, спектакли, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть духовно-нравственноговоспитания младших школьников. В работе активно использются календарные (праздник 1-е сентября, праздник «Дары Осени», новогодний театрализованный спектакль, праздник 8-е марта, 23-е февраля, Масленица, праздник «Ура, каникулы!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника включаются воспитательные моменты и познавательные задания, таким образом происходит интеграция учебной и внеучебной деятельности. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления, и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, с заболеванием опорно-двигательного аппарата, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность младших школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, новогодние венки, украшения для ёлки, открытки родителям). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса. Работа кружка предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники при постановке спектакля: помощь детям при заучивании ролей (особенно в 1, 2 классе), изготовлении костюмов и декораций. Возможно привлечение родителей в качестве участников спектакля. Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. На начальном этапе работы кружка зрителями могут выступать ребята из класса и родители. Далее, в качестве зрителя могут выступать ребята из других классов начальной школы. Таким образом, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе-интернате. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать многие задачи воспитания, развития и обучения детей. В заключение следует отметить, что всестороннее развитие младших школьников, больных сколиозом через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога. Необходимо совершенствовать театральное воспитание школьников, и совершенствовать различными способами и посредством создания новых программ, методик, а так же опираясь на уже существующий материал, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности. Используемая литература Бобровникова З.П. Особенности медико-педагогической работы в специальной школе-интернате для детей больных сколиозом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1974
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992. Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. — М., 2002. Слюсаренко В.Г. Социальная педагогика. – М., 2003.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Пожаловаться 17 января 2014
Файлы
Статья. DOC.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Мирошникова Валерия Валерьевна - воспитатель ГКООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие».

Развитие способностей младших школьников посредством театральной деятельности в школе-интернате для детей, больных сколиозом.

Работа воспитателя направлена на создание комфортных условий пребывания младших школьников в интернате с установленным режимом дня. Работая с больными детьми, хочется сделать их школьную жизнь более разнообразной и увлекательной, сделать каждый день ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и воспитатели в качестве актеров и в качестве зрителей. Помочь детям чувствовать себя комфортно вне дома, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, приобщить детей к литературе и творчеству, развивать интерес к повседневным школьным событиям. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития ребенка со сколиозом.

Сколиоз имеет длительный период болезни и накладывает негативный отпечаток на личностные особенности младших школьников: снижается нервно-психическая устойчивость, повышается риск дезадаптации, ребята все больше стремятся быть "в тени", не обращать на себя внимание, становятся более тревожными и неуверенными в своих силах.

Психическое состояние ребенка в значительной степени обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм. Следует помнить - это дети с сохранным интеллектом, имеющие возможности социальных контактов и потребности в них, поэтому дети нуждаются в помощи и поддержке взрослых.

Средством раскрепощения детей с последующей социальной адаптацией являются театральные постановки к различным школьным и внутриклассным мероприятиям, кукольный театр, инсценировка школьных праздников - все это направлено на включение младших школьников в социум, активности, сопричастности к театральному искусству, проявлению первичного интереса литературе, сплочению детей, способствует адаптации к новым условиям пребывания в интернате.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в санаторной школе-интернате «Созвездие», для детей больных сколиозом, является театральная деятельность. Большое значение придается эстетическому, нравственному воспитанию школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

В практике нашего интерната используются  разнообразные формы   детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели,  спектакли, конкурсы,   линейки,   концерты.  Все они составляют неотъемлемую часть духовно-нравственного воспитания  младших школьников. В работе активно использются календарные (праздник 1-е сентября,  праздник «Дары Осени», новогодний театрализованный спектакль, праздник 8-е марта, 23-е февраля, Масленица, праздник «Ура, каникулы!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен  объединять  не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого  праздника включаются воспитательные моменты и познавательные задания, таким образом происходит интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления, и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, с заболеванием опорно-двигательного аппарата, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность младших школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев.  Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.   Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, новогодние венки, украшения для ёлки, открытки родителям). Важно, чтобы дети  знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления.

За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

Работа кружка предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники при постановке спектакля: помощь детям при заучивании ролей (особенно в 1, 2 классе), изготовлении костюмов и декораций. Возможно привлечение родителей в качестве участников спектакля.

Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. На начальном этапе работы кружка зрителями могут выступать ребята из класса и родители. Далее, в качестве зрителя могут выступать ребята из других классов начальной школы.

Таким образом, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе-интернате. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать многие задачи воспитания, развития и обучения детей.

В заключение следует отметить, что всестороннее развитие младших школьников, больных сколиозом через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога. Необходимо совершенствовать театральное воспитание школьников, и совершенствовать различными способами и посредством создания новых программ, методик, а так же опираясь на уже существующий материал, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.


Используемая литература


Бобровникова З.П. Особенности медико-педагогической работы в специальной школе-интернате для детей больных сколиозом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1974

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

Слюсаренко В.Г. Социальная педагогика. – М., 2003.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.

3



Приложение 1.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    20 января 201410:16
    Наталья Дулатова

    Автор показал возможности развития творческих способностей детей, имеющих проблемы со здоровьем, через их вовлечение в театральную деятельность.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru