В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение опыта по теме «Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования»

Ольга Драчкова Ольга Драчкова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2977
Краткое описание
Представить опыт использования современных  образовательных технологий  для повышения качества образования младших  школьников.

Описание


Драчкова Ольга Вячеславовна учитель начальных классов высшей категории г.Самара Самарской области МБОУ СОШ № 35 г.о.Самара Обобщение опыта по теме «Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования» Актуальность
В настоящее время методика обучения переживает период, связанный с изменением целей образования, принятием Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Теоретические основы современных образовательных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, книги, журналы). Основной задачей информатизации образования в России является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно- коммуникационных технологий: — возможность организации процесса познания; — индивидуализация учебного процесса; — коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного мышления; — возможность построения открытой системы образования. Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. Третья стадия – «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Технология интерактивного обучения.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. В традиционномобучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Описание опыта использования описанных технологий в практической деятельности.
Опыт работы с ИКТ.

1) Обучение учащихся созданию презентаций. Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей. Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
2) Создание учащимися мультфильмов В 4 классе при работе над проектом я обучала одного из учащихся созданию мультфильма при помощи цифрового фотоаппарата. Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки нам понадобился фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что мы собрались снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно. Мы взяли ткань для фона, игрушечный домик. Потом у нас появились персонажи. Например, сначала пришла собачка. Фотографируем. Двигаем её вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем. Затем двигался Дед Мороз. Потом мы передвигали мячик. Когда все было отснято, мы перешли ко второй части процесса — монтажу. Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Затем мы наложили музыкальный фон. У нас получился короткий мультфильм «Новый год». Технология развития критического мышления.
В начальных классах возможно использовать такие приемы, как инсерт и синквейн. Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Такой прием я использовала на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни России». Инсерт (чтение текста с пометками)
«v» УЖЕ ЗНАЛ
«-» ДУМАЛ ИНАЧЕ

«+» НОВОЕ
«?» ЕСТЬ ВОПРОСЫ
Текст «Пустыни России. Растительный и животный мир.» Знаки

Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, несмотря на это, ее охотно поедают верблюды. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.
Каждое животное пустынь по-своему интересно.
Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвленные норы и живут в них группами.
В пустыне встречаются ушастый еж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных – сайгаки и верблюды. Сайгаки держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.
В пустыне немало пресмыкающихся. Очень интересна ящерица-кругоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок.
— Что вы уже знали о пустыне?
— Что оказалось для вас новым?
— Какие возникли вопросы?
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Технология интерактивного обучения. Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Некоторые из них можно использовать на уроках в начальной школе. Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень нравится детям такой вид работы в парах сменного состава, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это стоящие неподвижно ученики, а учащиеся из внешнего кольца переходят по сигналу учителя по часовой стрелке. Дети держат в руках карточки с заданиями и отвечают на вопросы стоящего напротив ученика по алгоритму. Таким образом, они успевают выполнить за короткий промежуток времени несколько заданий и одновременно проверить нескольких своих одноклассников. На уроках в начальных классах часто используется еще одна дидактическая игра в парах сменного состава – «Парк встреч». Дети встречаются парами, обмениваются карточками, отвечают на вопросы в карточке своего товарища. Затем, забрав свою карточку, ребенок проверяет правильность выполнения одноклассником задания. После этого дети ищут новую «встречу», подавая сигнал поднятой рукой. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Пожаловаться 25 ноября 2013
Файлы
обобщение опыта Драчкова О.В..docx
HTML Войдите для скачивания файлов







Драчкова Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов высшей категории

г.Самара Самарской области

МБОУ СОШ № 35 г.о.Самара







Обобщение опыта по теме

«Использование современных образовательных технологий

для повышения качества образования»

























Тема. Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования.

Актуальность

В настоящее время методика обучения переживает период, связанный с изменением целей образования, принятием Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.



Теоретические основы современных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, книги, журналы).

Основной задачей информатизации образования в России является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно- коммуникационных технологий:

- возможность организации процесса познания;

- индивидуализация учебного процесса;

- коренное изменение организации процесса познания путём смещения

её в сторону системного мышления;

- возможность построения открытой системы образования.

Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.

Технология интерактивного обучения.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

Описание опыта использования описанных технологий в практической деятельности.

Опыт работы с ИКТ.

  1. Обучение учащихся созданию презентаций.

Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей.

Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

  1. Создание учащимися мультфильмов

В 4 классе при работе над проектом я обучала одного из учащихся созданию мультфильма при помощи цифрового фотоаппарата. Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки нам понадобился фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что мы собрались снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно. Мы взяли ткань для фона, игрушечный домик. Потом у нас появились персонажи. Например, сначала пришла собачка. Фотографируем. Двигаем её вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем. Затем двигался Дед Мороз. Потом мы передвигали мячик. Когда все было отснято, мы перешли ко второй части процесса - монтажу. Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Затем мы наложили музыкальный фон. У нас получился короткий мультфильм «Новый год».

Технология развития критического мышления.

В начальных классах возможно использовать такие приемы, как инсерт и синквейн.

Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Такой прием я использовала на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни России».

Инсерт (чтение текста с пометками)

«v» УЖЕ ЗНАЛ

«-» ДУМАЛ ИНАЧЕ

«+» НОВОЕ

«?» ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Текст «Пустыни России. Растительный и животный мир.»

Знаки


     Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, несмотря на это, ее охотно поедают верблюды. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.
    Каждое животное пустынь по-своему интересно.
Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвленные норы и живут в них группами.
     В пустыне встречаются ушастый еж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных – сайгаки и верблюды. Сайгаки держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.
     В пустыне немало пресмыкающихся. Очень интересна ящерица-кругоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок.


- Что вы уже знали о пустыне?

- Что оказалось для вас новым?

- Какие возникли вопросы?

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.   Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Технология интерактивного обучения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Некоторые из них можно использовать на уроках в начальной школе. Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень нравится детям такой вид работы в парах сменного состава, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно ученики, а учащиеся из внешнего кольца переходят по сигналу учителя по часовой стрелке. Дети держат в руках карточки с заданиями и отвечают на вопросы стоящего напротив ученика по алгоритму. Таким образом, они успевают выполнить за короткий промежуток времени несколько заданий и одновременно проверить нескольких своих одноклассников. На уроках в начальных классах часто используется еще одна дидактическая игра в парах сменного состава – «Парк встреч». Дети встречаются парами, обмениваются карточками, отвечают на вопросы в карточке своего товарища. Затем, забрав свою карточку, ребенок проверяет правильность выполнения одноклассником задания. После этого дети ищут новую «встречу», подавая сигнал поднятой рукой.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru