В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования

Ризида Давлетшина Ризида Давлетшина
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1787
Краткое описание
Создание предпосылок для внедрения инклюзивного образования, определение оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования

Описание
Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования Давлетшина Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева города Сургута В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах и индивидуально на дому. В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности. В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения учащегося в образовательный процесс: — частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому; — полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу[1]. Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов, медицинской справки. «Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.
Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.
Модель полного включения

Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ
Образовательный компонент Коррекционный компонент Воспитательный компонент
Учитель Классный руководитель Педагог-психолог Классный руководитель

Социальный педагог Классный руководитель

Социальные партнеры
-составляет программу обучения; -составляет индивидуальный образовательный план; -обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения; -осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания; -использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения; -организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую; -осуществляет взаимодействие с тьютором. -координирует действия учителей-предметников, тьюторов; -осуществляет мониторинг достижений учащегося -осуществляет психологическое сопровождение; — обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами; -составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса -осуществляет взаимодействие с родителями; -координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения.

-обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами; -создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников -включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы;
-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства









Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования «предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика»[2]. Основные цели образовательного процесса, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, заключаются в следующем: — разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками; — создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта. Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем с тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем, специалистами.
Индивидуальный образовательный план по предмету «____________________» учащегося __________________
1.Общие сведения об учащемся и его семье.

2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды)

3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога)

4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов)
Адаптированная программа (приложение)
5. Организация освоения образовательной программы:
Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы)


Организация внеурочной деятельности:
-очные консультации
on-lineконсультации
— факультативы
— элективные курсы
— курсы по выбору
-самообразование (план)
-_____________________


6. Формирование социальной компетентности:
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося:
— конкурсы
— олимпиады
— дистанционные олимпиады
— соревнования
-________________


7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности


8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— специалистов школы


-социальных партнеров


-сотрудничество с родителями



На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации. Литература. 1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm 2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20. 3. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
4. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. — М., 2003, № 3. — С. 78-88 5. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
[1] Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360

[2] Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm


Пожаловаться 09 января 2014
Файлы
Модели педагогического сопровождения учащихся.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Модели педагогического сопровождения

учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях внедрения инклюзивного образования


Давлетшина Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева города Сургута


В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах и индивидуально на дому.

В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности.

В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения учащегося в образовательный процесс:

- частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому;

- полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу1.

Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов, медицинской справки.


Модель частичного включения:



«Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.

Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.


Модель полного включения



Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ

Образовательный компонент

Коррекционный компонент

Воспитательный компонент

Учитель


Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Социальный педагог

Классный руководитель

Социальные партнеры

-составляет программу обучения;

-составляет индивидуальный образовательный план;

-обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения;

-осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания;

-использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения;

-организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую;

-осуществляет взаимодействие с тьютором.


-координирует действия учителей-предметников, тьюторов;

-осуществляет мониторинг достижений учащегося

-осуществляет психологическое сопровождение;

- обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами;

-составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса

-осуществляет взаимодействие с родителями;

-координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения.

-обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами;

-создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников

-включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы;


-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства


Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования «предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика»2.

Основные цели образовательного процесса, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, заключаются в следующем:

- разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;

- создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта.

Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности.

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем с тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем, специалистами.



Индивидуальный образовательный план

по предмету «____________________» учащегося __________________

1.Общие сведения об учащемся и его семье.





2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды)


3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога)


4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов)

Адаптированная программа (приложение)

5. Организация освоения образовательной программы:

Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы)



Организация внеурочной деятельности:

-очные консультации

- on-line консультации

- факультативы

- элективные курсы

- курсы по выбору

-самообразование (план)

-_____________________



6. Формирование социальной компетентности:

Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося:

- конкурсы

- олимпиады

- дистанционные олимпиады

- соревнования

-________________



7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности



8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:


- специалистов школы



-социальных партнеров



-сотрудничество с родителями






На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации.



Литература.

  1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

  2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20.

  3. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.

  4. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. - М., 2003, № 3. - С. 78-88

  5. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360






1 Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360

 



2 Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm



Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru