В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Сложные слова"

Наталья Зуева Наталья Зуева
Тип материала: Урок
просмотров: 2540
Краткое описание
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний учащихся 3 класса

Описание

Урок русского языка в 3 классе.
Учитель: Зуева Наталья Петровна
Тема урока: «Сложные слова».
Цель:создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний. Задачи:1) познакомить учащихся с образованием сложных слов; 2) развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся; 3) воспитывать интерес к языку, слову. Тип урока:урок изучения нового материала. Вид урока:урок-исследование. Методы обучения: Проблемный Исследовательский Информационно-коммуникативный Оборудование:учебник «Русский язык. 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; Издательство «Просвещение», Москва 2012г., у учащихся – раздаточный материал, «Лист исследований». Формирование УУД: Познавательные:формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные:навыки сотрудничества. Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль. Личностные:мотивация изучения нового.

Ход урока I. I.Организационный момент.Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для работы, то и буду выполнять. — Запишите число, классная работа. -Cегодня на уроке мы будем работать в группах. — О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращайтесь друг к другу. Выслушивайте мнение каждого, не перебивая. Доказывайте свои версии. В группе ответы дает каждый. Умеешь сам – научи другого. Будьте внимательными друг к другу.) II.Актуализация знаний. -Какую широкую тему мы изучаем на уроках русского языка?(Мы изучаем тему: «Слово») -Какую более узкую тему мы изучаем на протяжении последних уроков? ( Изучаем «Состав слова») -Какие части слова мы изучали? Вы не забыли о предлоге?(«ловушка») — Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?(Словообразование изучает образование новых слов.) III.Постановка проблемы.
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.


1) Фронтальная работа — Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему? Учитель по порядку показывает карточки со словами каждой группе. Дети записывают в тетради, объясняя орфограммы, выделяют корни, где надо ставят ударение, устно подбирают проверочные слова, слово СНЕГОПАД учитель дает для самостоятельной работы) Слидит, трафка, улыпка, марозы, загадка, горад, снигопат. 2) Постановка проблемного вопроса. — Я увидела, что вы по-разному определили корень в слове СНЕГОПАД. открывает запись СНЕГОПАД. — Возникает вопрос, сколько корней в слове СНЕГОПАД? 3) Решение проблемы. — Когда так говорят — Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег) Запись на доске: снег падает — Какой корень в слове СНЕГ? Подберите однокоренные слова. — Какой корень в слове ПАДАЕТ? Подберите однокоренные слова. — Есть ли корни -снег- и -пад- в слове снегопад? — Так сколько корней в слове СНЕГОПАД? (В этом слове 2 корня) — Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями? — Как можно назвать эти слова? (Предположения детей) IV.Сообщение темы и цели урока. — Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. — Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня) Я предлагаю вам план исследования — Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу План исследований. 1.Как образуются сложные слова? 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Какую роль играют сложные слова в речи? 4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».
V.Изучение нового материала. 1) Исследование №1. Образование сложных слов. — Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?) — Как вы думаете, что это за слова такие — сложные? (предположения детей) — А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение) — А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) На доске появляется запись: (слайд 8) -нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-, — Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) — Что здесь лишнее? («Ловушка» Варит – это не часть слова, а целое слово) — Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? Какая команда придумала больше всех? (носик, носы, рога, рожок, сварит,) — Что мы сейчас складывали? (части слова в слова) — Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа) -Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания) -А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят) Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог)
— Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы) -Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) -Как вы получили сложное слово самовар? (Мы сложили основы) -Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) — Чтобы узнать это, выполним упражнение 138 на стр.77. — Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог ) — Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная) — Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. -Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о) — Итак, отметим это в «Листе исследований» Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?) Давайте подойдём к тексту, увидели ли вы сложные слова? Назовите. -А что означает словорыболов? (Человек который любит ловить рыбу) -Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (словорыболов) Вернёмся к нашему слову в котором у нас возникло затруднение снегопад(выпадение снега в большом количестве) -Почему? (Так короче, удобнее, быстрее) -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание) — Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».
Формулировка правила. -Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них) — Прочитайте это правило с удивлением.
— А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».


VI.Физкультминутка(пальчиковая гимнастика)
Солнечные зайчики играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне! (манит пальцами) Ну лови, лови, скорей! (имитируют движение) Вот, вот, вот – левей, левей! Убежал на потолок! (руки поднимают вверх, поднимаются на носочки) А теперь спустился быстро, Сел на корточки – так низко! VII.Закрепление изученного. Первичное закрепление. 1.Выпонение упражнения «Конструкторское бюро» — На партах лежат карточки. Прочитайте слова. Какое задание можете предложить? — Можно из данных слов составить сложные слова. лёд ход зверь лов лес парк сам лёт пар воз птица ферма — Запишем полученные слова, подчёркивая соединительную гласную и разбирая слова по составу. 2. Разгадывание ребуса Запишите отгадки. — Запишите отгадки (диктую)
· Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
· Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
· Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
· Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
· Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)
— Разберите слова по составу.
VIII.Обобщение — А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) Найдите схему, которая относится к схеме сложного слова.
IX. Домашнее задание Стр.78 упражнение 141
X.Рефлексия Закончите предложение: Сегодня на уроке я научился … Было интересно… Было трудно… Понял, что… Теперь я могу… Попробую…
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 25 ноября 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru