В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

рабочая программа по изобразительному искусству

Галина Леванова Галина Леванова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234  голосов:5    просмотров: 1999    комментариев: 1
Краткое описание
развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
ü  развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

Описание
Пояснительная записка

Данная программа по изобразительному искусству построена в соответствии с :

-Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10» санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.»;
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
-БУП РТ – 2013 г;
-Учебного плана МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» на 2013-2014 учебный год, принятый педсоветом №1 от 27 августа и утвержденным Приказом №141 директором от 29 августа 2013г.

-Примерной программы основного общего образования. Искусство.5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.;
-Программы «Изобразительное искусство», разработанной под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. 5-9 классы. – М. Просвещение, 2011.;
Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Главным смысловым стержнем программы является— связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Формы и методы проведения уроков по ИЗО — изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла врисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).
Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.
Основные цели и задачи:
ü развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
ü развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
ü воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;
ü воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
ü освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;
ü овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
ü умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;
ü формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.
В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:
ü основные виды и жанры изобразительного искусства;
ü основы изобразительной грамоты;
ü выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
ü крупнейшие музеи мира и России;
ü значение изобразительного искусства в художественной культуре;
ü направления и стили мировой художественной культуры;
ü шедевры мировой художественной культуры;
ü особенности языка искусства.
Уметь:
ü применять различные художественные материалы;
ü анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ü определять средства выразительности;
ü ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
ü устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства;
ü выполнять учебные и творческие задания.
Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок проверки знаний.
В программе применяются принципы:
ü целостная система введения в художественную культуру;
ü принцип «от жизни через искусство к жизни»;
ü принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
ü принцип единства восприятия и созидания;
ü проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства;
ü развитие художественно-образного мышления.


Содержание программы:
Древние корни народного искусства – 8ч

Знать:

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Уметь:

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
Связь времен в народном искусстве — 8ч.
Знать:

— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Уметь:

— пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)
Декор – человек, общество, время — 12 ч.
Знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Уметь:

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
Декоративное искусство в современном мире — 7ч.
Знать:

— несколько народных художественных промыслов России;
Уметь:
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.)
Формирование художественных знаний, умений и навыков.

По окончанию 5 класса обучающиеся должны знать:

ü истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

ü особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

ü семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

ü несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:

ü пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

ü различать по стилистическим особенностям декоративноеискусство разных народов и времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVIIвека);

ü различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло,керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

ü выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видетьединство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:
ü умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;
ü уметь передавать единство формы и декора (на доступномдля данного возраста уровне);
ü умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
ü создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
ü владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
ü владеть навыком работы в конкретном материале (макра­ме, батик, роспись и т. п.).


Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.Этапы оценивания детского рисунка: 
Ø
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; 
Ø
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; 
Ø
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; 
Ø
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; 
Ø
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. 
Критерии оценивания знаний и умений 
Оценка «5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. 
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. 
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. 
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Материально-техническое обеспечение:
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2013
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Изобразительное искусство, 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского /авт.-сост. Л.В.Шампарова.-Волгоград: Учитель, 2012,
Энциклопедия для детей, т.7 искусство, ч.1, Архитектура, изобразительно и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, — 2-е изд. Испр./ Глав. Ред. М.Аксенова;-М.: Аванта +, 2004.
Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В4ч. 4,2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.
Декоративно-прикладное искусство Казанских татар. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Т.Шагеева, Москва «Советский художник»- 1990.
Компьютер
Интерактивная доска
Презентации
Интернет ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – linewww SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств
http://www.museum-online.ru/

Академия художеств «Бибигон»http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (ИЗО) 5 класс
п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Выполнение
По плану По факту
Древние корни народного искусства (8 асов)
1
Древние образы в народном искусстве
1 Урок изучения новых знаний
Традиционные образы народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.
Знать: солярные знаки
Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства.
Текущий
индивидуальный


2
Декор русской избы
1 Урок изучения новых знаний
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Структура и образный строй избы.
Знать: украшения русской избы.
Уметь: выполнять элементы украшений избы
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


3
Внутренний мир русской избы
1 Урок формирования новых знаний
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно-важные центры: красный угол, печь.
Знать: внутреннее пространство русского дома.
Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом.
Текущий
индивидуальный


4
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
1 Комбинированный урок
Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля.

Знать: предметы народного быта и их украшение.
Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


5
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1 Комбинированный урок
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его сомволическое значение.
Знать: основное о крестьянской вышивке.
Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце.
Текущий
индивидуальный


6 7
Народный праздничный костюм
2 Урок изучения новых знаний
Народный праздничный костюм-целостный художественный образ.
Знать: историю русского и татарского костюма.
Уметь: эскизы народного праздничного костюма.
Текущий
индивидуальный


8
Народные праздничные обряды
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Знать: обрядовые действия народного праздника.
Уметь: разбираться в обрядовых праздниках.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


Связь времен в народном искусстве (8 часов).
9
Древние образы в современных народных игрушках
1 комбинированный
Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.
Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.
Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


10 11
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи.
Знать: историю гжельской керамики.
Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


12 13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Розаны и купавки-основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.
Знать: историю городецкой росписи.
Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


14 15
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
2 комбинированный
История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма.
Знать: историю художественного промысла.
Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
1 Урок обобщения и систематизации
Промыслы, как искусство художественного сувенира. Иесто произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Знать: Примеры декоративного искусства.
Уметь: Разбираться в народных промыслах.
Текущий
индивидуальный


Декор-человек, общество, время (12 часов)
17
Зачем людям украшения
1 УОНМ
Комбинированный
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений.
Знать: роль декоративного искусства в жизни людей.
Уметь: видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


18-19
Декор и положение человека в обществе
2 Урок изучения новых знаний
Украшение, как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.
Знать: декоративное искусство Древнего Египта.
Уметь: выполнять эскизы украшений.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


20-21
Одежда говорит о человеке
2 Комбинированный
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Знать: основные особенности костюма народов Китая

Текущий
индивидуальный


22-24
Одежда говорит о человеке
3 комбинированный
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко)
Знать: основные особенности костюма народов Западной Европы, в том числе РТ
Уметь: выполнять эскизы одежды.
Текущий
индивидуальный


25-27
О чем рассказывают гербы и эмблемы
3 комбинированный
История возникновения герьа. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе.
Знать: историю герба и эмблемы, в том числе РТ
Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы.
Текущий
Индивидуальный
Анализ работ, оценивание


28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
1 УЗИМ
обобщение
Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время».
Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.
Уметь: разбираться в старинных костюмах.


Текущий
индивидуальный


Декоративное искусство в современном мире (7 часов).
29
Современное выставочное искусство
1 УИНЗ
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло.
Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства.
Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы.
Фронтальный опрос индивидуальный


30
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
1 УФНЗ
Виды ДПИ. Русская тряпичная кукла.
Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы.
Текущий


31- 32
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
2 УФНЗ
УП
Русская тряпичная кукла. Татарская народная кукла. Кукла-закрутка.
Знать особенности и традиции изготовления кукол.

Творческое обсуждение


33 34
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
2 УФНЗ
УП
Виды ДПИ.
Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом.
Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона.
Уметь: выполнять работы из разного материала.
Творческое обсуждение
индивидуальный


35
Обобщение знаний
1 обобщение
Обобщение материала по темам и раздела и года.
Уметь осознанно использовать язык ДПИ

Фронтальный опрос





Итого: 35 ч.
35










Пожаловаться 12 ноября 2013
Файлы
изо 5 кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    14 ноября 201322:46
    Татьяна Остапцова

    Здравствуйте, уважаемая Галина Владимировна! Хорошая программа, только надо ее немного доработать в соответствии с требованиями Портала. Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
    Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульном листе документа, а также добавить:
    1. Список рекомендуемой литературы для детей.
    2. Список рекомендуемой литературы для педагога.
    3. Список ссылок на использованную литературу и источники в сети Интернет.

    С уважением, Т.Н.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru