В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Комплексная дополнительная образовательная программа "Первые шаги"

Лариса Ларикова Лариса Ларикова
Тип материала: Программа
просмотров: 3702
Краткое описание
Приобщение к образовательному процессу и социальное развитие дошкольников, не посещающих ДОУ.

Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» Утверждено на заседании Педагогического совета «____»________2012 года Протокол № ___________ «Утверждаю» Директор МБОУДОД ДДЮТ КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ ШАГИ» Возраст детей: 3-4 года СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Составители: ЛАРИКОВА Л.Н., МЕТОДИСТПавлова В.В., педагог-психолог

НОВОМОСКОВСК 2013
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная дополнительная образовательная программа «Первые шаги» реализуется в студии раннего эстетического развития детей «Росток», являющейся структурным подразделением МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» в рамках развивающей площадки «Малышок». Направленность программы — социально-педагогическая. Срок реализации 1 год. Программа «Первые шаги» предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение равных стартовых возможностей для получения дошкольного образования. Задачи программы: v художественно-эстетическое и сенсорно-моторное развитие; v развитие когнитивных процессов и физических возможностей детей раннего возраста; v оказание помощи при осуществлении постепенного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение; v оказание помощи родителям в становлении конструктивной родительской позиции.
Основанием для необходимости разработки данной программы послужил социальный заказ родителей детей, не посещающих ДОУ и апробация дополни-тельных образовательных программ «Играй и развивайся», «Музыка и движе-ние» в течение трех лет в рамках проекта «Экспериментальная площадка «Малышок».

В программе «Первые шаги» образовательные задачи минимизированы, акцент ставится на комплексное развитие детей младшего дошкольного возраста. Отличительной особенностью программыявляется Ø то обстоятельство, что с каждым годом возрастает процент детей, не посещающих ДОУ. Это вызвано различными причинами – дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ослабленное здоровье ребенка, желание родителей заниматься домашним воспитанием самостоятельно. В связи с этим возрастает потребность родителей в информации по вопросам развития и воспитания детей, подготовке их к вхождению в социум. Ø создание познавательно-развивающего пространства для полноценного развития навыков общения детей, находящихся на домашнем воспитании; Ø активное привлечение родителей детей к развивающей деятельности. Их присутствие на занятиях обязательно, так как дети всегда испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой, приобретают большую уверенность в себе, легче адаптируются в новом коллективе, а родители получают знания по педагогическому сопровождению развития ребёнка. Программа позволяет вырабатывать единый стиль воспитания в семье и ДОУ, организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания ребенка и его адаптации к условиям ДОУ. Программа построена с учетом возрастных особенностей развития ребенка 3-4 лет и включает упражнения по сенсорному, познавательному, физическому и музыкальному развитию ребенка, а так же подвижные игры. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.Не каждому родителю, из-за недостаточности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях удается пристроить свое чадо в детский сад, иногда не каждый считает это целесообразным, делая выбор в пользу домашнего воспитания. Однако даже самый внимательный родитель не сможет предложить малышу то, что дает ему дошкольное учреждение и учреждение дополнительного образования детей, а именно, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как раз для полноценного развития навыков общения у «домашних» детей и создаются группы в рамках развивающей площадки «Малышок». Решив воспитывать ребенка дома до школы, родители должны понимать, что они могут обучить кроху и письму, и чтению, и счету, и, возможно, даже дать ребенку более глубокие знания, чем он получил бы в рамках данной программы, однако привить малышу в полной мере навыки социализации в домашних условиях просто невозможно. Регулярных прогулок и частых походов в гости для этого недостаточно, ведь опыт ребенка в обществе должен быть куда более разносторонним. Малышу нужно испытать на себе и роль подчиненного (при общении с посторонними взрослыми), и роль лидера, и освоить общение на равных (в игре со сверстниками). Решить непростую и в то же время крайне важную задачу социализации маленького человечка призвана программа «Первые шаги». Детям, находящимся на домашнем воспитании, регулярное посещение развивающих занятий также приносит неоценимую пользу. Во-первых, ребенок получает представление о том, как проходят занятия в группе, что впоследствии пригодится ему в детском саду. Кроме того, некоторые занятия, например, музыкальные, наиболее эффективны именно тогда, когда проводятся в групповой форме. А, во-вторых, домашний малыш получит дополнительную возможность пообщаться со сверстниками и взрослыми. Регулярное посещение таких занятий позволит родителям быть уверенными в том, что ребенок успешно, а главное правильно развивается под наблюдением педагогов и педагога-психолога. Занятия по данной комплексной программе нужны для того, чтобы выработать у ребенка представление о том, что такое занятие. Малыш учится воспринимать и выполнять поставленные перед ним задачи, а также приобщается к пониманию дисциплины. Занятия по раннему развитию детей направленны на всестороннее развитие ребенка. Посещение занятий оправдано еще и тем, что они актуальны для тех, кто вот-вот отправится в детский сад, тем самым успешно решается задача адаптации ребенка к посещению детского сада. Еще одним несомненным преимуществом группы развития является целесообразное (до 8 человек) количество в ней детей, что обеспечивает каждому из малышей больше внимания со стороны педагогов. Описанные в программе формы развития вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов работ с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью. Психологические особенности детей в возрасте 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве кабинета для занятий. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитания. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов Данная программа, учитывая психологические особенности детей представляет собой удивительное развивающее пространство для детей от трёх до четырех лет, находящихся на домашнем воспитании. На занятиях они совершают путешествия в другие интересные миры творчества, музыки, развития и движения. Занимаются и достигают космических успехов! Формы и режим занятий. Для детей, находящихся на домашнем воспитании, лучше всего подходят комплексные развивающие занятия, предлагаемые данной программой. Речь идет о многоплановых занятиях, включающих в себя несколько аспектов, например, рисование, музыку, основы танцевальных движений, развитие речи. Продолжительность таких занятий – 45 минут, проводятся они 2 раза в неделю. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься и пообщаться друг с другом, с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек. Преобладающей формой занятий является игровая деятельность. Для ребёнка занятия по данной программе — интересное времяпровождение. Он играет, общается и, конечно не догадывается, что в этих увлекательных занятиях он учится общаться, творить, знакомится с окружающим миром, развивает речь, оздоравливается и воспитывает в себе этические и эстетические навыки.
Занятия построены на смене разных видов творческой и интеллектуальной активности, благодаря которым малыш развивает мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, память, внимательность, аналитические и музыкальные способности. Развивает пластику, учится самодисциплине, а заодно становится сильным, крепким и ловким. Программа рассчитана на регулярное посещение занятий в течение года. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей, находящихся на домашнем воспитании предусмотрено сопровождение педагога-психолога. Ожидаемый результат: · Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мыслительных операций), свойственных возрастным особенностям; · Накопление и расширение сенсорного опыта; · Начальное проявление коллективных и индивидуальных игровых навыков; · Начальное проявление творчества; · Сформированность первоначальных представлений об окружающем мире. Отслеживание результативности освоения программы происходит в форме педагогического наблюдения и проведения диагностики педагогом-психологом.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. Организация познавательно- развивающего пространства строится на основе сочетания самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности родителей, педагогов. Создание познавательно-развивающего пространства для детей в возрасте 3-4 лет предполагает формирование и развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей детей, создание условий социальной адаптации ребенка не посещающего ДОУ. Содержание познавательно-развивающего пространства определяется дополнительными образовательными программами v «Играй и развивайся» v «Музыка и движение» Педагоги привлекают детей и их родителей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя их своим партнерским участием.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 45 минут. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься, отдохнуть, пообщаться друг с другом и с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек.
III. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малышей в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, в связи с неизбежным пребыванием малыша в стрессовом состоянии. Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения больше других подвержены стрессу в новых условиях. Поэтому так важно еще на раннем этапе дать возможность ребенку приобрести позитивный опыт общения в детском коллективе в условиях развивающей ситуации.
Дополнительная образовательная программа «Играй и развивайся» разработана с целью оказания помощи в социализации личности детей младшего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании.Занятия по данной программе не только развивают сенсомоторику, но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – важный компонент эстетического воспитания. Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как в ней он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина и бумаги. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние. Задачи программы: 1. Развитие интереса детей к совместной деятельности. 2. Развитие мыслительной активности. 3. Приобретение детьми позитивного опыта общения в коллективе. 4. Обогащение сенсорного опыта. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Повышение адаптивных возможностей детей . 7. Знакомство родителей с методами воспитания и развития детей и возрастными особенностями раннего и младшего дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Музыка и движение» нацелена на музыкальное и физическое развитие детей раннего дошкольного возраста не посещающих детский сад, возраст детей 3 – 4 года. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Доступность основывается на простых общеразвивающих упражнениях и подвижных играх. Эффективность – в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, пением и элементами танца, входящими в упражнения, но и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Задачи программы: 1. Развитие связной устной речи. 2. Развитие ритмичность движений под музыку. 3. Развитие координацию, ориентацию в пространстве. 4. Развитие образного мышления и задатков творческих способностей. 5. Приобретения опыта коллективного пения. Важной особенностью организации занятий по программе «Первые шаги» является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.
В этом возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Кроме того, игра является основой для создания игровой мотивации при обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Модель развивающего воспитания и обучения требует от педагога создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагоги должны создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, педагоги и родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. В основе системы психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства заложены: во-первых, возрастные особенности детей; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство.Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром;
с окружающими (взрослые, сверстники);
с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения в познавательно-развивающем пространстве является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения.

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
· психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и педагогов. Диагностика(индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к занятиям в учреждении. Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям. Консультирование(индивидуальное, групповое), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. Развивающая работа(индивидуальная, групповая). Коррекционная работа(индивидуальная, групповая). Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Экспертиза(образовательных программ, проектов, пособий, познавательно-развивающего пространства, профессиональной деятельности педагогов) В развивающей площадке «Малышок» в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке (проектирование) дополнительных образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-развивающего пространства развивающей площадки «Малышок» является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Психолого-педагогическое сопровождение программы «Первые шаги» направленно на выполнение целей развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.

V. ЛИТЕРАТУРА. 1. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006. 2. Дополнительные образовательные программы «Играй и развивайся», «Музыка и движение» 3. Л.Н.Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г. 4. Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г. 5. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995. 6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М.: Новая школа, 1993. 7. Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 4. – С. 37. 8. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003. 9. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. 10. Подборка журнала «Обруч» 2009-2012 гг. Интеренет-ресурсы: http://класс-плюс.рф/, http://nsportal.ru/, child-psy.ru,
http://portal.loiro.ru/, http://psy.1september.ru/article.
Пожаловаться 13 ноября 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru