В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

рабочая программа по изобразительному искусству

Галина Леванова Галина Леванова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234  голосов:5    просмотров: 1804    комментариев: 1
Краткое описание
развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
ü  развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

Описание
Пояснительная записка

Данная программа по изобразительному искусству построена в соответствии с :

-Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10» санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.»;
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
-БУП РТ – 2013 г;
-Учебного плана МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» на 2013-2014 учебный год, принятый педсоветом №1 от 27 августа и утвержденным Приказом №141 директором от 29 августа 2013г.

-Примерной программы основного общего образования. Искусство.5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.;
-Программы «Изобразительное искусство», разработанной под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. 5-9 классы. – М. Просвещение, 2011.;
Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Главным смысловым стержнем программы является— связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Формы и методы проведения уроков по ИЗО — изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла врисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).
Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.
Основные цели и задачи:
ü развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
ü развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
ü воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;
ü воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
ü освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;
ü овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
ü умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;
ü формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.
В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:
ü основные виды и жанры изобразительного искусства;
ü основы изобразительной грамоты;
ü выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
ü крупнейшие музеи мира и России;
ü значение изобразительного искусства в художественной культуре;
ü направления и стили мировой художественной культуры;
ü шедевры мировой художественной культуры;
ü особенности языка искусства.
Уметь:
ü применять различные художественные материалы;
ü анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ü определять средства выразительности;
ü ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
ü устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства;
ü выполнять учебные и творческие задания.
Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок проверки знаний.
В программе применяются принципы:
ü целостная система введения в художественную культуру;
ü принцип «от жизни через искусство к жизни»;
ü принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
ü принцип единства восприятия и созидания;
ü проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства;
ü развитие художественно-образного мышления.


Содержание программы:
Древние корни народного искусства – 8ч

Знать:

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Уметь:

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
Связь времен в народном искусстве — 8ч.
Знать:

— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Уметь:

— пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)
Декор – человек, общество, время — 12 ч.
Знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Уметь:

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
Декоративное искусство в современном мире — 7ч.
Знать:

— несколько народных художественных промыслов России;
Уметь:
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.)
Формирование художественных знаний, умений и навыков.

По окончанию 5 класса обучающиеся должны знать:

ü истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

ü особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

ü семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

ü несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:

ü пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

ü различать по стилистическим особенностям декоративноеискусство разных народов и времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVIIвека);

ü различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло,керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

ü выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видетьединство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:
ü умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;
ü уметь передавать единство формы и декора (на доступномдля данного возраста уровне);
ü умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
ü создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
ü владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
ü владеть навыком работы в конкретном материале (макра­ме, батик, роспись и т. п.).


Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.Этапы оценивания детского рисунка: 
Ø
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; 
Ø
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; 
Ø
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; 
Ø
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; 
Ø
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. 
Критерии оценивания знаний и умений 
Оценка «5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. 
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. 
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. 
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Материально-техническое обеспечение:
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2013
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Изобразительное искусство, 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского /авт.-сост. Л.В.Шампарова.-Волгоград: Учитель, 2012,
Энциклопедия для детей, т.7 искусство, ч.1, Архитектура, изобразительно и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, — 2-е изд. Испр./ Глав. Ред. М.Аксенова;-М.: Аванта +, 2004.
Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В4ч. 4,2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.
Декоративно-прикладное искусство Казанских татар. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Т.Шагеева, Москва «Советский художник»- 1990.
Компьютер
Интерактивная доска
Презентации
Интернет ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – linewww SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств
http://www.museum-online.ru/

Академия художеств «Бибигон»http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (ИЗО) 5 класс
п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Выполнение
По плану По факту
Древние корни народного искусства (8 асов)
1
Древние образы в народном искусстве
1 Урок изучения новых знаний
Традиционные образы народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.
Знать: солярные знаки
Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства.
Текущий
индивидуальный


2
Декор русской избы
1 Урок изучения новых знаний
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Структура и образный строй избы.
Знать: украшения русской избы.
Уметь: выполнять элементы украшений избы
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


3
Внутренний мир русской избы
1 Урок формирования новых знаний
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно-важные центры: красный угол, печь.
Знать: внутреннее пространство русского дома.
Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом.
Текущий
индивидуальный


4
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
1 Комбинированный урок
Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля.

Знать: предметы народного быта и их украшение.
Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


5
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1 Комбинированный урок
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его сомволическое значение.
Знать: основное о крестьянской вышивке.
Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце.
Текущий
индивидуальный


6 7
Народный праздничный костюм
2 Урок изучения новых знаний
Народный праздничный костюм-целостный художественный образ.
Знать: историю русского и татарского костюма.
Уметь: эскизы народного праздничного костюма.
Текущий
индивидуальный


8
Народные праздничные обряды
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Знать: обрядовые действия народного праздника.
Уметь: разбираться в обрядовых праздниках.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


Связь времен в народном искусстве (8 часов).
9
Древние образы в современных народных игрушках
1 комбинированный
Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.
Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.
Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


10 11
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи.
Знать: историю гжельской керамики.
Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


12 13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Розаны и купавки-основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.
Знать: историю городецкой росписи.
Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


14 15
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма.
Знать: историю художественного промысла.
Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
1 Урок обобщения и систематизации
Промыслы, как искусство художественного сувенира. Иесто произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Знать: Примеры декоративного искусства.
Уметь: Разбираться в народных промыслах.
Текущий
индивидуальный


Декор-человек, общество, время (12 часов)
17
Зачем людям украшения
1 УОНМ
Комбинированный
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений.
Знать: роль декоративного искусства в жизни людей.
Уметь: видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


18-19
Декор и положение человека в обществе
2 Урок изучения новых знаний
Украшение, как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.
Знать: декоративное искусство Древнего Египта.
Уметь: выполнять эскизы украшений.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


20-21
Одежда говорит о человеке
2 Комбинированный
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Знать: основные особенности костюма народов Китая

Текущий
индивидуальный


22-24
Одежда говорит о человеке
3 комбинированный
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко)
Знать: основные особенности костюма народов Западной Европы, в том числе РТ
Уметь: выполнять эскизы одежды.
Текущий
индивидуальный


25-27
О чем рассказывают гербы и эмблемы
3 комбинированный
История возникновения герьа. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе.
Знать: историю герба и эмблемы, в том числе РТ
Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
1 УЗИМ
обобщение
Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время».
Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.
Уметь: разбираться в старинных костюмах.


Текущий
индивидуальный


Декоративное искусство в современном мире (7 часов).
29
Современное выставочное искусство
1 УИНЗ
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло.
Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства.
Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы.
Фронтальный опрос индивидуальный


30
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
1 УФНЗ
Виды ДПИ. Русская тряпичная кукла.
Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы.
Текущий


31- 32
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
2 УФНЗ
УП
Русская тряпичная кукла. Татарская народная кукла. Кукла-закрутка.
Знать особенности и традиции изготовления кукол.

Творческое обсуждение


33 34
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
2 УФНЗ
УП
Виды ДПИ.
Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом.
Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона.
Уметь: выполнять работы из разного материала.
Творческое обсуждение
индивидуальный


35
Обобщение знаний
1 обобщение
Обобщение материала по темам и раздела и года.
Уметь осознанно использовать язык ДПИ

Фронтальный опрос





Итого: 35 ч.
35










Пожаловаться 12 ноября 2013
Файлы
изо 5 кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    14 ноября 201322:46
    Татьяна Остапцова

    Здравствуйте, уважаемая Галина Владимировна! Хорошая программа, только надо ее немного доработать в соответствии с требованиями Портала. Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
    Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульном листе документа, а также добавить:
    1. Список рекомендуемой литературы для детей.
    2. Список рекомендуемой литературы для педагога.
    3. Список ссылок на использованную литературу и источники в сети Интернет.

    С уважением, Т.Н.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru