В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста

Наталья Мальцева Наталья Мальцева
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 5789
Краткое описание
Цель данной работы раскрыть понятие гипереакивность и познакомить с подходами к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка  в коллективе.

Описание
«Коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста» Мальцева Наталья СергеевнаВоспитатель 2 квалификационной категорииг. Мариинск, Кемеровская обл.МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростковс ограниченными возможностями» В настоящее время система образования и воспитания столкнулась с серьёзной проблемой. С конца 60-х годов ХХ столетия количество трудностей в воспитании неуклонно растёт. По данным различных исследований от 2 – 20% детей проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. [34.4] Подобные различия объясняются несоблюдением чётких критериев диагноза. Согласно данным Н. Н. Заваденко и соавторами частота проявлений данного синдрома у детей составляет 7,6 5%, при этом мальчики страдают в 2 раза чаще девочек. [30,4] Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологических, психиатрических, двигательных, языковых, воспитательных, социальных, психологических и других. Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в детском саду начинается с неудач, хотя эти дети имеют нормальный или высокий интеллект. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. И хотя некоторые дети все же достигают неплохих результатов, но не реализуют полностью свои интеллектуальные возможности. [33] Кроме того, эти дети отличаются повышенной потребностью в движении и импульсивностью, чем вызывают нарекания и жалобы родителей и воспитателей. [37,224] Таким образом, актуальность данной проблемы определяется высокой частотой этого расстройства в детской популяции и его большой социальной значимостью. Занятия с такими детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проведя психокоррекционную работу с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. Если родители, педагоги и психологи понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют современную коррекцию и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения о проблеме можно забыть. Подход к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе должен быть комплексным или, как говорят специалисты, «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям и включать набор разнообразных методик. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук профессор Ю.С.Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Работа с такими детьми, помимо медикаментозного лечения, назначаемого невропатологом, должна включать поведенческую психокоррекцию. [34,108] Психокоррекционная работа психолога с гиперактивным ребёнком проходит по 3 направлениям: работа с родителями гиперактивного ребёнка, работа непосредственно с гиперактивным ребёнком и привлечение в коррекционную работу воспитателей детского сада. Работа с родителями подразумевает. В зависимости от причин возникновения гиперактивного синдрома, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но независимо от причин все родители гиперактивных детей должны: 1) Усвоить, что мозг ребёнка восприимчив и пластичен с рождения до 9-10 лет, поэтому вовремя проведенная коррекция обязательно приведёт к восполнению защиты развития; 2) Необходимо верить в своего ребёнка, ведь только тогда ему смогут помочь; 3) Как можно скорее начать коррекционную работу. Работа психолога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга, сблизится эмоционально. Родителям рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу расстройства. Знакомят с общими принципами воспитания ребёнка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать своё влияние на ребёнка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, учат прощать ребенка. Психолог знакомит родителей с техниками изменения поведения ребенка. Рассказывает о том, как ежедневно заниматься с ребенком, так чтобы эти занятия приносили удовольствие. Родители учатся организовывать деятельность ребенка так, чтобы успех его был максимальным, а неудачи — минимальными. Родителей обучают снижать свою раздражительность на ребенка путем релаксации и физических упражнений. Но психолог должен понимать, что коррекция родительского поведения и коррекция самого ребенка должна проходить одновременно. Помощь психолога в работе с гиперактивными детьми и их родителями необходима и самими воспитателями. Психологи должны предоставить воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности, характере поведения таких детей в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели должны знать, что работа с гиперактивными детьми строится на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости и слабой саморегуляции. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений обратиться за помощью к воспитателю. Задания следует разъяснять ребенку индивидуально. На определенный отрезок времени нужно давать лишь одно задание. Если задание большое, то его предоставить в виде последовательных частей и контролировать выполнение каждой из них. Воспитатель должен предусматривать возможность для двигательной разрядки; физического труда, спортивных упражнений. Но наибольшее значение имеет коррекционная работа с гиперактивным ребенком. Для коррекции поведения детей дошкольного возраста психологи часто используют различные методы терапии. [39,76] М.Клейн утверждала, что «в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты». В работе с детьми дошкольного возраста часто используется игротерапия. Данный метод иногда становится единственно возможным, а потому особенно эффективным. При проведении игровых занятий нужно помнить, что сильны, яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать гиперактивных детей, поэтому рекомендуется исключать упражнения с эмоциональным акцентом, например: игры-соревнования. Ю.С.Шеванко –доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии последипломного образования и дефектологии предлагает 3 группы развивающих игр для детей с гиперактивным поведением. Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, могут играть в них свободное время [45,67] Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах. М.Клейн рекомендовала использовать для лечения детей игрушки небольшого размера, которыми ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Игротерапия применяется в работе с детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, возникающие в результате импульсивности и сложности саморегуляции. В процессе игротерапии ребенок начинает лучше принимать самостоятельно решения, делать выбор. Также применяют психологи и песочную терапию. Этот метод используют для работы с детьми от 3х лет, когда речевое общение может быть затруднено. Он помогает ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, выразить их в образной форме, что снижает психологическое напряжение. Для проведения песочной терапии нужна песочница с чистым просеянным песком и набор маленьких фигурок, игрушек. Форма песочницы влияет на бессознательное ребенка и результат его деятельности, и может быть как круглой, так и квадратной. В набор игрушек может входить маленькие человечки, домики, животные, растения, домашняя утварь, камушки и другие. Перед началом игры фигурки расставляют по темам или хаотически. Ребенок воспроизводит на песке то, что спонтанно возникает в процессе занятия, выражая свои мысли и желания, которые не может выразить вербально. [40,31] Для работы с дошкольниками 5-6лет эффективен метод арттерапии. Он облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности. Арттерапия особенно эффективна, в случаях, когда ребенок не может четко выражать свои мысли вербально. Так невербальный язык общения вселяет в ребенка уверенность, что он услышан и понят. Арттерапия позволяет ребенку выразить истинное состояние своего внутреннего «я», снимает психологические зажимы, раскрывают ресурсные возможности. [30,26] В результате арттерапии у гиперактивного ребенка появляется чувство удовлетворения, от обнаружения скрытых художественных талантов. Вспомогательным методом в коррекционной работе с гиперактивными детьми является музыкотерапия. Хотя на начальном этапе музыкальное воздействие может стать единственным. Вибрационные волны подают сигналы в головной мозг гиперактивного ребенка и делают работу специалиста приятной и гармоничной. [30,26] Кроме того, музыкотерапия позволяет изменять эмоциональное состояние ребенка, корректирует двигательную активность, речевые расстройства. Работая с гиперактивными детьми, при выборе музыкальных произведений следует отдавать предпочтение ритмичной музыке: танцевального характера для девочек, маршеобразного — для мальчиков. Желательно, чтобы музыка была в живом исполнении, а не в записи. Подобранные произведения должны быть с ярко выраженный мелодией. [40,33] Очень эффективны в работе с детьми с гиперактивным синдромом является психогимнастика. Она дает возможность в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания, восстановить нормальное состояние. В работе с детьми в рамках данного направления психолог применяет игры, этюды, эпизоды, в основе которых — использование двигательной экспрессии для осуществления общения в группе без помощи речи. Это особенно важно, так как такие дети с трудом адаптируются в количестве и испытывают трудность в общении со сверстниками.[40.34] Существует еще множество психотерапевтических методов, которые могут принести пользу гиперактивному ребенку. К ним относятся визуализация. Она создает условия для восстановления умственного и физического равновесия. Медитация позволяет уменьшить тревожность, способствует расслаблению. При этом замедляется сердечный ритм и дыхание, снимается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается. Аутогенная тренировка способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливается концентрация внимания. Семейная психотерапия необходима и родителям и самому ребенку. Применяется метод метафоры, который может помочь человеку в использовании своих личных ресурсов для обогащения внутренней картины мира, чтобы суметь справиться с проблемой. В качестве метафоры могут использоваться истории о других семьях. Для коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста часто используется сказкотерапия. Это наиболее доступный и понятный в детском возрасте метод психокоррекции. Он позволяет взрослому говорить о ребенке на понятном ему языке. Все «волшебное» понятно и интересно ребенку, а значит, терапия сказкой может выступать «ключикам» к душе ребенка. [30,26] И, конечно же, проводя психокоррекционную работу с гиперактивным дошкольником психологам и воспитателям детского сада используя любую методику нужно помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, чем к его концу. Нужно учитывать, что гиперактивный малыш не проявляет признаков гиперактивности, работая один на один с психологом, и намного успешнее выполняет работу лишь в первые 10 минут занятия. [39,13] Занятия с такими детьми надо строить с учетом их индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекционную работу с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс.(30,26) Если родители, педагоги и психологи понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют современную коррекцию и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления гипердинамического синдрома могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка. (30,27) Список литературы 1 Бейсова, В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе [Текст] / В.Е. Бейсова// Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 2 Бреслав, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности [Текст] / Г.М. Бреслав//формирование активности учащихся и студентов в коллективе. – Рига, 1989. 3 Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Из-во Института психотерапии, 2001. 4 Бурменская, Г.А. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психологического развития детей [Текст] / Г.А. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательство МГУ, 1990. 5 Гиперактивные дети: коррекция психологического развития [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ П. Альтхер, А. Берг, А. Вельф и др.: Под ред. М. Пассольте. – М.: Академия, 2004. 6 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Меренцева, Н.В. Ялпаева, под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. 7 Комплексная коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст]: Методические рекомендации/ Т.В. Попонникова, И.Ф. Федосеева, О.В. Новикова, Л.Б. Коломеец, Г.Ю. Галиева, Л.Г. Галаганова.; Под. ред. А.В. Субботина. – Томск.: Печатная мануфактура, 2009. 8 Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в народном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Академия, 2001. 9 Лютова, Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. 10 Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Мотина. – СПб.: Речь, 2007. 11 Практическая психология или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст]: Учебное пособие/ В.И. Гарбузов. – СПб.: Сфера, 1994. 12 Салдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и физонтогинез [Текст]: Серия «Высшее образование» / Е.Л. Салдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 13 Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст]: Практикум по формированию адекватных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном – экспресс, 2000.
Пожаловаться 15 декабря 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru