В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Психологическое занятие для обучающихся 3 класса "Взаимопонимание. Семь цветов радуги"

Ольга Колдаева Ольга Колдаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 4723
Краткое описание
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, способности к рефлексии.

Описание
МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 1» Курская область, г. Железногорск Колдаева Ольга Васильевна. Педагог-психолог Занятие для обучающихся 3 класса на тему: Взаимопонимание. 7 цветов радуги». Цели: 1. Развитие коммуникативных навыков общения 2. Закрепление знаний обучающихся о положительных и отрицательных качествах характера человека 3. Развитие способности обучающихся к рефлексии 4. Актуализация навыков сотрудничества Задачи: 1. Создание позитивного психологического климата в группе 2. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимодействия 3. Определение условий эффективного взаимодействия 4. Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа 5. Развитие умения работать в паре, группе Материалы и оборудование: карточки с заданием; кубики; человечки-заготовки «Радуга»; столы и стулья; самоклеющиеся листы-заготовки «Правила общения», колокольчик, повязка для глаз. План занятия: 1.  Приветствие. Упражнение «Импульс». Упражнение «Плечом к плечу». 2. Введение в тему «Взаимопонимание». 3. Основное содержание занятия. Упражнения «Улыбка», «Собери узор из кубиков», «Путь доверия». 4. Подведение итогов занятия. 5. Заключительная часть. Ход занятия. I. Вводная часть. 1. Приветствие. Упражнение в кругу «Импульс» Психолог:«Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте встанем с вами в один общий круг. А теперь вспомните ситуацию, когда каждый из вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства. Для этого возьмемся за руки и через рукопожатие по кругу передадим друг другу поддержку и сочувствие. Постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех».  Упражнение «Плечо к плечу» Психолог: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться ещё раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, психолог просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п. 2. Введение в тему. Психолог:  Наше занятие называется «7 цветов радуги». Ребята, представьте, что наш класс – это радуга. Радугу на нашем занятии сегодня будут изображать эти цветные человечки. Каждый из вас – составляющая этой радуги, какая-то цветовая дорожка. Она красива, наша радуга, не правда ли? Но если убрать хоть одну дорожку из неё, то она уже не такая красивая. А если 2, 3, то радуга совсем распадётся, от былой красоты и гармонии не останется и следа. Так и вы, ребята, пока вы вместе, пока вы дополняете, понимаете друг друга – вы коллектив. Будете ссориться, конфликтовать и распадётся ваша классная радуга. Что же нужно, чтобы сохранить её? В этом мы сегодня и будем разбираться. Психолог: (итог) — Необходимо взаимопонимание. Что же такое взаимопонимание?
(краткое обсуждение). Вывод:это способ отношений между людьми, при котором учитываются интересы всех и каждого, это взаимное согласие, понимание, что все мы разные. Ребята, сегодня в процессе игр и общения мы с вами определим несколько правил, которые помогут устанавливать взаимопонимание среди нас. Вы готовы? Тогда начнём. (Дети проходят и садятся за парты). II. Основная часть. Упражнение «Улыбка». Психолог: « Давайте улыбнёмся. Но искренне, по-настоящему. Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей. Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, голову держите прямо. Наполните лёгкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнёра из сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов друг другу». Обсуждение: что вы почувствовали, улыбаясь другому? Когда улыбались вам? Психолог:«Запомните, ребята, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание». Поэтому наше первое правило звучит так: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Упражнение «Собери узор из кубиков». Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 9 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»). Затем дети меняются ролями. После того, как ребята справятся с заданием, ведущий предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание. Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться». Правило второе: «Умей слушать и слышать другого. Умей договариваться» Упражнение «Путь доверия». Психолог: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: вы разбиваетесь на пары. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести «слепого» ребёнка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Только вот говорить при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями». После упражнения проводится анализ: — что ты чувствовал, когда был «слепым»? — вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? — как ощущал себя в роли поводыря? — что ты делал для того, чтобы твой товарищ чувствовал себя уверенно и не боялся? — когда тебе было лучше: когда ты вел сам, или когда тебя вели? Психолог: ( Итог) Не страшно, если ты доверяешь своему другу. Но надо быть достойным доверия, не подводить другого в трудной ситуации. А значит — каково следующее правило? Правило 3: «Умей доверять и быть достойным доверия!». Упражнение «Комплимент». Психолог: « Ребята, все вы знаете, что утки – перелётные птицы. Так вот – когда они летят большой стаей на юг, они постоянно крякают. То одна, то другая. Как вы думаете – зачем они это делают? Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости. Скажите, пожалуйста, а как люди, то есть мы с вами можем подбадривать друг друга? Верно, говорить друг другу хорошие слова, комплименты. Я предлагаю сыграть вам в игру, которая так и называется – «Комплименты». Инструкция:«Встаньте, пожалуйста, в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах должно быть одинаковое. Участники, стоящие напротив друг друга говорят друг другу комплименты. Затем, по команде психолога, внутренний круг сдвигается по часовой стрелке и партнёры меняются. В итоге каждый из вас должен сказать каждому своему товарищу комплимент». После упражнения проводится анализ: — приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? — что было приятнее: говорить или принимать комплимент? — как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?  Правило четвертое: Находи и цени достоинства в другом!» Итоги занятия. Психолог: Один знаменитый французский врач доказал, что одинокий человек в океане после кораблекрушения мог бы продержаться не менее месяца. Но он обычно погибает на 3 сутки. И смерть эта наступает не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся, то есть от того, что человек остаётся один в этой ситуации. Это научное доказательство подтверждает высказывание, вслушайтесь: «Человек может обойтись без многого, но не без человека!» Обсуждение: Каков смысл высказывания? Как вы его понимаете? Мы вписали в нашу радугу пока только 4 правила, которые помогают находить взаимопонимание между людьми. Давайте прочтём их ещё раз. Три полосы радуги остались чистыми. Нам есть над чем подумать на следующем занятии. Но для этого каждый из вас должен, в свою очередь, поразмышлять, чего же здесь не хватает.На следующем занятии мы их обсудим и вместе выберем наиболее подходящие и значимые. Рефлексия: · Что нового узнали на занятии? · Какие трудности возникали? · Что понравилось? · Что было самым трудным? · Какие эмоции вы испытываете сейчас? Психолог: «Я предлагаю вам оживить наших человечков и нарисовать им те эмоции, которые вы испытываете сейчас, после нашего занятия». III. Заключительная часть. Психолог: давайте, ребята. Заканчивая наше занятия, помня о всех правилах общения и взаимопонимания, подарим друг другу хорошее настроение и капельку своего душевного тепла. Упражнение «Ниточки тепла». Психолог: « В классе чувствуется что между ребятами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла охватывающий нас всех. Давайте при помощи нити создадим видимый клубочек тепла. Для этого по очереди по часовой стрелке будем говорить своему товарищу следующие слова: «Я часть нашего общего клубочка тепла, потому что мне… (хорошо…)»». Психолог помогает тянуть ниточку к следующему ребенку и так продолжается до тех пор, пока все дети не откажутся «в клубочке». Психолог:« Молодцы. Снимаем ниточки и кладем в коробку счастья, чтобы сохранить его, как знак теплых отношений между ребятами в классе. Когда кому-нибудь станет плохо, всегда можно будет открыть эту коробку и вспомнить эти минуты». Упражнение «Да». Психолог:«Вытяните правую руку в перед ладонью вверх.Мысленно положите все знания, которые вы принесли на занятие.Вытяните левую руку вперед ладонью вверх. В левую все то, что узнали на занятии.Представьте, что у вас на ладошках два теплых солнечных зайчика. По моей команде «Готово, давай!» Соедините руки, для того, чтобы внутри ладошек сохранился огонек вашего опыта, сказав при этом «Да». Упражнение «Спасибо за приятное занятие» -Психолог: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Давайте завершим нашу церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук». Литература. 1. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. – СПб. Издательство «Речь», 2007. 2. Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. – М.: издательство «Глобус». 2009 г. 3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г. 4. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми– М., 2004. 5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1995. 6. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. 7. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001. 8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. 9. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995. 10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 11. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г. 12. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.
Пожаловаться 08 января 2014
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru