В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 21 век

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с. ISBN 978-5-360-01083-8).

Сравнение Примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой показало, что все дидактические единицы стандарта представлены в авторской программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2011.- 160 с.: ил. .

Ефросинина Л. А. Литературное чтение:4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е изд., доп.; - М.: Вентана-Граф, 2011г.- 96с.:ил. -(Начальная школа XXI века).

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных. учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дополн. - М.: Вентана - Граф, 2011. – 256с. -(Начальная школа XXI века).

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 3, проверочных работ – 5.

Рабочая программа реализует цели обучения:

создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

становление основ читательской деятельности и формирование учебных действий;

обеспечение необходимой и достаточной литературной подготовки ученика для дальнейшего обучения;

помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

обогатить читательский опыт.

Способствует решению следующих задач:

формирование отдельных литературоведческих понятий и представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

воспитание интереса к литературному чтению, стремления использовать литературоведческие знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

формирование интеллекта и общей культуры;

становление основ читательской деятельности;

производить контроль, самоконтроль и самооценку.

В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

художественно-эстетический принцип;

жанровый и авторский принципы;

эмоционально-эстети­ческий принцип;

общепедагогичес­кие принципы построения процесса обучения: личностно- ори­ентированный, системности, преемственности;

взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

обогащение читательского опыта за счет включения в курс новых произведений, ранее не изучающихся в начальной школе.

На основе этих принципов составлена программа, которая обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы языка, введение учащимися в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом. В содержание курса включены: образцы фольклора народов России и мира, стихотворные и прозаические произведения детей разных народов и стран, приключенческая литература, научно-познавательная и справочная книга, юмористические и сатирические произведения, очерки, воспоминания, письма, стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, произведения о жизни.

Особенностью содержания литературного чтения является наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы, всё это помогает ученику применять полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Основным учебным материалом для уроков литературного чтения являются произведения родной и переводной литературы. При отборе учебного материала учитывались требования доступности текстов, их литературные достоинства, влияние произведений на эмоциональное развитие детей, на их нравственное становление.

Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:

сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;

работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно- познавательного произведения;

формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

В средствах обучения литературному чтению представлены все виды речевой деятельности – слушание и чтение художественных произведений; говорение как процесс обсуждения их достоинств и особенностей; письма – творческих работ, связанных с оценкой своего отношения к прочитанному. Для расширения кругозора чтения в хрестоматии включены дополнительные тексты произведений, позволяющие расширить круг чтения детей и организовать дифференцированное обучение. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Исходя из этого, уроки литературного чтения решают не только дидактические задачи, связанные с анализом текста, но и развивают оценочные суждения учащихся и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием или чтением конкретного произведения.

При выборе методов изучения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Используются следующие технологии и методики:

уровневая дифференциация

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие.

Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения, практические действия учащихся (подчёркивания, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Формы организации работы на уроке разные: нетрадиционные формы уроков, деловые и ролевые игры, индивидуальные, групповые, работа в парах.

Новизной данной программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.



Требования к уровню достижений обучающихся


В результате изучения литературного чтения учащиеся должны:

знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, имена, отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча – в соответствии с индивидуальным темпом учащихся;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой;



Учебно – тематический план



Тема

Количество часов

Практическая часть

Контрольные работы

Проверочные работы

1

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

6



22

Басни. Русские баснописцы.

5



33

Произведения В.А.Жуковского

4



44

Произведения А.С.Пушкина

5



55

Произведения М.Ю.Лермонтова

3



6

6

Произведения П.П.Ершова

4

Комплексная –разноуровневая контрольная работа№1

.

77

Произведения В.М.Гаршина

5



88

Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского

5



99

Произведения зарубежных писателей

10

Комплексная контрольная работа№2 за 1 полугодие


10

Мифы народов мира

2



11

Книги Древней Руси

2



12

Произведения Л.Н.Толстого

7


Проверочная работа.

13

Стихи А.Блока

3



14

Стихи К.Д.Бальмонта

4



15

Произведения А.И.Куприна

4


Комплексная- разноуровневая работа.

16

Стихи И.А.Бунина

3



17

Произведения С.Я.Маршака

8


Комплексная- разноуровневая работа.

18

Стихи Н.А.Заболоцкого

2



19

Произведения о детях войны

2



20

Стихи Н.М.Рубцова

3


Проверочная работа.

21

Произведения С.В.Михалкова


4



22

Юмористические произведения


2



23

Очерки

4


Проверочная работа.

24

Путешествия, приключения, фантастика


5

Итоговая контрольная работа №3


Итого

102







Содержание программы (102 часа)


Основные разделы чтения

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 6 ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Ле­генда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузь­ма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о разных фольклорных жанрах;

знать:

- наизусть произведения малых жанров фольклора

- отличие фольклорных жанров;

- особенность былины, былинных героев;

уметь:

- различать жанры фольклора, выделять их особенности, приводить примеры;

- называть и рассказывать народные сказки бытовые, о животных, волшебные;

- различать сказки и былины, выделять их особенности;

- сравнивать героев произведений фольклора народов мира;

- рассказывать былины, легенды, сказы по плану;

-составлять план и рассказывать по плану.


Басни. Русские баснописцы – 5 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмит­риев. «Муха».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о том, что такое басня;

знать:

- структуру басни;

уметь:

- правильно называть басни и определять мораль;

- сравнивать басни с «бродячими « сюжетами

- выразительно читать (определять тон и темп чтения);

- выявлять авторскую точку зрения.


В.А. Жуковский – 4 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин – 5 ч.

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писа­тели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов – 3 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Гор­ные вершины...», «Утёс».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о стихотворении;

- о строфе, стихотворной строке, логическом ударении, тоне, темпе, ритме, рифме.

- рифмующихся словах;

знать:

- понятия «эпитет», «олицетворение», «метафора», «сравнение»;

уметь:

- определять тему и жанр произведения;

- различать рифмы, строфы;

- находить эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры, употреблять их в речи;

- выразительно читать текст;

- сочинять двустишия и четверостишия;

- определять точку зрения автора;

-выражать свое отношение к произведению, героям;

- читать выразительно и наизусть;

- сравнивать стихи русских поэтов.


П.П. Ершов – 4 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокра­щении).

В.М. Гаршин – 5 ч.

«Лягушка-путешественница».

Н.Г. Гарин-Михайловский – 5 ч.

«Детство Темы» (отдельные главы).

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту.

- анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ


Произведения зарубежных писателей – 10 ч.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокраще­нии); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В результате изучения раздела учащийся должен


иметь представление:

- о зарубежных произведениях разных жанров и их авторах;

знать:

- фамилии авторов и название зарубежных произведений;

уметь:

- сравнивать произведения разных народов;

- описывать героев;

- пересказывать от лица героев;


Мифы народов мира – 2 ч.

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славян­ский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Тво­рение».

В результате изучения раздела учащийся должен

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о мифах народов мира;

знать:

- тему, жанр данного раздела;

уметь:

- выделять особенности мифов;

- анализировать текст ( выделение главной мысли);

- выразительно читать;

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.


Книги Древней Руси – 2 ч.

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поуче­ние Владимира Мономаха».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

- о книгах Древней Руси;

знать:

-понятия о летописях и летописных жанрах;

уметь:

- анализировать текст( выделение главной мысли);

- выразительно читать;

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ;


Л.Н. Толстой – 7 ч.

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Ру­сак», «Святогор-богатырь».

А.И. Куприн – 4 ч.

«Скворцы».

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту:

- анализировать текст

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ


А.А. Блок – 3 ч.

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт – 4 ч.

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

И.А. Бунин – 3 ч.

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, рас­пахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак – 8 ч.

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А. Заболоцкий – 2 ч.

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

иметь представление:

- о стихотворении;

- о строфе, стихотворной строке, логическом ударении, тоне, темпе, ритме, рифме.

- рифмующихся словах;

знать:

- понятия «эпитет», «олицетворение», «метафора», «сравнение»;

уметь:

- определять тему и жанр произведения;

- различать рифмы, строфы;

- находить эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры, употреблять их в речи;

- выразительно читать текст;

- сочинять двустишия и четверостишия;

- определять точку зрения автора;

-выражать свое отношение к произведению, героям;

- читать выразительно и наизусть;

- сравнивать стихи русских поэтов.


Произведения о детях войны – 2 ч.

В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Н.М.Рубцов – 3 ч.

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков – 4 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

В результате изучения раздела учащийся должен

иметь представление:

знать:

- фамилию писателей, тему, жанр данного раздела;

уметь:

- работать с текстом;

- делить на части;

- составлять план, пересказывать.


Юмористические произведения – 2 ч.

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страда­ния».

Очерки – 4 ч.

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика – 5 ч.

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулли­вер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

В результате изучения раздела учащийся должен

знать:

- авторов и название произведений данного раздела;

- тему, жанр произведений;

- понятие «диалог»

уметь:

- выразительно читать;

-сравнивать произведения разных жанров;

- пересказывать;

-выразительно читать диалог;

- работать с иллюстрацией к тексту.

- анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);

- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ



Круг чтения

Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.

Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово- тематическое разнообразие.

Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

-использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);

-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

-чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

-установление смысловых связей между частями текста;

-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

-сопоставление поступков героев;

-понимание и различие значений слов в тексте;

-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

  • выделение в тексте эпитетов, сравнений;

  • составление простого плана к рассказу, сказке;

  • подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

  • составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

  • выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему;

-чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Контроль уровня обученности

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фрон­тального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выбо­рочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в уст­ной форме. Письменные работы проводятся небольшие по объему (ответы на вопросы, опи­сание героя или события), а также самостоятель­ные работы с книгой, иллюстрациями и оглав­лением. Используются и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку»

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Пись­менная работа также проведодится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения имеются задания разных видов:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);в конце каждого полугодия;

  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;

  • тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия); и молча в конце 4 класса (Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально.)




Контроль уровня обученности

п/п

Тема раздела

Форма контроля

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Урок №6.

Самостоятельная работа

2

Басни. Русские баснописцы.

Урок№5 Литературный диктант

3

Произведения В.А.Жуковского

Урок№4

Самостоятельная работа

4

Произведения М.Ю.Лермонтова


Урок№3

Литературный диктант

5

Произведения П.П.Ершова


Урок№4

Комплексная- разноуровневая контрольная работа

6.

Произведения В.М.Гаршина


Урок№5

Самостоятельная работа

7.

Произведения зарубежных писателей


Урок № 9

Самостоятельная работа.

Урок№10

Комплексная контрольная работа за 1 полугодие.

8

Произведения Л.Н.Толстого

Урок № 7

Проверочная работа

9

Стихи А.Блока

Урок№3

Литературный диктант

10

Произведения А.И.Куприна


Урок № 4

Комплексная –разноуровневая работа

11

Произведения С.Я.Маршака


Урок № 6

Комплексная- разноуровневая работа

12

Стихи Н.М.Рубцова

Урок № 3

Проверочная работа

13

Произведения С.В.Михалкова


Урок №4

Самостоятельная работа

14

Очерки

Урок № 3

Творческая работа

Урок№4

Проверочная работа

1 5

Путешествия, приключения, фантастика


Урок № 5

Итоговая контрольная работа.












Перечень литературы и средств обучения


Учебная литература для обучающихся


1.Учебник Ефросинина Л.А. Литературное чтение: для 4 кл. учащихся общеобразовательных. учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).


2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь в 2-х ч. для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., доп.; - М.: Вентана-Граф, 2011г.


3.Учебная хрестоматия Ефросинина Л.А. Литературное чтение : учеб. для 4 кл. учащихся общеобразовательных. учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., допол.. - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).


Учебно-методическая литература для учителя


1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. - М: Вентана-Граф, 2011.


2. Л.А.Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, диагностические задания: в 2ч.-М.: Вентана-Граф, 2010.


12


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров