В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Организация проектной деятельности в образовательном процессе как средство формирования познавательной активности младших школьников

Наталья  Подина Наталья Подина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1075
Краткое описание
Использование метода проектов является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции.
В младших классах актуальность технологии как учебного предмета высока в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует улучшению качества знаний, формирует полноту восприятия действительности.

Описание
Организация проектной деятельности в образовательном процессе как средство формирования познавательной активности младших школьников «Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность»
Бернард Шоу


Память человека устроена таким образом, что мы запоминаем информацию:
На 10% — когда читаем
На 20% — когда слышим
На 30 % — когда видим
На 70% — когда обсуждаем
На 90 % — когда делаем сами (Электронное приложение. Презентация 1).
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы методы, формирующие компетенции, то есть умения, связанные с практической деятельностью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, в котором сочетаются теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", — основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов — один из методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Этот метод подразумевает:
активное включение ребенка в процесс получения знаний,
— использование имеющихся знаний, умений и навыков,
— освоение новых знаний, которые необходимы для решения конкретной проблемы.
Проект – это совокупность действий, предварительных текстов, документов, замысел для создания реального объекта.
В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект.
Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место при формировании универсальных учебных действий, которые в концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения определены как основной результат обучения. Проектная деятельность формирует практически все действия.
-умение видеть проблемы
-умение задавать вопросы
-умение выдвигать гипотезы
-ориентировка в тексте
-подбор литературы
-ориентация в словаре, справочной литературе
Хочу поделиться практическим опытом по организации проектной деятельности в 1 и 2 классах.
В начале обучения работа над проектом невозможна по полной структуре, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с постепенно учатся помощью учителя анализировать, рассуждать, выделять главное. Первый коллективный проект в 1 классе Проект «Чудесные превращения осенних листьев» (Электронное приложение. Презентация 1).
Цель проекта:Коллективно добыть как можно больше информации по теме «Аппликации из листьев» и реализовать свои творческие способности.
План работы: Учащиеся разделены на группы, каждая из которых выполняла свою работу: 1.Учащимся 1 группы узнавали, листья каких деревьев можно собрать на близлежащей к школе территории и у себя в саду? 2. Учащимся 2 группы изучали вопрос, узнавали у взрослых, как лучше сушить листья? Показывали способ сушки. Готовили сообщение. 3. Учащимся 3 группы находили образцы аппликаций в детских журналах и книгах. Приносили всё в класс. 4. Всем классом мы ходили на экскурсию в школьный сад и собирали опавшие листья разных деревьев и кустарников различной формы и окраски. 5. На основе полученных ЗУН составляли свои композиции. 6. Оформили полученные работы в виде выставки. В процессе получения первоначальных навыков чтения и письма, когда дети могут задавать вопросы и отвечать на них, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. При изучении определенной темы, детям предлагается ответить на те, или иные вопросы. Поиск решений и ответов на эти вопросы и становится проектным исследованием. Учитель направляя детей, помогая подобрать материал и выбрать нужную информацию. Помощь оказывают родители, при необходимости, оформить работу. Так мы создаём индивидуальные и коллективные проекты и учимся их презентовать (Электронное приложение.Папка «Детские проекты и творческие работы).
Проект-исследование «Разная Азбука» (Электронное приложение). Исследование мы провели после того, как закончили изучение алфавита. Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей первоклассников, развития фантазии, воображения.
Развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно подбирать материал и ориентироваться в источниках, проектировать и оформлять свою работу.
Время работы: 3 недели
Режим работы: внеурочное время
Задачи проекта:1)Узнать, что такое азбука? 2)Выяснить, какой она может быть? 3)Создать свою азбуку. Работа проходила в несколько этапов. На 1 этапепроектной работы была поставлена задача «оживить» каждую букву русского алфавита. После изучения Азбуки, у нас с ребятами возник вопрос: «А какой ещё может быть азбука помимо той, которую мы изучали? Как можно её представить?». Первоклассники начали выдвигать свои варианты «азбук»: имён, профессий, цветов, птиц и т. д. На 2 этапепроектной работы была поставлена задача создать собственную Азбуку, в виде Книжки-малышки. Я предложила ребятам попробовать создать (придумать и нарисовать) свой вариант азбуки. Это было домашнее задание. Мы разделились на 3 группы: теоретики, исследователи, художники. В течение нескольких дней, мы вместе с ребятами-теоретиками искали значение слова «азбука». Для этого мыпознакомились с толковыми словарями русского языка. Параллельно искали как слово и понятие «азбуки» использовалось в народном творчестве. Нашли загадки, пословицы. Ребята-исследователи получили задание поискать, какие ещё писатели, кроме Б. Заходера придумывали свои азбуки. На 3этапепроекта работа коллективно не обсуждаласья, так как каждый участник самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной Азбуки. В реализации 4 этапа проекта, (изготовление изделия), активно участвовали родители первоклассников. Они помогали детям оформлять работы. На 5, заключительном,этапе была организована выставка детских работ и презентация, которая была показана на празднике «Прощание с Азбукой». Проектно – исследовательская работа «Объекты живой природы». При изучении темы «Живая и неживая природа» проектное задание было: Определить, почему фасоль – это растение, т. е. объект живой природы. Выяснить, какие условия необходимы для развития растения. Для наблюдений мы выбрали овощную культуру – фасоль. Была выполнена индивидуальная проектно-исследовательская работа учеником 1 класса (Электронное приложение. Презентация 2). Проект«Куклы народов мира» (2 класс) Групповой. Среднесрочный (1 месяц) Цель:Знакомство с разнообразием кукол разных народов, национальными костюмами, орнаментом Время работы: Внеурочное. Задачи:формирование толерантности, развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста, воспитание дружелюбного отношения к людям разных национальностей. 1 этап — подготовительный. На этом этапе познакомились с русской — народной игрушкой — матрешка. Слушали музыку разных народов на уроке музыки. 2 этап — основной. Познакомились с национальными орнаментами. Рисовали орнаменты для кукольных платьев. Беседа «Японский праздник кукол». Игра «Узнай по костюму». 3 этап — заключительный. Беседа «Дружат куклы всей земли». Куклы, в платьях изготовленные детьми вместе с родителями, стихи и песни о куклах, музыкальные инструменты для оркестра, костюмы для танца (Электронное приложение). В организации проектной деятельностироль взрослых, особенно родителей, очень велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Если ребенку интересно, он будет проявлять инициативу впоиске нужной помощи. Родители не только делятся своими умениями, знаниями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученик чувствует себя уверенно под воздействием взрослого, накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей — важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. Я, с этой целью провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах участия в ней родителей. Активное участие родителей и заинтересованность способствуют повышению мотивации ребенка.

Работу вы
полнил: ученик 2 «Б» класса Пономарев Артем

Классный руководитель: Подина Наталья Владимировна
Тема: Объекты живой природы Проблема:почему растения – это объект живой природы?
На уроках окружающего мира в первом классе при изучении раздела
«Живая и неживая природа» мы много говорили об объектах живой и неживой природы, об их существенных признаках, отличиях. Об условиях, необходимых для жизни и развития растений. Дома мне захотелось убедиться в правильности того, о чем мы говорили в школе на уроках, выполнив практическую работу.
Задачи исследования:

1) Посадить в горшок с землей семя фасоли.

2) Поливать и наблюдать за тем, что происходит с землей.
3) Проследить за жизнью растения.

4) Фиксировать происходящие изменения поэтапно.
5) Доказать или опровергнуть наше предположение.

6) Сделать вывод.
Гипотезы:Предположим, что для развития объекту живой природы не нужно создавать определенных условий.
Организация исследования:

1) Изучить литературу о растениях.
2) Поработать с Интернет ресурсами.
3) Наблюдать и фиксировать происходящие изменения.

Ход исследования
1.Изучение литературы
В Большой энциклопедии растений я прочитал об огромном ихразнообразии. В каждой природной зоне встречаются разные виды растений. Это связано с изменением климата, почв, влажности.
На крайнем севере, в зоне арктических пустынь и тундр встречается очень мало растений. Климат там очень суров, низкие температуры, постоянный ледяной и снежный покров.Растенияв этой местности слабые, низкорослые, с тонкими стеблями и маленькими листочками. Это мхи, лишайники, карликовая береза и осина, ягель.
К югу, в зоне тайги произрастают хвойные леса, состоящие из кедра, пихты, ели, сосны, лиственницы. Растения здесь получают больше тепла и света, поэтому деревья высокие и мощные.
Южнее зона смешанных лесов, в которой вместе с хвойными деревьями встречаются и широколиственные. Среди широколиственных деревьев растут клен, дуб, ясень, береза, осина, липа.
У берегов южных морей растут вечнозеленые тропические растения, которые любят влагу, тепло и свет. Это пицундская сосна, эвкалипт, магнолия, олеандр, цитрусовые. Большое разнообразие фруктовых деревьев.

2.Поработать с Интернет ресурсами
Поработав на страничках Интернета, я узнал, что под действием солнечного светапроисходит огромный процесс работы растений. Можно сравнить этот процесс с работой целой «фабрики». Если посмотреть через микроскоп, поверхность листьев растений пронизана мельчайшими отверстиями, через которые они дышат. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый всему живому на Земле. Дышат растения не только листьями, но и другими своими частями: корнем, стеблем. Этот процесс называют фотосинтезом.Вот почему растения имеют зеленую окраску.

3. Наблюдать и фиксировать происходящие изменения
Какие же условия необходимы растению для жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я использовал семена фасоли, с которыми проделал опыт.
(03.04.13). Сначала я замочил зернышки фасоли. Для этого я налил немного воды в блюдце, и положил в него зерна фасоли, завернув их во влажную салфетку. Блюдце поместил в теплое место.
Через два дня зерна набухли. Из каждого зернышка появился белый росточек. Я взял горшочек, просверлил на дне отверстия, чтобы поступал воздух и насыпал в него земли. В этот же день я посадил проросшее зерно в горшочек с землей, полил и оставил его в теплом месте.
(11.04.13) На пятый день из земли показался росток. Его оболочка осталась в земле. Баночку поставили в светлое и теплое место. Росточек прорастал дальше.
(13.04.13) Через 2 дня я измерил росток. Длина ростка фасоли составила 9 см.
К 18 апреля росточек вырос на 22 см.
На следующий день я поместил баночку с росточком в темное, прохладное место и перестал поливать.
К 24 апреля земля в горшочке высохла, листочки растения стали подсыхать и портиться.
(28.04.13) Через 4 дня листочки окрасились в бурый цвет, растение повяло и засохло.
ВЫВОД:
Семя фасоли взошло, росло и развивалось, погибло. Значит фасоль – это растение. А растение — объект живой природы.

Для развития зерна фасоли, т. е.растения, необходимы условия:свет, тепло, вода, воздух. В противном случае растение погибает.
Литература 1. Большая энциклопедия растений для школьников ОЛ М А, Медиагрупп, Москва, 2007г.
2. Серия «Зеленый дом», Мир вокруг нас, учебник для 2 класса, Плешаков А. А.
3. Сеть Интернет, — «Начальная школа» (http://zanimatika.narod.ru/Nachalka20.htm);
4. Учебник « Мир вокруг нас», А. А. Плешаков для 2 класса, У М К «Перспектива».
Пожаловаться 06 января 2014
Файлы
РАЗНАЯ АЗБУКА.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru