В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Рамиля  Чурагулова Рамиля Чурагулова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 5016
Краткое описание
Конспект урока литературы составлен в соответствии с требованиями ФГОС в аспекте реализации деятельностной парадигмы образования. Содержание урока выстраивается исходя из реализации метапредметных результатов обучения школьников. В конспекте представлены как предметные, так и метапредметные  результаты (УУД), реализуемые через содержание и методы работы учителя.

Описание
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили  (по рассказу Леонида Андреева «Кусака») Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя
Ожидаемые результаты:
 Личностные:
 • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
 • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
 • понимание литературы какособого способа познания жизни.
 • формирование потребности в диалоге с текстом.
 • воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока Iэтап – мобилизующий– включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Слово учителя. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Внимание ваших добрых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мыслей, И с пользой проведем урок. 2. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.
От самолёта трап отходит. Взлохматив холку напослед, От пса родного взгляд отводит Его предавший человек. А пёс ещё не понимает, Он ждёт команды и молчит. А самолёт уж в небе тает, И белый след за ним кипит. Собака села поудобней, Где приказали ей сидеть. Проходит время – пить охота- Придётся потерпеть… А к глотке подступали слёзы. Он выполнял команду «ждать». С такой отличной родословной Нельзя при людях зарыдать. И в голове его собачьей Не умещается пока, Что друг его сегодня бросил И не окликнет никогда. Уж пасть от жажды пересохла, И мысли всё трудней собрать… Искал в толпе лицо родное, С надеждой продолжая ждать. Смешались дни, смешались ночи… И обходя его, толпа Бросала хлебушка кусочки, Которых ему есть нельзя. Облезла шерсть, крошатся зубы… Скиталец встал и напрямик – Никто не скажет, что трёхлетка, — На трассу выползал старик. «Эх, люди, люди, мне вас жалко И этот мир не для меня» — Так думала три дня собака, Хлебнувшая людского зла. Собрав остаток сил и злости, С обочины, что было сил, Под грузовик – и к Богу в гости Он без приказа сам решил.

3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения — это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди). IIэтап целеполагание. Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения). А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока. Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Леонида Андреева «Кусака») Эпиграф:«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» IIIэтап – коммуникация– приходим к общему решению. Перспективное домашнее заданиебыло следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.) Промежуточная рефлексия:Я выбираю(Акцент дети делают на то, что Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»? Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души. <shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id=«Рисунок_x0020_23» o:spid="_x0000_s1026" type="#_x0000_t75" st yle=«position: absolute; left: 0px; text-align: left; margin-left: -12.05pt; margin-top: 37.4pt; width: 64.1pt; height: 51.1pt; z-index: 1; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C0266~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.png» o:title="">Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться. IVэтап – совместная деятельность Эксперимент-исследование:«Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»
Работа в группах. Первая группа – исследователи. 1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям? 2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека? 3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи? 4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод. Вторая группа – психологи. 1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников. 2. Отношение к Кусаке дачников. 3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста) 4. Почему дачники оставили Кусаку? ü Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием? ü Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели? ü В чем причина отказа Лели от Кусаки? Третья группа – аналитики. Составляют план по рассказу. 1. Бездомная собака. 2. Приручили. 3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье. 4. Брошенная собака. Четвертая группа – законодатели. Составляют правила для людей, приручающих животных. Пятая группа – творцы. Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя». Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки». Шестая группа – литераторы. «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему
женскому сердцу.
Собака выла».
Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования. Vэтап— представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп. В чем заключается собачье счастье? Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница? VIэтапрефлексия. — Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать? — В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель? — Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как? — Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке? — Кто сегодня оценил себя на «5»? Слово учителя. Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор. Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках». Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви». VIэтап — домашнее задание. 1. Напишите сочинение — рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова). 2. Составьте правила для людей, приручающих животных. 3. Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.
Пожаловаться 10 декабря 2013
Файлы
задания.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Первая группа – исследователи.

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.



Вторая группа – психологи.

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отказа Лели от Кусаки?








Третья группа – аналитики.

Составить план по рассказу.

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

  4. Брошенная собака.



Четвертая группа – законодатели.

Составьте правила для людей, приручающих животных.



Пятая группа – творцы.

Написать продолжение рассказа «Неделю спустя».

Нарисовать иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».



Шестая пара – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла».



конспект урока.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

понимание литературы как особого способа познания жизни.

формирование потребности в диалоге с текстом.

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.

Ход урока

I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  1. Слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших добрых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мыслей,

И с пользой проведем урок.

  1. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.


От самолёта трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота-

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.


И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать..

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка, -

На трассу выползал старик.


«Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня» -

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла.

Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

Он без приказа сам решил.


3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).

II этап целеполагание.

Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения).

А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока.

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Эпиграф: «… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

III этап – коммуникация – приходим к общему решению.

Перспективное домашнее задание было следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.)

Промежуточная рефлексия: Я выбираю(Акцент дети делают на то, что

Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).

Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?

Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души.

Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.

IVэтап – совместная деятельность - Эксперимент-исследование: «Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»

Работа в группах.

Первая группа – исследователи.

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа – психологи.

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отказа Лели от Кусаки?

Третья группа – аналитики.

Составляют план по рассказу.

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

  4. Брошенная собака.

Четвертая группа – законодатели.

Составляют правила для людей, приручающих животных.

Пятая группа – творцы.

Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя».

Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».

Шестая группа – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и

громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой

монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама

беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему

женскому сердцу.

Собака выла».

Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

V этап - представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.

В чем заключается собачье счастье?

Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?

VI этап - рефлексия.

- Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?

- В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?

- Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?

- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?

- Кто сегодня оценил себя на «5»?

Слово учителя.

Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.

Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках».

Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».

VI этап - домашнее задание.

  1. Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).

  2. Составьте правила для людей, приручающих животных.

  3. Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.



КУСАКА метапредмет.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru