В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.

Ирина Журавлёва Ирина Журавлёва
Тип материала: Урок
просмотров: 3334
Краткое описание
выявить отличия стихотворной речи от прозаической, познакомить со  стихотворными размерами,  научить определять размер стихотворения, познакомить со способами рифмовки и видами рифм, повторить тропы и определить их значение для стихотворной речи
Пожаловаться 18 ноября 2013
Файлы
~$усложные размеры Документ Microsoft Office Word.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
#���######################################################@#0#########��b2####��b2�]�2########p^�2######## _�2########�_�2############�`�2########Xa�2########�a�2
Двусложные размеры Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Для раздачи Документ Microsoft Office Word.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

I. Определите вид тропа.


1.Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин)



2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.       (К. Бальмонт)



3.В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин)





III. Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы:


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…



Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.



Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.



Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.





II. «Зимний вечер» А. С. Пушкин



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

1825














Домашнее задание.

Сочините четверостишия по заданным рифмам, используя известные вам стихотворные размеры:


1.

………………………………….розы

……………………………..……мой

………………………..…..морозы

…………………………..…..рукой


2.

…………………………….на скале

………………..…..над волнами

…………………..……с берегами

…………………….……………мгле

3.

…………………………….темницу
…….………………………..девицу
………………………………….коня
………………………….………..дня






Текст к презентации Документ Microsoft Office Word.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Количество слайдов - 17

Среда (редактор), в которой выполнена презентация - PowerPoint 2007

Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее усвоить новый материал, закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки...

Слайд

Рекомендации по использованию

3 слайд

Задание 2.

Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.


За окном ветерок……………………………..

…………………………………………………..

И листочки ……………… по дорожке,

…………………………………………………

Что получилось?

(Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый).

Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов.

4 слайд

А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.)

Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.)

Концы с концами я свожу путём рифмовки,
Над каждым словом ворожу движеньем ловким,
Приделав лёгкие крыла к слогам конечным,
Чтоб вечно музыка была в пространстве вечном
. (Л.Е. Миллер)



5,6,7 слайды

Рифма:

  1. Парная (смежная):

Выткался на озере алый свет зари, А

На бору со звонами плачут глухари. А



Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Б

Только мне не плачется - на душе светло. Б

С.А. Есенин

  1. Перекрёстная:

Унылая пора! Очей очарованье! А

Приятна мне твоя прощальная краса- Б

Люблю я пышное природы увяданье, А

В багрец и в золото одетые леса… Б

А. С. Пушкин



  1. Кольцевая (опоясывающая):

Глядел я, стоя над Невой, А

Как Исаака-великана Б

Во мгле морозного тумана Б

Светился купол золотой. А

Ф. И. Тютчев



8 слайд

Мужская рифмас ударением на последнем слоге (окно – давно).

Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

В небе тают облак`а, (мужская)

И, лучистая на зн`ое, (женская)

В искрах катится рек`а, (мужская)

Словно зеркало стальн`ое. (женская)

9слайд

Задание 3.
Сравним 2 предложения:

  1. Новый день, шумя, приходит в город…

  2. Шумя, в город приходит новый день…

Смысл в обоих предложениях один и тот же?

Однако где речь стихотворная, а где прозаическая?

(1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения!)

Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.

Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками:

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…



- безударный слог - ударный слог


Что получилось? (Узор, орнамент, состоящий из равномерно повторяющихся элементов).

Попробуйте то же самое сделать с прозаической строкой.

Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день…




Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая – нет.)


А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение?

(Нужно переставить местами слова.)



10 слайд

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение:


Астры осыпаются в садах,

Под окошком желтеет стройный клён,

И холодный туман на полях

Неподвижно белеет целый день…


Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…




11 слайд

Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.

Стихотворные размеры.

двусложные трёхсложные

хорей дактиль

ямб амфибрахий анапест



12 слайд

ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мч`ат- ся т`у- чи, вь`ют-ся т`у- чи…

_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ - 4 – х стопный хорей

- стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе).



13 слайд

ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Люблю грозу в начале мая…

Люб-л`ю гро-з`у в на-ч`а-ле м`а-я…

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ - 4 – х стопный ямб



14-16

слайды

Задание 4.

Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Вы, наверно, почувствовали и рифму, и ритм стихотворения. Благодаря этим составляющим, многие стихи легко ложатся на музыку. Послушайте романс на стихи Пушкина (аудио). Какие эмоции вызвал в вас этот романс?



17 слайд

    1. Швед, русскийколет, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон,

    И смерть и ад со всех сторон.

    _́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /

    4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

    - Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.

    4. Храни меня, мой талисман,

    Храни меня во дни гоненья,

    Во дни раскаянья, волненья:

    Ты в день печали был мне дан.

    __ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, муж. и жен. рифмы. – Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударных слогов.



    Урок Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.rar
    Войдите для скачивания файлов

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru