В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс

Лариса  Захарова Лариса Захарова
Тип материала: Программа
просмотров: 1185
Краткое описание
Планирование учебного материала по литературному чтению 4 класс (система Л. В. Занкова)

Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
__________________
Протокол № ____ от ______________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________ ________
приказ № ______ от _____________


Рабочая программа  Предмет ____литературное чтение ___________

 Класс  ___4 — Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год

Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе  программы начального____общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория) Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Литературное чтение Авторы  В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла — развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове — в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цельлитературного образования в школе — воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель — воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический подход — изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики — художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа — это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства — в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса — осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений — на уровне представлений без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения. Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир — мир природы, людей и искусства, мир чувств. Таким образом,задачами начального курса литературы являются: ■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; ■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; ■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора — интересным; ■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; ■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Методика работы с текстом учитывает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» — все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией — как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать — одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания. Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора — это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка». В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценке изображаемого. Особенность четвёртого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы. Итогом четвёртого года обучения – и всего курса литературного чтения 1 – 4 классов – должны стать: § начальные умения анализа литературного произведения; § умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинения на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); § первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; § эстетическое переживание ценности художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (102 часа) Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Социально-бытовая сказка.Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Жданни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия. Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы); в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; г) богатство и разнообразие художественного языка. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.; б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения). Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Требования к ровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса Обучающиеся должны
иметь представление:
— о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;  -о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования; знать: — наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта; уметь:  - читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 – 100 слов в минуту;  - выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; — выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); — воспринимать оттенки чувств в прозаическом произведении; — находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; — практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;  - рассказывать о любимом писателе, поэте;  - устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. Читательские умения К концу 4 класса учащиеся должны уметь: — правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); — заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту); — ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги; — самостоятельно читать тексты большого объёма; — кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; — знать наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов. Литературоведческая пропедевтика К концу 4 класса учащиеся должны — отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; — различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ; — обнаружить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор); — отличать художественный текст от научно-популярного;  - давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;  - давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет); — давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;  - полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;  - полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи. Развитие творческих способностей  К концу 4 класса учащиеся должны — пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности; — участвовать в конкурсах чтецов; — писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;  - писать небольшие по объёму сочинения по картине;  - устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему; — научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т. д.). КРУГ ЧТЕНИЯ Четвёртый год обучения Устное народное творчество
Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н Заболоцкий, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б Пастернак; М. Лермонтов «Бородино»; А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».
Русские и зарубежные сказки и сказочные повести
Л. Петрушевская «Сказки», С Козлов «Сказки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Русалочка», Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок», Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», Т. Яссон «Приключения Муми — Тролля»; М. Метерлинк «Синяя птица».
Современная и зарубежная литература
С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации; Ф. Искандер «Рассказы»; А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Захадер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К. Некрасова.
Зарубежная поэзия
М. Карем, японские трёхстишия Исса и Кикаку, античный «Гимн Природе».
Дополнительная литература
«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван – царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и чёрт», «Каша из топора»;
А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;
Г. Х. Андерсен «Ёлка», «»Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода», А. Толстой «Детство Никиты», С Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;
О. Уайльд «Мальчик – звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф – аист», Л. Кэролл «Алиса в стране чудес», А. Сент — Экзюпери «Маленький принц»;
Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;
Л. Кассиль, Ю. Коваль, Ю Сотник, Ю Яковлев, В. Железников, В. Каверин, А. Алексин, А Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;
В. Нерасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, 2010
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:

1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование

Название раздела программы
Количество часов
Сроки изучения раздела
Кол-во лабораторных и практических работ
Кол-во контрольных работ
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи
1.
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.
10




2.
Авторская литература: время во власти человека
8




3.
Крутим барабан времени
10




4.
Реальный и волшебный миры в авторской сказке
16




5.
Авторская поэзия: мастерская стиха
7




6.
Планета поэзии. От великого до малого.
7




7.
Мир драмы. Где искать автора?
17




8.
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.
10




9.
Поэт, природа и время
6




10.
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа
10




11.
Резерв
1





Итого:

102 + 1






Календарное планирование
№ урока
Дата
Корректировка программы
Тема урока Количество часов
Применение ЦОР

Используемое оборудование
2
1



Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.
Пословицы русского земледельца. Время как природа.
1


2


Законы волшебной сказки
1


3


Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Представлений древних людей о мире
1

иллюстрации к волшебным сказкам
4.
5


Проникновение конкретного исторического времени в сказку
2


6


«Садко». Черты былины и сказки в тексте
1

мультимедийное оборудование
7


Приметы исторического времени в былине
1


8


Художественные особенности в былине
1

мультимедийное оборудование
9


Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко»
1


10



Наедине с книгой. Мир сказки
1
ЭОР
проектор
11
12


Авторская литература: время во власти человека
Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок»
2

мультимедийное оборудование
13


Особенное восприятие времени в стихотворениях Андрея Вознесенского «Какое несимметричное Время…»
1


14
15



Образ весны и ручьев в стихотворении Федора Тютчева «Весенние воды», Новеллы Матвеевой «В лощинах снег…», Бориса Пастернака «Опять весна»
2

мультимедийное оборудование
16


Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»)
1
ЭОР
проектор
17.



Весна, весна… Урок выразительного чтения
1


18.


Наедине с книгой. Время во власти автора
1


19


Крутим барабан времени
История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»)
Два мира (мир парикмахерской и мир дачи)
1

мультимедийное оборудование
20


Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение
1


21.


Литературный герой и его прототип
1


22



Судьба твоего ровесника, жившего 100 лет назад (по рассказу А. Чехова «Ванька»)
Два мира Ваньки Жукова
1

мультимедийное оборудование
23


Такие похожие разные судьбы
1


24


Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке
1

видеофильм
25
26


Лирический герой В. Берестова
Мир друзей, семьи в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография»
2
ЭОР
проектор
27


Лирический герой В. Берестова

1

мультимедийное оборудование
28



Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть.
1


29
30


Реальный и волшебный миры в авторской сказке
В реальном мире волшебной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
2
ЭОР
проектор
31
32



Особенности волшебного мира в авторской сказке
2


33
34
35


Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе»
3


36



Решающий поединок — кульминация сказки
1

мультимедийное оборудование
37
38



Финал сказки. В волшебной стране
2

Видеофильм
39



Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
1


40
41



Проверочная работа за I полугодие и анализ её результатов
2


42


Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек»
1

мультимедийное оборудование
43



Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень»)
1
ЭОР
проектор
44



…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень… Урок — праздник поэзии
1
ЭОР
проектор
45



Авторская поэзия: мастерская стиха
Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога», А. Белого «Весна»
1
ЭОР
проектор
46



Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С. Маршака «Как поработала зима!..»
1
ЭОР
проектор
47


Три вида рифмы – три разных образа
1


48
49


Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и В. Хлебникова («Заклятие смехом»)
2
ЭОР
проектор
50
51


Авторский почерк в переводах хокку
2

мультимедийное оборудование
52


Планета поэзии. От великого до малого.
Древний и современный гимн
1


53
54



Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
2
ЭОР
мультимедийное оборудование
55
56


Автобиографический характер стихотворений В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир»
2
ЭОР
проектор
57


Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений
1


58


Наедине с книгой. Лирика военных лет
1

мультимедийное оборудование
59


Мир драмы. Где искать автора?
Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»)
1
ЭОР
проектор
60
61



Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица»
2


62
63



В «чужом» мире страны Воспоминаний
2
ЭОР
проектор
64


В «чужом» мире царицы Ночи
1
ЭОР
мультимедийное оборудование
65


Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы
1

видеофильм
66


Я работаю в театре
1


67


В Царстве Будущего
1


68


Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса
1


69
70



Итог пьесы – обретение Истинного Зрения
2

мультимедийное оборудо-вание
71
72



Конкурс инсценировок
2

мультимедийное оборудование
73


Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца»
1
ЭОР
проектор
74


Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Исса
1
ЭОР
проектор
75


Наедине с книгой. Читаю пьесу
1


76
77


Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.
Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А. Чехова «Гриша»)
2
ЭОР
проектор
78
79



Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый»
2

мультимедийное оборудование
80
81



Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (С. Чёрный «Дневник фокса Микки»)
2

муль-тиме-дийное обору-дование
82
83


Главный герой. Его характер
2


84



Кульминация повести. Её развязка
1


85


Наедине с книгой. Автор — актёр
1


86



Поэт, природа и время
Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…»)
1
ЭОР
проектор
87


Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна»
1
ЭОР
проектор
88



Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара и К. Моне)
1
ЭОР
проектор
89



Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворений наизусть
1


90
91


Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «в небе тают облака…», в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет»
2

мультимедийное оборудование
92
93



Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа
Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик»)
2
ЭОР
проектор
94
95



Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»)
2 ЭОР
проектор
96



Открываем самый большой лошадиный секрет В стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»
1
ЭОР
проектор
97



Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «Рассказ о море»)
1

мультимедийное оборудование
98
99



Проверочная работа за II полугодие и анализ её результатов
2


100
101



Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы»
2

муль-тиме-дийное обору-дова-ние
102


Сюжетный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы?»)
1
ЭОР
проектор
103


Резерв
1



Итого:

102 часа + 1





Теги: оу, учитель
Пожаловаться 05 января 2014
Файлы
рабочая программа, литературное чтение.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru